Авторский блог Редакция Завтра 03:00 16 марта 1998

КОНЕЦ ДВОЕВЛАСТИЯ

КОНЕЦ ДВОЕВЛАСТИЯ
11(224)
Date: 17-03-98
Газета “Завтра” пророчески напечатала недавно на своих страницах слова “Кондрата хватил Наздрат”, предрекая скорое падение с вершины власти генерала от ФСБ Кондратова, поставленного Кремлем в Приморье для надзора над непокорным губернатором Е. И. Наздратенко. Пророчество сбылось: генерал лишен особых полномочий. Это говорит о том, что ситуация в кремлевских коридорах власти меняется. В них все меньше Чубайса и все больше России.
4 МАРТА 1998 ГОДА президент отменил собственный указ №550 о наделении дополнительными правами и обязанностями своего полномочного представителя в Приморском крае генерала ФСБ Кондратова.
Этот указ, подписанный 4 июня прошлого года, создавал в Приморском крае ситуацию двоевластия, поскольку целый ряд функций, которыми наделялся представитель президента, изымались у исполнительной и представительной власти края. Когда мы получили этот Указ, мы не скрывали своего несогласия с ним, считая его грубо попирающим ряд законодательных актов РФ, поскольку в нем компетенция субъекта федерации присваивалась федеральному чиновнику.
Не секрет, что это решение диктовалось определенной интригой, целью которой было уменьшить власть губернатора Е. И. Наздратенко. Дело в том, что лобовой сценарий отстранения его от власти, который пытались использовать некоторые должностные лица правительства РФ и, в первую очередь, А. Чубайс в 1995-96 годах, не удался: все комиссии — их было несколько десятков — которые пытались найти криминал в работе губернатора, вернулись в Москву ни с чем. Тогда было решено изъять часть власти у губернатора другим способом.
Предполагалось, что полномочный представитель президента наведет порядок. Этого не произошло. В чем причина? Прежде всего Кондратов отказался от поисков компромисса с краевыми властями. Он встал на путь постоянных обвинений, угроз, даже оскорблений должностных лиц края, упрекая нас в некомпетентности и мздоимстве, хотя ни одно из этих обвинений так и не было доказано.
Кондратов занялся элементарным доносительством. Например, в своем письме на имя В. С. Черномырдина от 28 января 1998 года он докладывает о якобы продолжающихся нарушениях губернатором Наздратенко и администрацией края того самого указа № 550. По словам Кондратова, без согласования с ним и с нарушением принципа социальной справедливости были распределены средства федерального трансферта, поступившего в Приморский край. В чем он увидел криминал? В том, что было направлено 4 миллиарда рублей на обеспечение питания в домах-интернатах Приморья, в том, что закупалось топливо для жилищно-коммунального хозяйства края, в том, что шли деньги на погашение задолженности по зарплате бюджетникам, задолженности перед пенсионным фондом и фондом медицинского страхования. Кондратов увидел криминал даже в выделении 3 миллиардов рублей на приобретение инсулина — необходимого лекарства для тысяч больных сахарным диабетом в Приморье. Именно об этом он доносит, или говоря его словами, “докладывает в порядке информации”.
Чего ждали от Кондратова в Москве? Создать ситуацию выжженной земли вокруг Е. И. Наздратенко. Чего ждали от него в крае? Помощи в решении жизненно важных проблем. Для этого Кондратов получил полномочия, не сопоставимые ни с одним из его коллег. Во-первых, сам пост представителя президента. Во-вторых, президентский указ о дополнительных правах и обязанностях. В-третьих, специфические возможности управления ФСБ. И в-четвертых, абсолютную поддержку со стороны большинства столичных СМИ. Но те 9 месяцев, в течение которых Кондратов выполнял расширенные функции, так ни к чему и не привели. Он не выбил у федеральных ведомств ни одной копейки сверх тех денег, что были найдены руководителями администрации края. Ему не удалось погасить задолженность федерального бюджета перед предприятиями края. Словом, ни одной из тех проблем, ради которых ему были предоставлены дополнительные полномочия, Кондратов решить не смог. И тогда люди стали отказывать ему в доверии.
