Авторский блог Редакция Завтра 03:00 2 марта 1998

НЕ ТЕМНИТЬ!

НЕ ТЕМНИТЬ!
9(222)
Date: 03-03-98
12-13 декабря 1997г. — Сессия ЕС в Люксембурге рассмотрела вопрос о начале переговоров по приему 11 новых членов.
16 декабря — В Брюсселе подписаны протоколы о вступлении в НАТО Польши, Чехии и Венгрии.
4 января 1998г. — Введены новые правила въезда в Польшу для граждан стран СНГ, не подписавших договор о возвращении нелегальных мигрантов. В число этих стран входят Россия и Белоруссия.
10 февраля — Министры иностранных дел Польши, Чехии и Венгрии заявили, что их страны готовы оказать США политическую и военную поддержку в случае использования против Ирака военной силы.
1 марта — Россия ввела ответные меры “по упорядочению правил пересечения российско-польской границы”.
Уже несколько лет руководители стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в качестве внешнеполитического приоритета называют “возвращение в европейский дом”. При этом периодически делаются “реверансы” в адрес России: мол, вхождение ЦВЕ в западные “блоки” и “союзы” не должно вызывать настороженности Москвы. События последних месяцев вновь показали обоснованность российской настороженности.
Не успели лидеры ЕС рассмотреть вопрос лишь о начале переговоров с потенциальными членами Евросоюза, в числе которых оказались Польша, Чехия и Венгрия, и пообещать прислать в феврале так называемое “домашнее задание” на 1998 год (список необходимых экономических мер, где, в частности, кандидатам предписывалось “ужесточить пограничный режим”), как Польша, не дожидаясь официальных указаний, ринулась решать пограничный вопрос. Польские власти в одностороннем порядке с января 1998 года ввели визовой режим для граждан России и Белоруссии. Польская граница оказалась практически перекрыта, сотни российских и белорусских граждан, в основном “челноки”, были задержаны и отправлены домой.
Нововведение было запущено якобы на основе нового “Закона об иностранцах”, принятого cеймом 27 июня 1997 года и вступившего в силу с 27 декабря 1997-го. При этом “почему-то” Польша “забыла”, например, что ужесточение пограничного режима противоречит действующему соглашению о безвизовом обмене между ПНР и СССР от 1979 года, предписывающему извещать партнеров о таких изменениях не позднее, чем за 3 месяца.
Видимо, новый политический “навар” представляется настолько соблазнительным, что правительство Польши пошло даже на существенные внутриэкономические издержки. В результате резкого снижения потока “челноков” с востока в приграничных воеводствах под угрозой лишения работы и заработка оказались десятки тысяч поляков. Вице-премьер Бальцерович признался, что Польша сама себе уменьшила поступление валюты на миллиард долларов в год. И это пока лишь часть платы, и только лишь за первое требование ЕС в отношении стран-кандидатов — до конца 1998 года ввести жесткий пограничный режим для граждан тех государств, с которыми у ЕС нет соглашения о безвизовом передвижении.
“Домашнее задание” Евросоюза внимательно изучили и в Чехии с Венгрией. МВД Чехии уже давно настаивало на введении визового режима в отношении граждан бывшего СССР, и подготовило совместно с минфин и МИДом рекомендации для правительства страны. В конце 1997 г. чехи потихоньку начали проводить “новую визовую политику”: проведено “упорядочение” регистрации иностранных граждан в Чехии; возросло количество документов, необходимых для предоставления в местную полицию для “иностранцев”. И хотя чешские дипломаты и заявляют, что введение новых виз, аналогичных шенгенским, произойдет только в 1999 году, и здесь можно ожидать сюрпризов.
Директивы ЕС активизировали деятельность и венгерских политиков. Еще в январе они говорили, что у Венгрии нет причин радикально ограничивать въезд российских граждан (до вступления в ЕС еще 5-7 лет, непосредственной границы с Россией не существует). Однако уже в феврале такие “причины” сразу нашлись. Поводом послужило резкое обострение криминогенной обстановки в Будапеште и... заявление премьера Д.Хорна о том, что 80% ограблений и убийств в стране совершают иностранные граждане. А посему он требует от компетентных органов в течение недели подготовить меры по ужесточению правил въезда для граждан соседних стран.
“Притянутая за уши” статистика преступности была тут же опровергнута министром внутренних дел Г.Кунце: иностранцы составляют лишь 3,75% от всех нарушителей закона. Но, видимо, продиктованные правила “восточноевропейской солидарности на троих” оказались сильнее статистики, и пересмотр венгерского законодательства в области пограничной и таможенной политики приказано провести гораздо быстрее.
Похоже, став пока лишь кандидатами на вхождение в западноевропейскую инфраструктуру, новобранцы чувствуют легкое головокружение от предчувствия новых возможностей и усердно постигают науку “жить в новой Европе”. Знаменательно, что при этом “реверансы” в адрес России продолжаются уже под нарастающий аккомпанемент заявлений зарубежных аналитиков о воплощении “буферной зоны” между “цивилизованным Западом и опасным и непредсказуемым Востоком”.
Новый пример усердия по отработке “европейских авансов” демонстрирует Польша, занявшая в 1998 году пост председателя ОБСЕ. Польский министр иностранных дел Геремек заявил, что Польша очень сдержанно относится к российской инициативе передать ОБСЕ полномочия по обеспечению безопасности на континенте, так как эту задачу эффективно выполняет НАТО. Спустя месяц тезис “Европу защитит только НАТО” подхватили министры иностранных дел Чехии и Венгрии, прибывшие с польским коллегой в Вашингтон на международную конференцию по проблемам расширения альянса, организованную общественным движением “Новая атлантическая инициатива”.
