Авторский блог Редакция Завтра 03:00 2 марта 1998

ПОМОЧЬ ДРУГ ДРУГУ

Author: Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ
ПОМОЧЬ ДРУГ ДРУГУ
9(222)
Date: 03-03-98
Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас сегодня в Даниловском монастыре и выразить глубокое удовлетворение в связи с тем, что Всемирный русский народный Собор в сотрудничестве с Союзом писателей, “Союзом реалистов”, другими общественными силами неспешно, негромко, но по-деловому осуществляет свой мандат, собирает духовные и интеллектуальные силы нашего народа для осмысления наиболее важных проблем, которые сегодня стоят перед страной, обществом и человеком.
Когда мы говорим “русские”, мы подразумеваем не только человека, знающего и использующего русский язык, живущего в условиях национальной культуры, но мы непременно подразумеваем человека православного. Именно в связи с этим в последнее время и развернулись такие ожесточенные дискуссии и в Государственной думе, и в средствах массовой информации, когда принятие нового Закона “О свободе совести” перед многими поставило именно этот вопрос: что означает православие в истории и в современной жизни нашего народа? И многие в контексте этой дискуссии говорили о том, что религиозные измерения есть одни из важнейших измерений, помогающих идентифицировать понятие “русский”.
Да, действительно, с самого начала русская православная церковь насаждала духовно-нравственный идеал в среде своего народа. Это христианский идеал, евангелиевский идеал. И вот замечательно то, что первые произведения русской литературы были напрямую связаны с проповедью этого идеала.
Мы сегодня уже словами Святейшего Патриарха сказали о том, что “Слово о законе и благодати” и другие памятники древнерусской литературы были в первую очередь выразителями, интерпретаторами (простите за такое слово), пропагандистами этого духовно-нравственного идеала, который церковь насаждала в своем народе.
Да, действительно, церковь призвана формулировать и выражать этот идеал, она призвана проповедовать его своими, ей только присущими средствами. Давайте скажем, в условиях так называемой секуляризации, которая началась не сегодня и даже не в ХХ веке, в условиях все возрастающего значения светской культуры, в условиях развивающейся автономизации светской культуры от культуры духовной: может ли только церковь сделать проповедуемый ею духовно-нравственный идеал жизненным и приземленным для огромного количества людей, часто напрямую даже с церковью и не связанных?
Я думаю, что ответ будет совершенно однозначным: нет у церкви таких возможностей, особенно в условиях современного общественного устройства и развития. У церкви не было таких возможностей и в прошлом. И вот если проследить историю развития нашей литературы, историю становления положительного героя, образа положительного героя русской литературы, так называемой классической, как мы теперь называем, хотя я не очень хорошо понимаю это слово, но использую его технически, то здесь совершено ясно можно сказать о том, что действительно, положительный образ нашего литературного героя в первую очередь был образом, в котором отражался в полной мере религиозно-нравственный, духовно-нравственный идеал православия. Русская литература была не только средством показать, нарисовать этот образ.
Наша литература делала этот образ живым, понятным, доходчивым, приземленным для огромного количества людей. Наша литература была интерпретатором христианской церковной проповеди. Если хотите, она именно эту проповедь и адаптировала к условиям современной жизни.
Я уже где-то когда-то говорил о том, что для меня не существует вопроса, был Пушкин верующим или нет. Хотя, как вы знаете, в литературоведении этот вопрос стоит, и даже иногда собираются конференции или “круглые столы” по этом поводу. Я всегда вопрошающим на эту тему отвечаю: “А вы “Капитанскую дочку” прочитайте”. На что они говорят: “А при чем тут “Капитанская дочка”? А ответ такой: а может ли человек написать идеальный христианский образ, не будучи христианином? “Капитанская дочка” дает нам образ христианина, проповедует не меньше, чем священник, почти не упоминая имя Божьего.
Вот это и есть некий пример того, как русская литература, не будучи клерикальной, никогда не будучи подконтрольной русской церкви, никогда не будучи подцензурной со стороны русской церкви, была сильнейшим выразителем духовно-нравственного идеала православия. Она сделала этот идеал жизненным, приемлемым, актуальным, убедительным для огромного количества наших людей, включила этот идеал в живую развивающуюся культуру нашего народа.
А потом трагедия революции. И вот смотрите, какая интересная вещь. Только ведь на самых первых порах наши сокрушители старого мира попытались бросить вызов и этому идеалу, литературе и искусству, а потом очень быстро спохватились и поняли, что бросить вызов невозможно. Невозможно было сломать духовно-нравственный идеал православия, запечатленный на страницах гениальных художественных произведений. И если говорить о героях социализма серьезно, о положительном герое советского времени, в нем, конечно, присутствует идеологическое обрамление, но в сути своей это был тот же самый религиозный духовно-нравственный идеал. И те, кто манипулировали этим идеалом, те, кто хотели его использовать в плане пропагандистского, идеологического воздействия на народ, не смогли сломить сердцевину этого идеала, того стержня, которым он был соединен с традициями нашей литературы XIX, XVIII, XVII и предыдущих веков. И что самое главное, с живым и подлинным источником этого идеала, духовно-нравственным идеалом православия.
А вот сегодня совершенно иная ситуация.
Все общество сегодня как бы работает на разрушение этого идеала. Приведу только один небольшой пример. Откройте телевизор — и сразу станет ясно, что вам и всем нам предлагается рецепт наиболее радикального решения проблем через употребление насилия. Любой фильм: врезал, выстрелил — и решил проблему. От канала к каналу, от часа к часу вбивается в сознание людей через силу, через насилие радикальное решение проблемы — зачем напрягать нравственные силы? Вот одно это измерение уже бросает вызов нашему нравственному и духовному идеалу, который поддерживался и воспитывался, в частности, и нашей литературой. И можно много привести других примеров.
Как противостоять этому? Церковь пытается делать то, что она всегда делала — проповедовать. Но вот здесь я хотел бы быть достаточно самокритичным и сказать, что наша проповедь не всегда убедительна.
И здесь литература тоже должна и может помочь. Именно художественный роман и повесть помогают не только узнать, но и полюбить, и не только умом, но и сердцем соприкоснуться с историей, а значит, действительно стать русским человеком с национальным самосознанием. Поэтому невероятно велика роль литературы сегодня.
И главное — мы очень нуждаемся в изображении положительного героя, в образе положительного героя, нашего современника, живущего православной верой, отвечающего на вызовы современности, исходя из своих православных убеждений.
Нам не хватает князя Мышкина сегодня, нам не хватает очень многих, кто бы мог показать актуальность, жизненность, современность, вечность христианского нравственного идеала.
1.0x