Авторский блог Редакция Завтра 03:00 30 июня 1997

НАУКА ВЫЖИВАТЬ

НАУКА ВЫЖИВАТЬ
Author: Аркадий Алексеев
26 (187)
Date: 30–06–97
_____
Аркадий Алексеев
член-корреспондент АН России, зам. председателя
восточного отделения Академии наук РФ
НАУКА ВЫЖИВАТЬ
БЕСЕДА С КОРРЕСПОНДЕНТОМ “ЗАВТРА”

_____
_____ “Завтра”. Аркадий Владимирович, конечно, сейчас ситуация в экономике страны крайне тяжелая везде. И понятно, что проблема Дальнего Востока неотделима от проблемы науки Дальнего Востока. Ибо если наука здесь окончательно заморозится, перестанет развиваться, то и весь Дальний Восток будет обречен на гибель. Ваше представление о нынешних проблемах науки Дальнего Востока?
_____Аркадий Алексеев. Мне видится ситуация с научными исследованиями и научно-исследовательскими учреждениями на Дальнем Востоке следующим образом. Во-первых, надо заметить, что в былые годы Дальний Восток рассматривался планирующими органами, включая и Госплан, как сырьевой резервуар, ресурсный резервуар Союза, и, конечно, это наложило серьезный отпечаток на все развитие инфраструктуры Дальнего Востока. Однако удалось за долгие годы сформировать на Дальнем Востоке определенный научный потенциал, который позволяет сегодня не только говорить о том, что дальневосточный регион — это сырьевой резервуар страны, но и производящий регион. И поэтому сегодня научные подразделения, научные структуры на дальнем Востоке позволяют себе быть независимыми, опирающимися на региональные исследования в Тихоокеанском бассейне. Но проблема есть, и очень серьезная. Ситуация с наукой, с уменьшением ее финансирования связана с преобразованием структур в центральных областях страны. Если в центре положение с наукой восстановимо, то здесь такие резкие кардинальные сокращения и уничтожение определенных направлений уже невосполнимы.
_____“Завтра”. Какие конкретно науки, какие отрасли на грани уничтожения?
_____А. А. На грани уничтожения сегодня вообще находится вся наука. Идет финансирование исключительно заработной платы. Фактически бюджетом выплачивается некое пособие по безработице. Ученый-теоретик, может быть, историк, те люди, которые связаны исключительно с ручкой и бумагой, наверное, могут в таких условиях еще как-то существовать. Но естественные науки, которым нужны реактивы, просто вода, потому что идут исследования с какими-то химическими реактивами и веществами, не могут существовать в таких условиях. Необходима и пожарная безопасность, масса всего. В таких условиях оставить научные исследования без финансирования, без статьи на научные расходы — невозможно.
_____“Завтра”. Какие приоритетные области науки, конкретные лаборатории в Дальневосточном отделении находятся на мировом уровне, связаны с крупнейшими научными школами, открытиями?
_____А. А.Сегодня это исследования по геологии и геофизике региона, изучение распределения его ресурсов, это исследования, связанные с ресурсами океана, с экологией. Практически все структуры на Дальнем Востоке, ведущие свои исследования, — геолого-физические, связанные с океаном, — пользуются определенным международным авторитетом, во-первых, потому что опираются на региональный материал, который невозможно получить другим образом. И кроме того, здесь сегодня сформирован мощнейший кадровый потенциал на Дальнем Востоке. Надо отдать должное, что пока, в отличие от центральных областей, такой убыли кадров на Дальнем Востоке нет.
_____“Завтра”. Дальневосточное отделение включает в себя только Приморский край?
_____А. А. Нет. Географическая область, где распространяется деятельность Дальневосточного отделения, простирается от Чукотки до Приморья, от Амурской области до Сахалина и Камчатки. Это все Дальневосточный регион.
_____“Завтра”. За последние десятилетия были ли какие-то крупнейшие открытия в вашем отделении, за которые вы получали премии, международные или российские?
_____А. А. Очень крупных премий у нас не было за последние годы, однако в истории Дальневосточного отделения есть и государственные премии, есть и международные. Один из таких примеров признания уровня исследований — это присуждение премии префектуры Ниигата за исследования по развитию региона Японского моря, которая присуждена в 1996 году Институту экономических исследований в Хабаровске как коллективному призеру.
