Авторский блог Редакция Завтра 03:00 7 июля 1997

КАРТОФЕЛЬНЫЙ БУНТ

<br>
КАРТОФЕЛЬНЫЙ БУНТ ( НАСЛЕДСТВО )
Author: МРИЯ
27 (188)
Date: 8–07–97
_____
_____Фрэнк Уильямс — американский художник. Четыре года назад он приехал в Россию и решил, что отныне может работать только здесь. Почему? Да потому что у нас весело. Жизнь в Америке скучна и однообразна, а в России каждый день что-нибудь новенькое. Потрясения следуют одно за другим, а эпоха социальных катаклизмов необычайно благоприятна для расцвета творчества. Именно здесь та среда, которая дает ему вдохновение. Все работы последних лет — отклики на социально-политические события в России. Художника можно понять. Он — из американских “шестидесятников”: учился живописи в университетах на Западном побережье, увлекался левыми идеями, жил в коммуне хиппи, “косил” от войны во Вьетнаме. Некий политический пафос, присущий тем незабвенным годам, видимо, навсегда остался в его душе. Стихия бунта против обывательских стереотипов, тоска по насыщенной событиями жизни выгнали его из благополучной Америки. Побывав после нескольких лет жизни в Москве в своем родном Бостоне. Фрэнк Уильямс был настолько удивлен непривычной статической “осчастливленностью” лиц соотечественников, что сподвигнулся на создание серии графических работ “События на “Планете Счастья”. Основой стали фотографии из “Нью-Йорк таймс”: застывшие улыбки, похожие на гримасы, тупая безмятежность. Фрэнк Уильямс весьма критичен к так называемому “американскому образу жизни”. Нас, современных русских, он тоже не идеализирует. Как злые памфлеты, воспринимаются некоторые его скульптуры. “Новый зоопарк”, с застывшим на крыше клетки двуглавым орлом, более похожим на замученного бескормицей цыпленка, выращенного на какой-нибудь подмосковной птицефабрике, и обезьяной, удивительным образом напоминающей мальчика из “крутых”, в кепке с надписью USA. Или “Бык на линии”: в кресле вальяжно развалился новорусский бык с сотовым телефоном, тем временем как похищенная дева-Европа прильнула к нему где-то в районе паха. Здесь — несколько уровней. Можно воспринимать его работы как политическую карикатуру. Можно видеть за эпатирующим образом иные, глубинные уровни. Бык, животное, с одной стороны жертвенно-подневольное, а с другой — сакрально могущественное, — одна из постоянных тем в творчестве Фрэнка Уильямса. Другой, специфически русский рефрен — картошка. Как объяснил нам художник, здесь, в России, именно картофель является символом обывательщины, посредственности и конформизма. Обеспеченность картошкой воспринимается русскими как высшая степень подготовленности к будущему. Именно на картофельных полях проводят русские люди большую часть своей жизни, сажая, возделывая и выкапывая этот крахмалистый и в общем-то безвкусный овощ. Как издевка над нашими огородными бдениями выглядит скульптура “День картошки” — гора бронзового картофеля, окаймленная фрагментом из повторяющихся репинских “Бурлаков на Волге”. Зловещим предостережением кажется скульптура “Пожиратель картофеля” — отрубленная голова с затолканной в горло опять-таки бронзовой картошкой. В Америке, как сказал скульптор, подобным символом посредственности является чизбургер. Увы, даже он более замысловат, чем картошка — наша с вами любовь и проклятие.
_____Недавно Фрэнк Уильямс предпринял турне по старинным русским городам — дабы проверить, насколько соответствует его творчество духу русской провинции. Скульптуры и живопись Фрэнка Уильямса экспонировались в Иваново, Ярославле, Твери, Нижнем Новгороде. На фоне страшного информационного голода, как это ни странно, одолевшего сейчас провинциальную художественную общественность, выставки американского художника воспринимаются как некий глоток свежего воздуха. Это то, о чем большинство читало и слышало, но практически никогда не видело. Это принципиально иной, нежели у русских провинциальных художников, менталитет. Это отзвук бунтарских шестидесятых. Из города в город Фрэнк Уильямс таскает с собой гигантскую скульптуру — “Колесо” из серии “Ноша, которой являюсь я сам”. “Колесо” — архетип в контексте мировой культуры весьма распространенный, символ движения, преодоления инерции. Как объяснил нам мистер Уильямс, гигантское колесо — символ его переезда в Россию, связанных с этим переездом трудностей и ответственности.
МРИЯ
1.0x