КАКОВЫ ЖЕ ДОСТИЖЕНИЯ Кондратова на посту представителя президента? К числу задач, которые он держит на особом контроле и которые приносят наибольший вред Приморскому краю, относится его фактическое покровительство деятельности мэра Владивостока Черепкова. В октябре прошлого года Кондратов своим распоряжением запретил контрольно-ревизионному управлению Минфина по Приморскому краю проводить ревизию финансовой деятельности мэрии Владивостока. При этом администрацию края только в прошлом году дважды проверяла счетная палата. Несмотря на неоднократные попытки специалистов КРУ начать ревизию мэрии, им это не удавалось до тех пор, пока не состоялись суды сначала районного, а потом и краевого уровня, на которых была определена виновность представителей мэрии, препятствующих проведению ревизии.
Владивостокская мэрия была фактически неподконтрольна. В чем причина боязни городских властей допустить контроллеров в свои финансовые тайники? Мы смогли получить доступ к финансовой документации мэрии за прошлый год и обнаружили массу фактов нецелевого расходования средств городского бюджета, целую систему дочерних фирм, получающих огромные деньги из городского бюджета.
Выяснилось, что в течение шести дней декабря мэрия Владивостока выделила 46 миллиардов рублей на проведение строительных работ — возведение подземных переходов в городе. В то же время было практически прекращено финансирование неотложной медицинской помощи города, коммунальной сферы, пассажирских перевозок между городом и островами. Из-за того, что город не оплачивал перевозки, были зафиксированы факты гибели людей из-за неоказания своевременной медицинской помощи: врачи не успевали приехать вовремя. Другой вопиющий случай: 6 домов в одном из городских районов не отапливались всю зиму из-за того, что мэрия города не заключила договор с котельной, не оплатила эти работы. И тем не менее, в дни, когда не оплачивались важнейшие направления, 46 миллиардов рублей в буквальном смысле слова закапывались в землю — и это в условиях зимнего удорожания и полного отсутствия контроля.
Вокруг мэрии существует система фирм, которые получают в качестве предоплаты достаточно большие суммы. Ряд из них имеет московские адреса, хотя очень странно, когда мазут или строительные материалы для Приморского края приобретаются в Москве. Тем не менее, 21,5 миллиарда рублей выделяется столичному ЗАО "Спецгеотрест", 6,9 миллиардов выдаются обществу "Нисса Трейд", 2,85 миллиардов — московской компании "Гранд Н", 7,825 миллиардов — незарегистрированному благотворительному фонду "Мы строим наш город".
Некоторые компании вызывают удивление еще и потому, что очень уж сильно они напоминают известные "Рога и копыта". К примеру, 4,068 миллиарда рублей из городского бюджета было перечислено в ЧП "Саяны" для приобретения мазута. А уставный капитал этого предприятия составляет… видеомагнитофон JVC с оценочной стоимостью в семь с половиной миллионов рублей. Возглавляет его г. Поляков, который, так же, как и мэр Черепков, закончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени Макарова. То есть огромная сумма была закачана в сомнительную фирму.
Еще одно странное предприятие — это СП "Канрос Лимитед". Ему было выделено 10,934 миллиардов рублей для проведения строительных работ. Это СП уже всплывало в свое время — в 1994 году оно получило 3 миллиарда рублей из федерального бюджета. Около половины этой суммы было конвертировано и переведено в Канаду якобы для оплаты мостоконструкций. Эти деньги были перечислены федеральными властями для того, чтобы построить 2 моста в городе Партизанске. Специальной правительственной комиссией был установлен факт нецелевого расходования средств. Это дело даже прокуратуру заинтересовало. Тем не менее, сейчас на счет того же предприятия городская мэрия переводит 11 миллиардов рублей.
Вот почему мэрия всеми силами старается воспрепятствовать ревизии. А человеком, который своим распоряжением не дал ревизорам начать проверку, который осложнил работу контролирующим органам, является не кто иной, как представитель президента в Приморском крае генерал ФСБ Кондратов.
ЕСЛИ КОРОТКО СУММИРОВАТЬ 9 месяцев двоевластия в крае, то можно прийти к нескольким выводам. Во-первых, попытка федеральных властей создать сомнительную с юридической точки зрения конструкцию власти в одном из российских регионов привела к негативным социальным последствиям.
