Авторский блог Константин Пчельников 03:00 20 апреля 1998

ТРАНССИБ

Author: Константин ПЧЕЛЬНИКОВ
ТРАНССИБ
16(229)
Date: 21-04-98
К О М М У Н И К А Ц И И
— кинетическая функция пространства, в котором траектории движения элементарных частиц и гигантских космических тел, как и “броуновская толкотня” этноматериала нашей земной планеты, постоянно наполняют ВСЕЛЕННУЮ РИТМАМИ ЖИЗНИ

СИМВОЛЫ ГРАФИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
восемь евразийских субконтинентов плюс ЯПОНИЯ: Европа не включена в СХЕМУ КОНСТРУКЦИИ ПЛАНЕТАРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ оттого, что ОНА является лишь частью азиатского материкового континента и, между прочим, хотя бы и потому, что слово это — Европа — в отличие от имен всех земных континентов не начинается с буквы “А”;
четыре материковых континента плюс ОКЕАНИЯ, к коим можно “подключить” и АНТАРКТИДУ;
ЧАША РУССКОГО ПРОСТРАНСТВА — ЧРП — естественное природное образование, возникшее на Земле в результате формирования континентально-материковых платформ и мирового океана;
ЧРП — целостная и самодостаточная геополитическая среда, состоявшаяся в силу своих неограниченных коммуникационных возможностей (геополитический “Бродвей”), под которую Природа заложила семидесятипроцентный запас мировых природных сырьевых ресурсов;
все это вкупе — редкий случай в Природе и повод породить в пределах ЧРП евразийский СУПЕРЭТНОС, мессианскую роль в котором суждено нести, хоть и спотыкаясь, славянской Руси на всем протяжении ее истории, начинающейся ее утробной праистории, в лоне мифологических евразийских первопришельцев из тьмы бескалендарного начала;
глобальные сухопутные коммуникации, трассированные неолитическим человеком, которые естественным образом позволяют связать между собой любые географические точки земной суши;
основные направления колесных дорог, авиационных трасс и трубопроводных носителей энергоресурсов, служащих целям преобразования природной среды для нужд человека в планетарном масштабе;
к такому становому коммуникационному хребту органично нанизываются “методом “подвязывания” ВОСЕМЬ ЕВРАЗИЙСКИХ СУБКОНТИНЕНТОВ 1-:-8 плюс ЯПОНИЯ и громады четырех обедненных недрами материковых суш: АВСТРАЛИЯ, АФРИКА и обе АМЕРИКИ плюс ОКЕАНИЯ;
глобальные океанические коммуникации — эфемерные спирали, писанные на воде — связывающие между собой все береговые точки земной суши — ее внешний контур;
это коммуникации, возникшие в средние века нашей эры как результат необходимости компенсации дефицита природно-сырьевых ресурсов для нужд бурно развивающейся производительной деятельности на европейском субконтиненте
региональная коммуникация — ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ, бытовавший со второго тысячелетия до нашей эры почти до средних веков эры нашей; стихийная система разрозненных вьючных троп в географическом интервале между побережьем двух китайских морей и Передней Азией (азиатским преддверьем в Африку);
непрерывная череда солнцем раскаленных томительно-широких пустынь, узких безлесных горных проходов и крутых скальных нагорий; пространство перемещения свиточного шелка для цветных шатров и пестрых халатов разноликих халифов, беев, султанов и шейхов, а также пряных снадобий, шедших на умащение чувственных восточных телес,
иссушенных арабским безводьем, в обмен на жемчуга и судьбоносные каменья из придворных ларцов и сундучков базарных менял, замутненных загадочным смыслом коварства тегеранских ночей и сладким дымным чадом багдадских кальянов.

