Авторский блог Редакция Завтра 03:00 29 сентября 1997

ЦАРЬ-ПУШКА

ЦАРЬ-ПУШКА (ЭКОНОМИКА)
Author: А. Батурин
39(200)
Date: 30-09-97
16 сентября — Встреча Ельцина с банкирами. Президент призвал банкиров прекратить борьбу с правительством и обещал взять процесс приватизации под свой контроль. Березовского не было среди приглашенных.
— Правительство объявило о постепеннном повышении пенсионного возраста. В качестве первого шага планируется отменить пенсии работающим пенсионерам.
— На фондовом рынке Указом президента создается централизованная системы регистрации и хранения акций приватизированных предприятий.
22 сентября — В Москве началось очередное заседание Комиссии Гор-Черномырдин. Аналитики констатируют застой в российско-американских отношениях.
— Все фракции Госдумы в составе Бюджетной комиссии отвергли правительственный проект бюджета-98.
— Ельцин, выступая перед Советом Федерации, объявил о переходе государства от "политики невмешательства в экономику к политике упреждающего регулирования".
24 сентября — На Сессии МВФ в Гонконге учреждена новая программа заимствований для стран, желающих избавиться от коррупции: внедрить систему целевого использования бюджетных средств и систему Федерального казначейства.
— Правительство официально подтвердило законность результатов первого аукциона по "Связьинвесту". В 1998 г. предстоит продажа очередного пакета, дополняющего первый до контрольного. Победитель первого аукциона ОНЭКСИМ-банк объявил о намерении участвовать в конкурсе.

Итак, в партии, которая началась в марте "дебютом двух слонов", задействована главная фигура. Окрепший президент, наконец, занял активную позицию и взял под прицел два ключевых направления, по которым острота угроз подошла к критической черте, — направление банков и губернаторов. На обоих направлениях он был достаточно убедителен, и партия, которая чуть было не закончилась мордобоем, плавно переведена в миттельшпиль.
К этому времени стало окончательно ясно, что публичная часть дебюта у бравых вице-премьеров явно не удалась. Практически все громко афишированные весной начинания так и остались в зачаточном состоянии. Жилищно-коммунальная реформа буксует где-то на старте, бюджетного цейтнота в части социальных выплат, похоже, так и не удастся избежать. Придется к Рождеству самым скандальным образом отнимать пенсию у работающих пенсионеров. Вообще, вся социальная реформа чудесным образом оказалась сведена к "постепенному повышению пенсионного возраста", о чем прямодушный вице-премьер по социальным вопросам и сообщил широкой публике, сочтя почему-то необходимым предупредить об этом заранее.
Что за необходимость? Мало того, что поднимать пенсионный возраст выше уровня средней продолжительности жизни — само по себе занятие не слишком красивое, оно еще и экономически бессмысленное. Ситуация с занятостью и так будет усугубляться сокращениями в армии и прочее. А дальнейшее усечение совокупного фонда зарплаты будет сокращать платежеспособный спрос и усиливать депрессивный синдром в хозяйстве, — хотя именно расширение внутреннего спроса должно, по расчетам правительства, оживить коньюктуру в 1998 г. и дать старт экономическому росту. Если бюджетная и, в частности, социальная политика будет и дальше такой мелочной и бестолковой, то рост явно окажется еще худосочнее, чем даже запланированные 2%.
Короче, роль Деда-Мороза "молодым реформаторам" не удалась. Чубайс такую незадачу как-нибудь переживет, а вот для Немцова это серьезный ущерб, который, скорее всего, будет стоить ему политической карьеры.
Впрочем, при анализе "партии" оказалось, что провал вице-премьеров в публичной политике вовсе не полный. Они оказались неожиданно эффективными в части институциональных преобразований, в результате которых "вдруг" начала складываться довольно стройная антиолигархическая конструкция центральной власти. Произошло заметное прояснение и укрепление позиций федерального правительства и в отношениях с естественными монополиями, и в отношениях с банками, и в отношениях с регионами.
Перевод бюджетных счетов из уполномоченных банков в Федеральное казначейство и Центробанк, новая приватизационная механика, выстраивание жесткой системы контроля на фондовом рынке, сброс необеспеченных обязательств федерального бюджета, централизация межбюджетных отношений с регионами — все это далеко не косметические акции. Конечно, во всем этом нетрудно усмотреть олигархические устремления самого Чубайса, подыгрывание фаворитам, лоббирование интересов США или торпедирование инвестиционной и промышленной политики. Все это есть и об этом сказано немало. Но если учесть налоговый кризис, мощное сопротивление корпораций, втянутых к тому же в острую финальную приватизационную схватку, и прочие осложняющие обстоятельства, — если все это учесть, то нельзя не признать, что речь идет, помимо прочего, о заявке на централизацию власти в России. Пока это всего лишь заявка, обособление и формулирование диспозиции центральной власти, дающее простор для долговременного и многостороннего торга с основными экономическими и политическими игроками.
И если все это учесть, то станет понятно, что президент не мог просто пожертвовать возникшей "на доске" позицией и активными фигурами, действующими в ней. Он вступил в игру и защитил позицию от разрушения.
Разумеется, Чубайс для него — лишь инструмент, потенциал которого еще не исчерпан. И разумеется, у президента своя игра. Он уже с середины лета активно конструирует противовес Чубайсу в недрах администрации президента. В противовес же скандальному финансово-политическому альянсу Чубайса с группой ОНЭКСИМ он поддерживает контригру конкурирующих групп, в частности, стоящих за Московской фондовой биржей, стремящихся перехватить у ОНЭКСИМа контроль за формирующейся инфраструктурой фондового рынка. Указ о Центральном депозитарии, подписанный Ельциным с подачи Черномырдина, направлен как раз против амбиций Чубайса в этой сфере.
Но не стоит преувеличивать силу противоречий внутри правительства — к расколу (при здоровом президенте!) они не приведут. Так же, как не стоит преувеличивать и эффективность теле-газетных атак против Чубайса. Во всяком случае, ОНЭКСИМ-банк, несмотря на все эти атаки, продолжает открыто претендовать на контрольный пакет Связьинвеста и не отказывается от борьбы за очередные лакомые куски госсобственности.
Есть вполне реальные перспективы и у Госдумы в начавшихся торгах по бюджету. Не исключено, что она получит неявную поддержку президента в выстраивании организационных структур бюджета развития и в ее притязаниях на соответствующую часть контроля над Центробанком, становящимся ключевой стуктурой финансовой империи Чубайса. А прочность позиций первого вице-премьера около этих ключевых рычагов финансовой политики напрямую зависит от того, удастся ли ему обеспечить обещанное начало экономического роста в следующем году (что весьма проблематично).
Все это было бы не так уж плохо. Хотя успехов пока нет, но есть, пусть и слабые, надежды. Смущает одно: насколько здоровым является положение, при котором решающим фактором экономической политики становится здоровье президента?! И что, если в критический для разыгрываемой партии момент царь-пушка окажется не в состоянии выстрелить?!
А. БАТУРИН
1.0x