Авторский блог Редакция Завтра 03:00 20 апреля 1998

РЕЗЦОМ И КИСТЬЮ

РЕЗЦОМ И КИСТЬЮ
16(229)
Date: 21-04-98
Представьте себе, что художник, несмотря на тяжелейшее ранение в 1942 году под Вязьмой и перенесенные в течение нескольких лет около 50 операций, оказался ярчайшим живописцем и оптимистом в своем творчестве.
С начала Великой Отечественной войны Константин Гнеушев — в то время студент Московского института прикладного и декоративного искусства — пошел добровольцем в ополчение, из которого был направлен в военное училище имени Верховного Совета РСФСР, а после его окончания на фронт, в звании лейтенанта, командиром взвода. За смелость на фронте был награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью “За отвагу”. Но осколок вражеского снаряда попал ему в голову и разбил его лицо.
Сегодня в Выставочном зале на Кузнецком мосту открылась выставка его картин, а также работ его супруги— скульптора Марины Денисенко — тоже участницы Великой Отечественной войны.
Когда я вошел в первый зал, то сразу же почувствовал, что живописец даже на холстах скромного формата с удивительным мастерством решает композиции большими плоскостями и достигает подлинной декоративности.
В его произведениях “Натюрморт с подносом” , “Натюрморт на красном” и в других нет композиционного и колористического повтора, каждая картина своеобразна. Заметим также, что Константин Григорьевич не пишет пастозно, наоборот, часто даже в протирку, оставляя белый грунт холста как белый цвет.
Особо надо сказать о работах, выполненных в другой технике, — пастелью. Это очень лирические по своему замыслу пейзажи. “Весенний вечер”, “Голубые горы” и многие другие прекрасно передают состояние природы. Эти живописные изюмины составляли экспозицию целого зала.
К нынешним творческим свершениям К. Г. Гнеушев пришел в известной мере благодаря тому, что учился у таких мастеров изобразительного искусства, как С. В. Герасимов, А. В. Куприн, П. В. Кузнецов.
Марину Владимировну объединяют с ее супругом чувство прекрасного и умение выразить это в небольших по размеру динамичных скульптурах (“Клоун с собачкой”, “Дрессировщица”, “Тарантелла”, “Мексиканский танец”).
В работах Гнеушнвой нет и намека на вялость формы, на повторы в решениях. Везде чувствуются крепкая рука ваятеля — ученицы Георгия Ивановича Мотовилова, блестящее владение материалом и очень доброе творческое настроение.
Так люди, прошедшие по фронтовым дорогам, научились ценить жизненную силу, сохранив драгоценное чувство красоты.
Николай ГОЛОВАНОВ
1.0x