Авторский блог Владимир Гостюхин 03:00 28 июля 1997

«КИНЕМАТОГРАФ — ИСКУССТВО ДЕРЖАВНОЕ»

0
«КИНЕМАТОГРАФ — ИСКУССТВО ДЕРЖАВНОЕ» ( "ЭХО ЗОЛОТОГО ВИТЯЗЯ" )
Author: Народный артист Белорусии Владимир Гостюхин:
30(191)
Date: 29-07-97
_____
_____На VI Международный кинофестиваль славянских и православных народов “Золотой Витязь” Владимир Гостюхин представил свой режиссерский дебют — художественную киноленту “Ботанический сад”. Фильм восприняли хорошо. Но некоторые сожалели, что главную роль в картине он не исполнил сам — вышло бы, мол, значительно сильнее.
_____Но... Инфантильный, мечущийся главный герой фильма, в прошлом известный актер, а ныне безработный, живущий на средства любовницы-спонсорши, — это ли гостюхинская роль? Нет, Владимира Васильевича Гостюхина мы видим не в среде жертв смутного времени, а на передовой, с Орденом Святого апостола Андрея Первозванного на груди! Этот орден и был вручен известному актеру и режиссеру во время фестиваля на встрече со зрителями в Костроме.
_____
_____— Владимир Васильевич, киностудию “Беларусьфильм” можно образно назвать Брестской крепостью киноискусства: здесь и в советское время снималось много картин о Великой Отечественной войне, и была это не конъюнктура, не соцзаказ, но произведения глубоко выстраданные, честные, высокохудожественные. И в перестроечное время, когда экраны заполонили грязь, ложь, а честным кинематографистам стали отрезать пути к зрителю, — именно “Беларусьфильм” представил возможность Николаю Бурляеву снять фильм “Все впереди” (по роману Василия Белова). Посмотрев и вашу картину “Ботанический сад”, — фильм, противостоящий цинизму нынешнего времени, я порадовался, что крепость “Беларусьфильма” стоит и не сдается. Я прав?
_____ — Но выстоять очень непросто. Когда у меня на середине фильма закончились “патроны”, т. е. кинопленка, и не на что было ее купить, мне здорово помогли ребята из Фонда им. Александра Невского, учредителями которого, в частности, являются Игорь Шафаревич, Татьяна Петрова.
_____— А если б не помогли? Представим: фильм обрывается в тот момент, когда безработному главному герою, актеру, богатые бандиты предлагают сыграть роль Чикатилло... И человек перед выбором...
_____— Время такое, каждый сегодня оказывается перед жестким выбором: продать душу дьяволу или остаться человеком. Наш славянский фестиваль “Золотой Витязь” определяет отношение кинематографистов к миру. Те, кто сюда приезжает, уже заявляют о своей позиции — неприятии бездуховного, циничного, чисто коммерческого кинематографа.
_____— Я слышал, что на последний Каннский фестиваль не были приглашены Ален Делон и Ж.-П. Бельмондо.
_____—Да, Каннский фестиваль стал коммерческим, американцы подчинили его себе. А Голливуд уже давно... Еще великий американский актер Марлон Брандо сказал, что Голливуд — в руках евреев, и идеология Голливуда — это не идеология кинематографа, а еврейская денежная идеология.
_____— Но чем плохо: американское кино выражает идеологию своего государства, какой бы та ни была. У нас же, что ни фильм нынче, то издевка собственно над державной идеей, поношение государственного, национального сознания.
_____— Кинематограф — искусство державное. В Америке государство, щедро дотируя свое кино, проповедует его средствами и навязывает всему миру свои ценности. Наше государство не помогает кинематографу. И в этой сфере все чаще гуляют теневые деньги, заказывая музыку... Или же мы видим так называемое “кино не для всех”, так сказать, элитарное.
_____— Чем же плох эксперимент, поиск новых форм выражения?
_____— Я считаю, что кино надо делать не для узкого круга критиков, которые в большинстве своем люди больные. Кино надо делать для людей, ищущих истину в жизни, ответы на вечные вопросы бытия.
_____— Но ведь художник тоже ищет истину, и поиск этот может носить неординарные формы.
_____— В человеке, мы знаем, есть животное и духовное. И когда художник выражает именно свою духовную суть с помощью каких-то новых форм — это, поверьте, видно сразу. Если же он выматывает на экран, извините, свои кишки, испражняется на виду у всех — это совсем другое. Считаю, нашему кинематографу следовало двигаться по пути Шукшина. Это народное кино.