ПРОБЛЕМА
зачастила бойким гостем в СМИ и в умы представителей политического “олимпа” ближнего зарубежья идейка-плутовка сиюминутной реанимации школьных лет легенды Великого шелкового пути, и мы зрим, как над следами неистребимо-древних лукавых восточных традиций раздвигается разноязыко-шуршащий занавес с видом на мерцательную ауру клубных придумываний неких “озарительных” геополитических конструкций;
l
суть затеи этой так же проста, как и наивна: на тихоокеанском прибрежье Азии-де зреет необходимый достаток всего того, чтобы, взгромоздясь на тибетско-гималайские высоты и оставляя южные океанические водные просторы во власть отраженью плывущих в небе облаков, срочно построить и надежно загрузить наикратчайшую универсальную транспортную коммуникацию в Старый Свет — Нью-Шелковый путь, оставляя Россию с ее Транссибом и семидесятью процентами мировых природно-сырьевых ресурсов в не столь отдаленном сибирском одиночестве;
l
однако характер и хронология вызревания человеческих коммуникаций всех уровней определяются масштабом и скоростью хозяйствования людей, где господствует синоним добра и зла; рок “дебит-кредита” и как факт — неистребимый технологический вселенский дисбаланс, порождающий богатеющих богатых и беднеющих бедных, что наблюдаемо с самого человеческого первоначалья: “мораль” сего тезиса: богатые никогда не позволят себе допустить того, чтобы исчезли как составная часть “миропорядка” бедные, говоря о чем, следует вспомнить одну из “заповедей” Цицерона: раба нужно время от времени кормить, хотя бы для того, чтобы он однажды не издох.., сметая пыль дорожную с посоха впереди идущего, а тем временем раб, пребывая в смирении, терпеливо ждет часа, когда “караван” видимого терпеливого согласия вдруг пойдет задом наперед и впереди идущие станут последними, но это уже рабская мораль...
ВО-ПЕРВЫХ
человек изначально был обречен беспрерывно передвигаться по планете уже хотя бы потому, что ему самой природой приданы ноги; человек стал настойчиво и усердно расселяться по планете в поисках лучших мест обитания, которыми в те времена еще изобиловала Земля; так возникли неолитические тропы — подтекст будущих геодезических изысканий под трассы современных сухопутных коммуникаций;
l
подвижнический неолит на благоуханной здоровьем Земле приучал людей к относительно оседлой жизни: так случалось повсюду, где природа одаривала человека круглогодичным жизненным достатком для продолжения рода своего, отчего чуждались общения между собой даже сородичи, обитающие по разные стороны одного и того же ручья, а подчас и не подозревали о существовании друг друга; что уж говорить о тех природных обстоятельствах, когда разделительную функцию выполняли холмы, горные хребты и ущелья или лесные чащобы, что бытовало, к примеру, в Африке и в обеих Америках, да и в долинах азиатских горных систем с Кавказом вместе, аж до прихода во все эти места белого люда европейского толка;
ВО-ВТОРЫХ
по мере роста жизненного достатка и его накопления на древних пространствах ярко выраженных природных контрастов возникают условия для обмена специфическим местным продуктом, что вело к появлению устойчивых пешеходных и вьючных троп, а позже и колесных трактов — прообразов региональных коммуникаций, к разряду которых относится и торговый путь великой славы — Шелковый, навязчиво осевший в наших впечатлительных умишках школьных лет;
l
Великий шелковый путь “работал”, пока его вьюки несли охапки шелковых свитков да коробки с экзотическим по тем временам чаем; но как только в средние века возникла необходимость переправлять обнаруженные в Китае Марко Полом фарфоровые чайные сервизы, транспортные возможности ВПШ иссякли; сервизы пошли в Европу уже каравеллами;
В-ТРЕТЬИХ
так называемые Великие географические открытия совпали с периодом, когда Средиземноморская цивилизация вплотную занялась урбанизацией европейского субконтинента;
к этому времени приморским человечеством достаточно хорошо было освоено мореплавание: постройка парусных судов и судовая навигация; началась колонизация планеты Европейским субконтинентом;
трюмы каравелл позволяли доставлять в старую Европу не только предметы роскоши, но и различные виды сырья;
l
так возникли мировые морские коммуникации — эфемерные линии в зыбкой среде, реальная суть которых — пункт отправления и пункт назначения, доля корабля — неведение, риск;
l
Европа средних веков, геологически обедненная природно-сырьевыми ресурсами и испытывающая сильный демографический рост по причине десятикратного увеличения производительности сельского хозяйства на базе плужно-пахотных усовершенствований и оказавшаяся в преддверии индустриального всплеска, крайне нуждалась в промышленном сырье, что и подтолкнуло ее к поиску такового в океанических запредельях;
l
так в темперированном режиме планета покрылась глобальной сетью морских коммуникаций и тридцать процентов мировых природных ресурсов, находящихся в зоне умеренно-тропических широт, по большей части были сравнительно быстро востребованы либо истощены нетерпеливым евро-человеком на базе мотыжно-тачковых примитивных технологий доиндустриальной эпохи;
l
свою функцию морские коммуникации — продукт великих географических открытий — выполнили сполна, а если что и несут на себе они сегодня, так это две ахиллесовы пяты: одна — это изнурительные портовые такелажные работы “майна-вира” с неизбежными перекантовками грузов на колесный транспорт, и вторая — это предел узловых скоростей мореходов, которые совсем не соответствуют скоростям операций финансово-экономических систем сегодняшней мировой рыночной практики;
В-ЧЕТВЕРТЫХ