_____“Завтра”. Насколько я знаю, вас можно поздравить с присвоением степени члена-корреспондента Академии наук?
_____А. А. Да.
_____“Завтра”. От всей души поздравляем. Скажите, кто вы по специальности?
_____А. А. Океанолог, геофик океана и атмосферы. У нас в отделении тринадцать действительных членов, академиков и двадцать член-корреспондентов.
_____“Завтра”. С одной стороны, можно вас поздравить: восемь новых член-корреспондентов и три академика были избраны недавно у вас в отделении. С другой стороны, есть ли закрытые лаборатории, целые институты на Камчатке, на Чукотке в связи с тем, что отсутствует финансирование, отсутствует помощь государства?
_____А. А. Если говорить о закрытии института, то в 1995 году был закрыт Институт экономических проблем исследования и освоения Мирового океана. В институтах происходят какие-то структурные преобразования. Такая динамика изменения структуры в сегодняшних условиях финансирования существует. Другое дело, что требуют все время больше и больше этих структурных преобразований. Это приведет к невосполнимым потерям, невосполнимым утратам в инфраструктуре учреждений Дальневосточного отделения. В былые времена государство целевым образом давало деньги на перемещение людей сюда, на их обустройство здесь. Отъезд крупных ученых просто приведет к тому, что здесь будут исчезать научные школы, сформированные на Дальнем Востоке, и это уже не возвратится.
_____“Завтра”. Меня поражают эти мудреные слова, которыми нынешнее руководство России прикрывает гибель экономики, армии. Говорят, например, “военная реформа в армии”, министра обороны уволили за то, что он препятствовал военной реформе. Реально эта “реформа”, переводя на русский язык, обозначала гибель армии. И здесь вы сказали тоже очень умные слова: “структурные преобразования”. На самом деле, за этими умными словами, насколько я понял ваше объяснение, та же самая простая цель — гибель науки. Сократить количество научных сотрудников, сократить количество лабораторий и институтов. Так я вас понял?
_____А. А. В какой-то степени да. Хотя, что касается военной реформы, я до сих пор не понимаю, что это такое. Нигде не написано.
_____“Завтра”. Когда надо сократить на миллион, называют “реформа”.
_____Занимается ли Дальневосточное отделение сейчас систематическим анализом того, что весь Север, и в данном случае север дальнего Востока, обречен на абсолютное безлюдие. Выезжают уже целыми поселками, сжигая дома, чтобы бомжей там не оставалось. Из всего того, что сотни лет и царское правительство, и советское правительство делали —осваивался район за районом, край за краем, строились новые города, новые поселения. Сейчас мы видим, что на Сахалине население сократилось на треть, Магадан скоро должен будет в поселок переименовываться. По сути, это грандиозное исчезновение человеческого массива должно исследоваться и учеными, или вы пока боитесь ставить эти задачи? Не занимаетесь этими проблемами?
_____А. А. Такой задачи у нас нет. Наука сильна исследованиями в центре, но она сильна и защищена от всяких случайных воздействий тем, что создана периферийная сеть исследований. Когда исследования на периферии так же обладают определенной мощностью, только тогда научные исследования будут стабильны, будут обладать определенным запасом прочности. То, что убывает население Севера, Камчатки, Сахалина, приводит к тому, что начинается разрушение распределенной системы, понижается ее защитоустойчивость, ее защищенность от всяких внешних воздействий. Та же самая картина наблюдается и в научных исследованиях. Если убрать научные исследования, научную организацию, научную структуру с Камчатки, с Севера, с Сахалина, эти исследования уже невосполнимы отсюда, из Владивостока, а уж тем более из Москвы…
_____“Завтра”. За период, когда краем руководит губернатор Наздратенко, какие у вас взаимоотношения с его администрацией и насколько в состоянии Наздратенко оказывать помощь развитию науки?
