Авторский блог Андрей Фефелов 03:00 20 апреля 1998

БУШУЙ, СТУДЕНТ!

БУШУЙ, СТУДЕНТ!
16(229)
Date: 21-04-98
Жестокий разгон красной студенческой демонстрации в Екатеринбурге обозначил начало нового отсчета в истории национально-освободительного движения в России. Сейчас ни у кого уже нет сомнений в том, что грубое насилие власти дало мощный импульс для консолидации протестных энергий в молодежной среде... Создается впечатление, что все последние годы индифферентное к событиям в обществе, разобщенное и занятое своими проблемами студенчество, получив дубинкой по башке, очнулось...
Спустя двое суток после экзекуции чиновники местного и федерального уровней дружно осудили "непродуманные и неадекватные действия правоохранительных органов", назначив, по обыкновению, стрелочника из числа начальников местного ГУВД. Нет сомнения в том, что разгон студентов и стычки на улицах Екатеринбурга были крайне не выгодны существующему режиму, который и без всяких студентов готов отправиться в тартарары. И все же это случилось. Почему?
Причины, как мне видится, по меньшей мере три.
Первая. Мощнейший репрессивный аппарат МВД, невиданно разросшийся за последние пять лет, не может бесконечно работать в холостом режиме. Это, как ружье в дурной пьесе: раз оно висит на стене, значит, непременно последует выстрел. Конечно, по замыслу генерала Куликова, механизм подавления должен запускаться не в момент появления парней со знаменами и плакатами. Силы ОМОНа и бронетранспортеры внутренних войск берегли на случай возникновения серьезных волнений среди доведенного до отчаяния населения. Но фамилия Куликова в правительстве нынче не значится, в МВД пришел борец с экстремизмом — женоподобный Степашин. Что должен делать "борец с экстремизмом"? Бороться с экстремизмом всеми возможными способами. Понятно, что, видя шевеления всякого разного "экстремизма" (особенно студенческого), борцы с экстремизмом начинают палить по площадям...
Второе. То, что массовое протестное движение в России пока выдвигает сугубо экономические требования, воспринимается властями как бессрочная халява. Что может быть милей сердцу правительственных чиновников: лишенный средств к существованию народ (вместо того, чтобы громить учреждения и свергать правительство) вяло выползает на улицу с синими знаменами... А после "акции протеста" мясистый профсоюзный лидер бежит с докладом в администрацию... Таким образом, у власти создалось впечатление, что подобное положение может сохраняться и впредь. Чиновники будут воровать, а трудовой народ будет роптать. Иногда — раз в год...
То, что студенческая акция протеста в Екатеринбурге носила радикальный политический окрас, не могло не шокировать власть. Тем более речь шла о молодежи, которая, как не устают повторять купленные банкирами телеведущие, якобы страшно далека от политики и интересуется только сексом, музыкой и наркотиками. Показательно среагировала на инцидент желтая демпресса (типа "МК") — минкины и будберги, привыкшие быть на короткой ноге с молодежью, цедили сквозь зубы: по эстетике, мол, демонстрация в Екатеринбурге напоминала ампиловский митинг, но при этом радикализм молодежи определялся количеством валяющихся вокруг пустых бутылок из-под пива.
Что касается пива, водки и прочего, то тут демжурналисты из "МК" явно вспоминали свои тусовски и свинячьи "звуковые дорожки" в Лужниках. А вот насчет красных знамен — что было, то было. Так что коррида в Екатеринбурге, возможно, результат действия красного цвета на мозги набычившихся чиновников.
Третье. В последнее время власти на местах вконец обнаглели, почувствовав себя совершенно безнаказанными. Что получается: снизу — забитый, "зачморенный" народ, сверху — разлагающийся безвольный центр... Как не воспользоваться ситуацией и не создать феодальный мирок? Цепкая связка главы администрации с прокурором области, начальником ГУВД и местной мафией позволяет творить все, что угодно,— вплоть до торговли людьми. Эта региональная "малина" и чиновный беспредел, вообще характерные для России, ныне приобрели чудовищный размах. Губернатор Россель — глава несостоявшейся пока Уральской республики, как никто другой из региональных баронов, склонен к самоуправству. И неудивительно, что выход на улицу студентов вызвал раздражение местной элиты и страстное непреодолимое желание высечь "молокососов", которые пришли предъявлять претензии серьезным дядям из администрации...
Так или иначе, массовые акции протеста в университетских центрах России, направленные против реформирования высшей школы и платного образования, не прошли даром. Разгон демонстрации в Екатеринбурге автоматически вызвал параллели с Францией 1968 года и Южной Кореей начала девяностых... Не следует забывать, что и в России слово "студент" в 1905 году было синонимом слова "революционер".
Не случайно и то, что студенты начали свой поход на Кремль не откуда-нибудь, а из родного города и родного института Бориса Ельцина. В этом заложен особый, почти сакральный смысл. Здесь содержится перспектива мощного психологического удара по ельцинизму.
Газета "Завтра", заинтересованная в активизации молодежного сектора, внимательно следит за развитием ситуации в Екатеринбурге. Мы с нетерпением ждем того момента, когда на оппозиционное политическое поле вместо тусклых квазикомсомольских аппаратчиков в пиджачках и галстуках выйдут яркие, молодые и дерзкие лидеры, способные повести за собой восставшую молодежь.. Только они, рожденные в котле бунтующих масс, способны постоять за Россию двадцать первого века.
Андрей ФЕФЕЛОВ
1.0x