ПУТЬ В КОСМОС
51(212)
Date: 23-12-97
Накануне премьеры сериала “Фантомагия” на вопросы Светланы КАЗАКОВОЙ отвечает создатель сериала, художник-мультипликатор и писатель Геннадий ТИЩЕНКО, автор фильмов “Миссия пришельцев”, “Из дневников Ийона Тихого”, “И эхом отзовется...”
— Все мы любим мультфильмы, но почти не знаем их создателей. Как вы пришли в мультипликацию? Это мечта с детства?
— Вовсе нет. Как и большинство моих сверстников, я мечтал стать космонавтом. В те годы, особенно после полета Юрия Гагарина, все жили предчувствием звездной эры: первый спутник, первый космонавт... Я тоже “свихнулся” на космической тематике. Детства у меня практически не было, поскольку из-за костного туберкулеза был прикован к постели. Но, как говорится, нет худа без добра — я очень рано научился читать. К пяти годам перечитал все русские народные сказки, былины, потому что никаких других занятий, кроме чтения, лепки из пластилина и рисования, я не мог себе позволить из-за болезни. Космос же просто окрылил меня. Можно сказать, что в восемь лет, когда научился ходить, я родился заново. Тогда же вышел в журнальном варианте роман Ивана Ефремова “Туманность Андромеды”. Позднее я переписывался с писателем. Космос для меня стал самым мощным стимулом, поскольку я начал заниматься спортом, поступил в спецшколу, увлекся легкой атлетикой и в девятом классе уже бегал на общегородских соревнованиях.
Другой моей страстью стала живопись. Матушка моя почему-то была против этих занятий. Дело доходило до того, что родители выкручивали пробки, когда я рисовал ночами. Еще в школе состоялись мои первые выставки как художника-фантаста. Это были иллюстрации к произведениям моих любимых писателей — братьев Стругацких, Брэдбери, Азимова, Кларка.
Я родился и вырос в Баку. Мне очень повезло — физику в нашей школе преподавал известный в то время писатель, астрофизик, специалист по черным дырам, коллапсарам, квазарам Павел Амнуэль. Он познакомил меня с членами секции фантастов — Альтовым, Журавлевой, Войскунским, братьями Ибрагимбековыми, Бахтамовым, Лукодьяновым. Общаясь с этими людьми, я словно в рай попал. Как раз в то время Амнуэль начал писать первый, наверное, на планете Земля учебник фантастики для Института методики изобретательства, который возглавлял писатель Альтов. Я сделал более ста иллюстраций к этому учебнику.
— А как все же получилось, что вы стали художником-мультипликатором?
— На физическом факультете МГУ мои документы не приняли. При прохождении медицинской комиссии выяснилось, что в позвоночнике осталась небольшая деформация. В то время на специальности, связанные с ядерной физикой, с оборонной промышленностью, брали только абсолютно здоровых людей.
Я вернулся в Баку и в 1968 году, наперекор родителям, окончил курсы художников-мультипликаторов. Но по различным обстоятельствам, в том числе из-за того, что я русский и не принадлежу к “коренной” национальности, ушел со студии “Азербайджан-фильм”, проработав там совсем немного.
Тогда же начали публиковать мои фантастические рассказы, рисунки и картины. В 1970 году на международном конкурсе “Мир завтрашнего дня” я получил Гран-при, и затем мои работы были посланы на всемирную выставку в Осаку. На фоне моих работ выступали такие светила мировой фантастики, как Артур Кларк, Рей Брэдбери, Айзек Азимов. Мои работы публиковали рядом с работами Соколова и Леонова. Мне тогда было всего 22 года.
— Как вы оказались в киноиндустрии?
— В 1976 году на выставке, посвященной пятнадцатилетию полета человека в космос, на мои картины обратил внимание ветеран нашего кинематографа, у которого диплом номер один операторского факультета ВГИКа, Алисаттар Атакишиев. Он тогда приступил к съемкам фильма “Гариб в стране джиннов” и пригласил меня работать художником по комбинированным съемкам. Ему понравилась неординарность моих работ и то, с какой фотографической точностью все было выписано, поскольку я тогда считал, что чем реалистичнее написана фантастика, тем убедительнее она воспринимается. Я занялся комбинированными съемками, чтобы реализовать свою давнюю мечту — совместить фантастическую литературу с фантастической живописью. Особо сложные съемки я проводил в Москве, на студии имени Горького, потому что в Азербайджане не было соответствующего оборудования. Но, к сожалению, конечный результат был не очень впечатляющим.
После окончания Высших курсов сценаристов-режиссеров под руководством Романа Качанова в 1985 году я сделал свой первый дипломный фильм — фантазии на темы Лема “Из дневников Ийона Тихого”. Его, в виде исключения, взяли в прокат, показывали по телевидению, пиратским образом копировали и продавали на видеокассетах.
В следующем, 1986 году я работал над экспериментальным фильмом “...И эхом отзовется” по мотивам моего рассказа, написанного задолго до катастрофы в Чернобыле и начала эпидемии СПИДа. Съемки прошли накануне чернобыльской аварии, и когда на АЭС произошел взрыв, фильм “закрыли”, чтобы не возникло никаких нежелательных ассоциаций.
Тот фильм — моя самая большая надежда, которая, к сожалению, пока остается неосуществленной. На него я потратил два с половиной года своей жизни. Мы использовали очень сложную технологию для того времени, своего рода “ноу-хау”. Работали без компьютеров, все делали вручную, но живые актеры у нас играли на рисованых фонах, на глазах у зрителя превращались в мультипликационные персонажи и наоборот.
Когда работа над фильмом “...И эхом отзовется” близилась к завершению, было сделано уже четыре серии,— разразился карабахский конфликт. Случилось так, что кто-то за нашей спиной уничтожил все негативы. Это стало последней каплей, пришлось уезжать в Москву практически без ничего. Здесь я начал заниматься рекламой, а это хорошая школа для режиссера-кинематографиста. За первый год работы удалось выпустить около сотни рекламных роликов.
В следующем году приступил к продолжению своей любимой темы по рассказам Станислава Лема “Из дневников Ийона Тихого”, но производство фильма прекратили. Дело в том, что в то же время экранизировали радиопьесу Лема “Кто вы, мистер Джонс?” без ведома автора. Когда он узнал об этом, то рассердился и запретил экранизацию своих произведений в Советском Союзе. Последнее мое пристанище — студия “Диджитал дивижн”. Здесь я в основном занимаюсь мультипликацией.
— Расскажите о проекте “Фантомагия”.
— Это новый фантастико-юмористический мультсериал, где примут участие многие звезды отечественной эстрады. Главная героиня серии — Инга Дроздова. Кроме популярных личностей, в нашем фильме будут герои известных народных сказок. Например, Кот ученый из вступления к “Руслану и Людмиле” будет похож на самого Александра Сергеевича Пушкина. В нашем сериале мы пытаемся совместить сказку и элементы именно научной фантастики.
Сейчас очень популярен жанр фэнтэзи, но здесь столько халтуры, повторов одного и того же сюжета, перепевания одних и тех же персонажей: драконов, привидений, невидимок... Я понимаю — это бизнес, но очень хочется, чтобы коммерция не заслоняла подлинного творчества, того, что просит душа.
1.0x