_____А. А. Если, с одной стороны, начинают говорить, что кому-то он не понравился и начинается движение по конституционному или не конституционному его выдворению или замене, это приводит к тому, что такие действия начинают отражаться на жителях, на тех же институтах. Вот самый простой пример. Сколько шло сражение, сколько губернатор насмерть стоял по поводу тарифов, энерготарифов. До тех пор, пока стоял, было возможно как-то рассчитываться, хотя бюджетные поступления были мизерные и их все время не хватало, все время мы сидели в долгах. Сейчас повышение этих энерготарифов приведет к самозакрытию институтов.
_____Такой вариант, к сожалению, не исключен. Транспортные тарифы фактически отрубили нас, отрезали напрочь от центра. Обязательно необходим элемент общения. Сегодня отправить сотрудника в другие организации по стране с тем, чтобы он посмотрел на те результаты, показал свои результаты, произошло обсуждение, — практически невозможно. Нет средств. Цены выведены на мировой уровень, а финансирование далеко от этого мирового уровня. Наздратенко всерьез думает о будущем края. Нельзя сбрасывать со счетов то, что он очень активно занимается молодежью, вкладывает определенные средства, которые ему потом вменяют в вину, в поддержание образования края, вкладывает определенные средства в поддержание научных исследований. Те ежегодные, с тщательным конкурсным отбором, гранты, которые он ввел для ученых, очень серьезно поддерживают научные исследования, позволяют в какой-то степени сохранить научный потенциал в крае. Это очень важно.
_____“Завтра”. Чувствуете ли вы здесь оторванность от Большой Земли, от материка, от Москвы? Чувствуете ли вы, что понемножку становитесь чужими и ненужными центру?
_____А. А. Пока это так ярко не проявляется, но я уже говорил о том, что возможность общения затруднена из-за невозможности перемещать сотрудников в научные командировки. Очень серьезно подрезана возможность сегодня в проведении экспедиционных работ. В 1996 году всего по Академии наук проведено 12 экспедиций в целом по стране, из них четыре наши, экспедиции Дальневосточного отделения. Но если мы посмотрим, кто профинансировал все эти четыре экспедиции, окажется, что это совсем не Академия наук. Либо это спонсор немецкий, либо японский, либо американский.
_____“Завтра”. То есть вы можете постепенно стать базовой лабораторией западных научных центров?
_____А. А. В известной степени, такая опасность существует.
_____“Завтра”. С этой точки зрения как вы относитесь к государственной позиции Наздратенко? В “демократической” прессе он часто подвергается критике за защиту границ России?
_____А. А. Во-первых, я категорически не читаю желтую прессу, а во-вторых, есть правило, что государство сильно территорией и населением, и никто нам не давал право отдавать землю, которую наши предки приобретали, присоединяли к государству, тем самым усиливая его, строя, развивая. Давать какие-то оценки, почему это происходит, сложно. Китай решает свои задачи, но почему, когда он это делает, нам надо ему помогать? Мне понятна позиция Наздратенко, когда он стоит на том, что нельзя отдавать землю, не нами приобретенную. Это ведь только первый шаг. Сегодня пятнадцать гектаров, завтра появится вопрос северных территорий, дальше возникнет вопрос Сахалина, что потом мы в пределы Садового кольца все переместимся?
_____“ЗАВТРА”. Завершая нашу беседу, скажите, вы сами оптимист или пессимист? Верите ли вы в возрождение Приморья, Дальнего Востока, и каким вам бы хотелось видеть будущее Дальнего Востока?
_____А. А.Трудно сказать, кто я, оптимист или пессимист. Речь надо вести в целом о стране, чтобы не отделялась экономика Дальнего Востока, не шло разделение и по науке, и по всем прочим сторонам жизни государства. Только в единой стране, в единой мощной стране с единой экономикой, с единой структурой взаимоотношений можно говорить о перспективе развития. Иначе перспектива одна: Дальний Восток превратится в некий сырьевой бассейн. Кто уж будет пользоваться этим сырьевым бассейном — Япония или Китай, трудно сказать. Надо все-таки устоять, не дать развалить.
_____“Завтра”. С кем мы должны бороться?
_____А. А. С самими собой. Коли у нас такое правительство, значит мы его достойны.
_____“Завтра”. Надеюсь, что наука Дальнего Востока преодолеет свои трудности и в дальнейшем станет одним из форпостов русской науки. Дай Бог вам успехов!
1.0x