Этот февральский визит глав внешнеполитических ведомств трех стран был ознаменован беспрецедентным проявлением “атлантической солидарности”. На встрече с М.Олбрайт министры дали согласие на участие восточноевропейской “тройки” в антииракской коалиции. Речь шла о предоставлении в распоряжение США, в случае военного разрешения кризиса, собственных аэродромов, баз, боевых частей. Наверняка такая “солидарность” была проявлена не без нажима “самого старшего брата” — через два дня после встречи Б.Клинтон должен был направить на ратификацию в сенат конгресса США поправки к Североатлантическому договору, предусматривающие членство в НАТО Польши, Чехии и Венгрии с апреля 1999 года.
Но иракский кризис действительно имеет немалый шанс разразиться крупной войной. В этой ситуации осторожность проявили даже большинство стран НАТО, выдвинув на первый план дипломатическое разрешение конфликта. К тому же петушиная воинственность “новобранцев” зиждется уж совсем на песке (по данным закрытого доклада НАТО о состоянии армий трех первых кандидатов, ни одно воинское подразделение этих стран не способно сейчас войти в состав НАТОвских сил быстрого реагирования, устарели вооружение, системы связи и т.д.). Показательно, что явно проамериканскую ориентацию министров иностранных дел не поддержала значительная часть политической элиты восточноевропейской “тройки”. Оппозиция в Чехии и Венгрии заявила о “превышении полномочий госчиновниками”, стали множиться требования решать вопрос о вступлении в НАТО на референдуме. А в Польше министр обороны был вынужден публично смягчать вашингтонское заявление своего коллеги по кабинету.
Следует заметить, что в преддверии ратификации приема в НАТО новых членов Пентагон был вынужден обнародовать для Конгресса реалистичные оценки “цены вопроса” (порядка 100 млрд. долл.), в несколько раз превышающие скромные запросы времен Лиссабонского саммита. И масштабы цифр впечатлили не только американских законодателей, но и правящие и оппозиционные группы в странах ЦВЕ, до которых начало доходить, что главную часть цены придется платить именно их народам.
“Атлантические инициативы” трех кандидатов не остались без внимания и со стороны “европейского сообщества”. Процесс “европеизации НАТО”, формирования чисто европейской “общей обороны” был запущен на Берлинской сессии альянса в 1996 году и имеет своих сильных сторонников. И у Франции и Германии — лидеров этого процесса — есть немало возможностей напомнить “новобранцам” НАТО и, в частности, “первой скрипке” “восточноевропейского трио” — Польше, об “общеевропейской солидарности”. В феврале 1998 года в Познани состоялась первая встреча на высшем уровне государств “веймарского треугольника”: Польши, Германии и Франции. Квасьневский назвал своих гостей “адвокатами Польши” в процессе ее вступления в НАТО и ЕС. В ответ Ширак заявил, что Франция, Германия и Польша в недалеком будущем могли бы стать главным двигателем ЕВРОПЕЙСКИХ процессов. И хотя еще не известно, состоится ли в реальности “веймарский треугольник”, можно с уверенностью сказать, что своих наставников на европейский “истинный путь” Польша уже получила.
Другую возможность напоминания об “общеевропейском этикете” почти одновременно продемонстрировал победивший на выборах осенью 1997г. блок “Акция выборча “Солидарность” (АВС). Отчетливо оппозиционный чрезмерному “американизму” Квасьневского и неприкрыто дружественный Германии, Франции и Ватикану. В самый разгар “атлантических инициатив” восточноевропейской “тройки” руководством АВС дан ход делу о “деньгах партии”, по которому Квасьневский и его ближайшие соратники по СДПП обвиняются в присвоении 7,5 миллионов долларов собственности бывшей ПОРП в 1990г.
Политики Польши, Чехии и Венгрии, торопясь в Европу и подчеркнуто дистанцируясь от бывшего “старшего брата”, в то же время очень опасаются тиражирования образа несуверенности своих государств, выполняющих рекомендации Запада в обмен за членство в ЕС и НАТО. Однако уже первые шаги на “пороге европейского дома” демонстрируют, что отсутствие единства в стане новых “старших братьев” вынуждает не просто лавировать между “братскими” целями и интересами, но и оплачивать эти интересы, не получая взамен сколь-нибудь ощутимых экономических и политических дивидендов. Часть этих политиков начинают понимать, что издержки готовящейся ЦВЕ роли “буферной зоны” между “благополучным” Западом и “непредсказуемым” СНГ могут оказаться неизмеримо выше обещанных приобретений.
И тем не менее, заявления лидеров “тройки” о готовности углублять дружественные отношения с Россией не должны внушать иллюзий. Эти лидеры слишком много поставили на “евроатлантическую карту”, и уже не могут не идти ва-банк. Но им хочется, чтобы игра ва-банк на западном направлении сопровождалась игрой втемную на восточном. То есть расшаркиваниями в одну сторону — и хамством, ущемляющим российские интересы и престиж — с другой. Но, главное — сохранением возможности стричь купоны с российских связей, обменивая реальные вклады России на воздух вежливых и двусмысленных слов. Вот это — надо прекратить немедленно! За счет точной и продуманной европейской политики России, которая заставит страны ЦВЕ в игре с нами (или против нас) перестать темнить и приучиться выкладывать все карты на стол.
В противном случае может оказаться, что Россия будет оплачивать строительство вокруг себя забора расширяющегося НАТО из собственного кармана, да еще и поставлять для этого забора колючую проволоку...
Э. КРЮКОВ
1.0x