_____— В фестивале “Золотой витязь” участвуют кинематографисты из 26 стран. В том числе из славянских стран бывшего Варшавского договора, стран, которые ныне рвутся вступить в НАТО. Почему между славянами треснула дружба?
_____— Расскажу такой случай. В 1992 году я приехал в Прагу сниматься в немецкой картине. Режиссер-немец, видя, какая волна русофобии поднялась тогда в Чехии, очень беспокоился, чтобы меня никто в съемочной группе не обидел. И вот как по-разному ведут себя люди. Подходят ко мне как-то простые мужики-чехи из массовки и говорят: “Володя, что же мы наделали, развалив все, как мы раньше хорошо жили, душевно, по-братски, в достатке. А теперь...”
_____Эти простые чехи ко мне, русскому, прекрасно относились. А вот ассистент режиссера, известный чешский актер, возненавидел меня, искал способ меня оскорбить и даже помешать съемочной работе. Справедливости ради замечу, что режиссер-немец, узнав об этом, сурово одернул этого ассистента, тот потом на полусогнутых передо мной ходил, в глаза заглядывал льстиво...
_____— Немец-то одернул, а мы, русские, все терпим...
_____— Это разговор серьезный и тяжелый. Но признаюсь, мне уже почти нечего возразить моему приятелю Славе Говорухину, когда он к нашему слову “терпение” прибавляет “рабское”...
_____— Владимир Васильевич, наша с вами родина — Белоруссия. К сожалению, теперь в Минске я бываю не так часто. А вы, зная ситуацию изнутри, скажите о таких вещах. В Белоруссии тоже раскол интеллигенции произошел?
_____— Конечно.
_____— По какому принципу?
_____ — По тому же принципу, что и во многих республиках. С одной стороны — местечковый национализм, с другой стороны — державное сознание. Мой хуторок. И — держава. Я по натуре державник.
_____— Но стояние за “свой хуторок” тоже не блажь.
_____— Это личное дело каждого.
_____— Василь Владимирович Быков, знаю, против воссоединения России и Беларуси.
_____— Он — талантливый человек. Но сейчас исходит желчью и ненавистью. Он предал Сотникова. Я смело говорю об этом.
_____— Кто из деятелей культуры Беларуси для вас нравственный ориентир?
_____— Михаил Савицкий. Великий художник и Человек.
_____— Не считаете ли вы, что размежевание деятелей культуры наносит в целом ущерб литературе и искусству, общественной морали?
_____— Считаю. В последнее время я стал приходить к той мысли, что лучше советской идеи на пространствах Союза ничего не было.
_____— Эта идея, как светлячок в ночи, мерцает на территории Беларуси.
_____ — Обольщаться не стоит. Многие считают, что информационное пространство Беларуси, в силу определенных запретов, стало славянофильским. Ничего подобного. Никаких запретов нет. На каждом шагу видишь газеты, субсидируемые Фондом Сороса. В киосках — московская желтая пресса. Чтобы мне купить любимую газету “Завтра”— надо поймать момент. Торгуют ею редкие энтузиасты. А на человека, начавшего издавать газету “Славянский набат”, было тотчас совершено нападение. Помните, когда наш фестиваль остановился в городе Мышкине, мы посетили местную библиотеку и узнали, что толстые журналы “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь” и другие, субсидируемые Фондом Сороса, поступают сюда бесплатно, а журналы “Наш современник”, “Молодая гвардия” и другие патриотические издания библиотека выписывает сама. Но денег на подписку уже нет. Вот и читай соросовцев, наслаждайся. Идет война за души людей — война не на жизнь, а на смерть. И решают здесь все информация и деньги. А денег у патриотического движения, разобщенного и маломощного, — нет.
_____— Как же нам создать свой национальный капитал?
_____— Надо интернациональный, брошенный на погибель России капитал — перемалывать в капитал национальный.
_____— Гениально! Но пока все наоборот. Наши кровные триллионы уходят за рубеж. Вернем ли? А каким образом, на ваш взгляд, возможно противостоять экспансии духовной?
_____— Я думаю, ждать, что люди (не 30 миллионов, а все 100) скажут: “Нет!” — наивно. Нужно, предлагают одни, закрыть железный занавес. Что ж, это заманчиво. Но совершенно неисполнимо при нынешнем уровне информационной мощи. Нам остается путь более сложный, утомительный, тернистый: по капле точить камень и, честно делая свое дело, отстаивать Добро, Красоту, Честь, Свободу Отечества.

Беседу вел Глеб КУЗЬМИН
Фото Владимира ОРЛОВА (Ярославль)
_____
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x