Во-вторых, поддержка, которую оказывал и оказывает г. Кондратов мэрии Владивостока, привела к серьезным потрясениям в городе. В результате и работники коммунального хозяйства, и население отрезанных от большой земли островов, и жители тех домов, в которых не было зимой топлива, не питающие особой любви к городским властям, переносят свой гнев на федеральную власть. Ведь именно она, персонифицированная в лице Кондратова, стала причиной беспорядка в финансовой и управленческой жизни города.
В-третьих, затронут престиж ФСБ. К сожалению, вовлеченность начальника управления контрразведки в политическую кашу, его поддержка абсурдных неправомерных действий городских властей затронула и коллектив управления. Естественно, это создало негативный имидж для всей ФСБ, ведь эта структура была вытащена в сферу публичной политики, да еще в такой ситуации.
Назначение Кондратова на пост представителя президента в Приморье вызвало бурную реакцию среди губернаторов и руководителей органов представительной власти по всей стране. Они увидели политические последствия подобного сценария, и в июле прошлого года на заседании Совета Федерации была дана очень жесткая оценка указу № 550, его юридической неправомерности и политической ущербности. В федеральных структурах это было воспринято с большим неудовольствием, потому что они столкнулись с достаточно солидарной позицией региональных властей.
На сегодняшний день указ № 550 отменен. И сейчас Приморский казус можно изучать с точки зрения оценки самого института полномочных представителей в регионах. Прежде всего, неудача этого опыта нанесла вред федеральным властям. Элита из других регионов увидела, что даже такая, казалось бы, благая попытка федеральной власти взять под контроль финансовую и политическую жизнь в отдельном регионе оказывается неудачной.
Затем неудавшаяся попытка перевести структуру представителей президента из режима сбора и обобщения информации, из режима обратной связи с федеральной властью в состояние непосредственного руководства экономическими процессами, протекающими в регионе, неизбежно скажется на будущем всего института полномочных представителей. Желание федеральной власти с его помощью более активно вмешаться в жизнь других регионов теперь будет встречено противодействием.
В итоге мы стали свидетелями двух ошибок федеральной власти: произошла дестабилизация обстановки в Приморском крае, и одновременно была брошена тень на весь институт полномочных представителей президента в целом.
СЕЙЧАС КОНДРАТОВ ОТДЫХАЕТ на юге — это в то время, когда весь край оказался на грани замерзания. Произошло это, кстати, потому, что летом прошлого года Кондратов не поддержал наше предложение совместно обратиться к президенту за разрешением израсходовать часть денег из трансфертов на приобретение топлива. В результате, когда в феврале краю угрожала полная остановка котельных, мы были вынуждены явочным порядком использовать часть денег для покупки мазута, причем делалось это точно по направлениям, по выверенным ценам, по факту поставки топлива.
Мы настроены по-государственному, по-федеральному. Мы считаем, что институт полномочных представителей нужен. Мы имеем положительный опыт работы с представителем президента в период деятельности предшественника Кондратова на этом посту, Владимира Игнатенкова. Представитель располагает эффективными возможностями по информированию федеральных властей о сложностях в регионе, он постоянно дергает их, тревожит их. И если его действия совпадают с нашими действиями, если губернатор, представитель президента и председатель Думы сообща ставят перед федеральной властью какой-то вопрос, он решается гораздо легче.
Тот же мэр по своему статусу не подчиняется краевым властям. И задачей представителя президента было своевременно проинформировать федеральную власть о тех безобразиях, что творятся в мэрии, предложить решение этой проблемы, дать поручения федеральным структурам, находящимся в городе, и проконтролировать их выполнение. Для этого и необходим полномочный представитель, и Кондратов мог бы сыграть свою положительную роль. Не получилось.
Господин Кондратов оказался неподготовленным к управлению социумом. Ведь решать задачи, связанные с деятельностью ФСБ, — это одно. А управлять хозяйственным процессом, искать компромисс с местными властями, добиваться выхода из кризиса, — это совершенно иное.
Таким образом, на сегодняшний день наиболее верным выходом из сложившейся ситуации было бы появление другой фигуры на посту полномочного представителя президента в Приморском крае. К сожалению, только новая фигура сможет возродить авторитет федеральной власти и вернуть надежду людям. Господин Кондратов уже исчерпал свой лимит ошибок.
Герман ЗВЕРЕВ,
руководитель административного департамента
администрации Приморского края
Владивосток
1.0x