Авторский блог Редакция Завтра 03:00 23 июня 1997

Проходной Гостинный двор

<br>

Проходной Гостинный двор

Author: архитектор Владимир Кушнер
25 (186)
Date: 24–06–97
_____
_____Здание московского “старого” Гостиного двора в самом центре столицы выстроено по проекту всемирно известного зодчего Джакомо Кваренги в 1790–1805 годах. Его грандиозный ансамбль стал образцом для многих торговых сооружений России прошлого века. До самого последнего времени он сохранялся без существенных утрат и искажений. Еще недавно казалось, что планы по размещению в Гостином дворе музея истории Москвы вот-вот осуществятся, но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Руководство Москвы решило разместить в памятнике супермаркет.
_____23 января 1996 года мэром Москвы г-ном Лужковым было принято распоряжение № 47-РП “О разработке концепции реконструкции Гостиного двора в квартале № 14 Китай-города”. По сути дела, речь ведется о строительстве на месте шедевра Кваренги нового сооружения — крытого рынка, давящего своими колоссальными объемами историческую застройку Китай-города.
_____Это мэрское геростратово решение является грубейшим нарушением статьи 14-й действующего Закона “Об охране и использовании памятников истории и культуры”, а также собственно и постановления правительства Москвы № 702 от 1. 09. 1992 года, запрещающих изменять облик памятников архитектуры.
_____Грубейшие нарушения законодательства об охране памятников столь очевидны и многочисленны, что Всероссийское обществе охраны памятников истории и культуры вынуждено было дважды обратиться к Генеральному прокурору РФ Юрию Скуратову с просьбой об отмене распоряжения мэра. После этого было представлено на рассмотрение общества технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО). Четырежды ТЭО проекта реконструкции отклонялось научно-методическим советом управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры (УГКОИП) г. Москвы и дважды — экспертно-консультативным общественным советом (ЭКОС) при главном архитекторе г. Москвы. Несмотря на это, ни правоохранительные органы Российской Федерации г. Москвы, ни Министерство культуры России до сего времени не добились остановки работ по этому варварскому проекту.
_____Несмотря на то, что предлагаемое решение отвергнуто многочисленными комиссиями и советами и не получило одобрения федеральных органов охраны памятников, проект под нажимом мэра уже запущен в работу. Работы ведутся ударными темпами. Разрешения на них втихую дает начальник упомянутого Управления госконтроля охраны и использования памятников г. Москвы В. Булочников.
_____Столь же разрушительной оказалась реконструкция Гостиного двора и для археологии этого участка заповедной московской территории. В проекте отсутствуют предложения по фиксации, реставрации и музеефикации наиболее ценных археологических памятников. Это уже привело к уничтожению строителями летом 1996 года обнаруженной в ходе работ, известной по историческим источникам церкви Введения Златоверхой XVI века. Какие еще московские древности срыты здесь ковшом бульдозера — одному Богу известно.
_____Лужковская Москва все больше напоминает деревню Собакевича, где каждый предмет и строение являют портрет хозяина, красноречиво свидетельствуя: “И я Лужков, и я Лужков! ” Но Москва не вотчина Лужкова. Градостроительному произволу и правовому беспределу, воцарившемуся в столице, должен быть положен конец.
_____Необходимо как можно скорее остановить застройку и разрушение здания Гостиного двора. Поэтому через газету я обращаюсь к вам, Генеральный прокурор Российской Федерации господин Скуратов! Хватит делать вид, что вас это не касается! Заявление Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с просьбой об отмене Распоряжения № 47-РП от 23. 01. 96 и приостановке работ на памятнике направлено вам письмом № 66 от 18. 03. 96.
_____Прошу вас об отмене Распоряжения № 47-РП от 23. 01. 96 и проведении проверки по факту нарушения Закона при его выполнении. Прошу также дать поручение о приведении всей проектной документации и производственных работ на объекте в соответствие с требованиями действующего Закона РФ “Об охране и использовании памятников истории и культуры”.
_____
Владимир КУШНЕР, архитектор
_____
_____Только что мы получили информацию о готовящемся сносе знаменитого памятника Старой Москвы, построенного на рубеже XVIII-XIX вв., — так называемого Соловьиного дома (по Суворовскому бульвару № 6). В его стенах не раз бывали Пушкин, Грибоедов, Щепкин, Гончаров; жили композиторы Варламов и Лист. В 20-годы нашего века здесь размещалась студия Михаила Чехова. По требованию мэра столицы вопрос о сносе святыни русской культуры рассматривается государственными органами и Обществом охраны памятников истории и культуры Москвы. Повод для сноса выбран самый подходящий — приближающийся юбилей города.
1.0x