ТАК! (“кинотавр”)
Author: ТИТ24 (185)
Date: 17–06–97
_____
_____“Славный русский витязь Ермак Тимофеевич cо товарищи… ” —кадр из нового фильма “Ермак”. В главной роли Виктор Степанов — замечательный актер, известный зрителям по ленте “Михайло Ломоносов”.
_____Этот фильм на фестивале в Сочи получил специальный приз от Госкино. Но главным призом для режиссеров фильма Валерия Ускова и Владимира Краснопольского все равно останутся любовь и благодарность зрителей — восторг нынешнего бесшабашного молодого поколения, приобщившегося так к великой истории нашей.
_____
_____Сочи, где “Кинотавр” стартовал и финишировал уж восьмой раз, похоже, утомился от экзальтированной столичной тусовки. Жители умирающего курортного города уже без особого энтузиазма, то есть довольно вяло, взирали на парад заморенных отечественных “звезд”. Полупустые сочинские отели и заброшенные санатории пленяли залетных столичных эстетов своей стерильной обреченностью на гибель. Тема смерти вообще была ведущей на Открытом российском кинофестивале…
_____Самым лучшим фильмом, кстати, был признан балабановский “Брат”, где главный герой — брат профессионального киллера (“Скажи мне, Каин, где брат твой? ”). Этот пошлейший, в сущности, фильм проторчал в прихожей Каннского кинофестиваля и, как следовало ожидать, триумфально был принят нашими “столичными провинциалами”. Единственное достоинство этого фильма — игра Сергея Бодрова, который, по мнению высоких и утонченных критиков, “как бы и не играет вовсе, а по жизни такой вот и есть”. Фильм “Три истории” Киры Муратовой также содержит очевидный некрофильский душок. Это — действительно изысканная, по духу набоковская картина, содержащая в себе уйму нарочитого цинизма. Но художник все ж таки не Демиург — об этом не следовало бы забывать.
_____Пока прозрачный, как линза, инфернальный мир, придуманный Муратовой и Литвиновой, гипнотизировал кинотавровскую тусовку, признанный Тартюф киношного бомонда Александр Сокуров показывал свою новую работу “Мать и сын” — тоже, кстати, о смерти, о его величестве небытии. Любимец дамской экзокритики Сокуров, опустив глаза долу и приволакивая ногу, бродил по сцене Зимнего театра и проповедовал “элитарность в кино”, попутно перечислял имена своих друзей и высоких покровителей (“о, витязь, то была Наина… ”)
_____Феномен нового русского “киллератического” кино прирос работой режиссера Сергеева и актера Абдулова. Фильм “Шизофрения” (критики ехидно прибавляли “вялотекущая”) повествует о политических и мафиозных коллизиях, причем его создатели имеют совершенно детские представления о мафии и напрочь не понимают того, что составляет дух большой политики.
_____Тягу к смерти на Сочинском фестивале компенсировал цикл “дурковатых” фильмов. В этом ряду “Странное время” (сексуальные анекдоты от Натальи Пьянковой), “Не валяй дурака… ” (фильм, как всегда, “о веселых и славных русских дебилоидах”, некий паллиатив “Особенностей национальной охоты”). В ряду “убогих” фильмов стоит и “Котенок” режиссера Ивана Попова. Посмотрев этот фильм, вся кинотусовка от умиления пустила слюни. Даже фильм “Привет, дуралеи! ” Э. Рязанова (тот, кстати, конкретно манкировал фестиваль) не произвел такого фурора. Даже президентский (от Янковского) приз этот самый “Котенок” чуть было не выдрал. Когда чиновного гостя — тассовца Виталия Игнатенко — спросили, что ему больше нравится, “Ермак” или “Котенок”, сей государственный муж жеманно сделал выбор в пользу последнего. К слову, кроме Игнатенко на фестивале мелькал Черномырдин и много всякой телевизионной мелюзги. Затыкал собой фестиваль, как и каждую бочку, вечно тараторящий и сардонически хохочущий “губастiй нигэр” Якубович, по пляжу шлялись какие-то пьяные журналюги из “Известий”, а мальчики “нанисты-алибасовцы” прыгали с причала в море.
_____Из открытий и удач сочинского праздника следует назвать прежде всего историческую эпопею “Ермак”, созданную Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским, и фильм “Приятель покойника” Вячеслава Криштовича (и тут пришелся покойник!). Киносеминар “Белые столбы” (с показом архивных материалов госфильмофонда) приятно дополнял “мертвецкую” программу, а факт отсутствия на открытии и на закрытии фестиваля главного благодетеля и продюсера Марка Рудинштейна давал материал для сплетен, баек и кривотолков — того, чем всегда славилась липкая околокиношная публика.
ТИТ