сегодня на планете незаметно, как бы сама собой складывается конструкция коммуникаций, адекватная возможностям и потребностям планетарной технологической цивилизации; эта конструкция с топографической точностью накладывается на сетку доисторических троп, трассированных еще в период неолита; отличие неолитических троп от складывающейся системы мировых коммуникаций состоит в том, что первые разбросаны в прошлое как фрагменты того, что возникает сегодня — глобальная коммуникационная система, связывающая во единое все материковые суши, а это способно коренным образом видоизменить геополитическое лицо планеты в целом;
l
конструкция новых континентальных коммуникаций видится как широтная прямая — “Лиссабон-Москва-Нью-Йорк” — с меридиональными “спусками” на ЮГ на всей протяженности этой прямой;
при этом, что примечательно, естественным образом МОСКВА оказывается некоторым географическим центром резко выраженной радиально-центрической системы: с предметно картографированным рельефом, всепогодной, круглогодичной и круглосуточной, работающей в режиме стабильного эксплуатационного обеспечения;
l
так система железнодорожных, авто- и авиатрасс по маршруту “Европа-Америка” (через Москву и Берингоград) с “подвеской” к ней с Юга урбанизированных регионов Африки, Азии и Южной Америки позволяет создать устойчивую и рациональную конструкцию мировых коммуникаций;
l
упомянутые “подвески” способны коренным образом повлиять на мировую роль ряда регионов планеты;
к примеру, возьмем сухопутные меридиональные “подвески” к побережью южных морей через Афганистан к Индийскому океану или через Турцию-Кавказ-Иран к Персидскому заливу; эти и другие им подобные проекты, уже самим фактом их гласного обсуждения (а тем более на стадии подготовки их к строительству, и само строительство особенно) помогут вовлечь в созидательные процессы одновременно целый ряд сопредельных регионов;
и как следствие начинают терять свое былое значение конфликтные проливы — Ормузский, ведущий в Персидский залив, Малазийский у Сингапура, Босфор в рамках берегов Турции и другие им подобные, становящиеся коммуникациями регионального, местного значения;
ВЫВОД
ТРАНССИБ — с его развитием на американский материк через Берингов пролив (над которым, возможно, в будущем повиснет гипотетический Берингоград) — это на повестке дня;
глобальная широтная коммуникация от Атлантики до Атлантики (Лиссабон-Париж-Москва-Берингоград-Нью-Йорк) вместе с меридиональными “подвесками” до южных периферий всех материковых континентов будет СТАНОВЫМ ХРЕБТОМ созидательной деятельности планетарной человеческой цивилизации;
тогда КОЛЕСНО-ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ транспортные устройства, эксплуатационно привязанные ко всепогодным, круглогодичным и круглосуточным, по своим возможностям, сухопутным маршрутам, становятся вне конкуренции с морским транспортом, которой переходит в ранг резервных транспортных средств регионального уровня, ибо, говоря словами одной совсем недавно популярной песенки: ”...морские медленные волны не то что рельсы в два ряда”...
l
24 МАРТА сего — 1998 — года по ТРАНССИБу совершен перегон скоростного товарного состава с коммерческой рекламой по маршруту “РОССИЙСКОЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ПРИМОРЬЕ — БРЕСТ” с путевым временем — ДЕВЯТЬ СУТОК;
поезд этот, насыщенный принципиальными такими техническими усовершенствованиями, как, например, колесные тележки новой конструкции, демонстрирует колесные транспортные возможности рельсовых маршрутов, которые вне конкуренции с океаническими грузоперевалками;
ТРАНССИБ плюс США — “столбовая” прямая от Атлантики до Атлантики, минующая “Кругосветку” через
ВЕЛИКИЙ / ТИХИЙ ОКЕАН;
ТРАНССИБ — планетарный сухопутный широтный коммуникационный ФАКТ/РЕАЛЬНОСТЬ без аналогов;
ТРАНССИБ— это физическая СКОРОСТЬ, партнерская НАДЕЖНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, КОММЕРЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ;
ТРАНССИБ — это московская коммуникационная “коновязь” станового хребта от Лиссабона до Нью-Йорка;
ТРАНССИБ — уже сегодня имеет гроздь южных “подвесок”, на которых “висят”: ТУРКСИБ со всеми постсоветскими “республиками” Средней Азии, Китай с двумя Кореями и одним Вьетнамом, балканская “грыжа”, кадящая на НАТОвский оскал, и южно-европейское импотентное “подворье”, сучащее
одной-единственной ножкой в апеннинском сапоге...
l
РОССИЯ плюс ТРАНССИБ— держатель коммуникационного алгоритма и одна, как ничто на земной суше, владеет и планетарным пространством, и возможностями манипулирования этим пространством — то есть его “организацией-реорганизацией”;
l
РОССИЯже — владеет рентабельными для всего ближнего и дальнего сопределья коммуникационными погонными километрами, должна научиться эксплуатировать их в коммерческих целях, ибо даже примитивные племена доисторического прошлого бдили, чтобы все запредельные инородные человеки, особенно следующие через их племенную территорию с ПОКЛАЖЕЙ, сполна платили ДАНЬ, что ПОШЛИНОЙ сегодня называется;
ЭПИЛОГ
Великий шелковый путь — это эпоха, которую следует считать завершенной легендарным путешествием в средневековый Китай португальца-одиночки — Марко Поло;
случилось то, благодаря чему европейцам стало ясно, что в края околокитайские не следует ходить пешком с коробом за спиной, но морем плыть каравеллами надо как туда, так и обратно;
сегодня свидетельство европейских океанических навигаций, начатых Васко де Гамой и другими мореходами Старого Света в тамошние края, являет собой МАКАО — один из первых форпостов европейского запределья на побережье Южно-Китайского моря, что рядом с Гонконгом, возникшем там же в те отдаленные времена, но как английская заморская территория; однако Макао, в отличие от перешедшего под китайскую юрисдикцию Гонконга, по-прежнему сохраняет свой исторический португальский статус и по сей день, равно как и португальское ГОА, что приютилось на индийском побережье Аравийского моря!

1.0x