О ЧЕМ СПОР?
Author: Н. Кордо
18(179)
Date: 5-05-97
_____
_____Вновь реанимирован и искусственно обострен вопрос о судьбе Мавзолея В. И. Ленина и всего главного ансамбля столицы — Красной площади.
_____Противники Мавзолея требуют воссоздания “исторического облика” этой площади. Будто известен день, когда, не в пример всем предыдущим и последующим дням, облик площади был истинно “историческим”. Кем вычислен этот день? Кто измерил “историчность” архитектурных решений?
_____Ревнители “историчности”, конечно, имеют в виду облик площади начала века, ее панораму без Мавзолея. Но вернуть ей былой вид — значит сменить брусчатку на булыжник, пустить трамвай, изъять “Россию” на развертке ансамбля, снести здание охраны при Спасской и Никольской башнях, открыть базар, срубить липы близ ГУМа, врыть тумбы для коновязи...
_____Сделать это нельзя. Вот почему приверженцы “историчности” ведут себя так, будто Мавзолей — тут единственное новшество, и хотят, убрав его, сберечь современный комфорт площади. Тем более, что рядом, на Манежной, этот комфорт, вопреки “историчности”, пышно расцветает. История тут ни при чем. Пусть честно скажут: “Мы против Мавзолея не по историко-архитектурным, а по политическим мотивам, мы готовы разрушить лучший ансамбль Москвы ради политики”.
_____Ансамбли веками ждут того, кто приведет их к полной гармонии. Красную площадь к ней привел гений Щусева. Любое новое действо здесь убьет ансамбль.
_____Большой проходной двор — расширенный дублер переулка Сапунова — такими были эти пять гектаров земли. Сильная вытянутость лишала площадь ее главной функции — замедлять людской поток, собирать людей, быть общественной жизнью города.
_____Площадью ее сделал Мавзолей, дав ей поперечную ось. Поддержанный Сенатской башней и куполом за кремлевской стеной, он снял впечатление транзитности, успокоил пространство, как бы расставил все по местам. С его появленьем площадь перестала казаться узкой, обрела торжественность.
_____Так уж вышло: лишь два мастера знали, как создать здесь ансамбль — Казаков, приблизивший купол Сената к башне, и Щусев, задумавший Мавзолей как статистический центр площади. Причем, ослабив продольную ось, зодчий сохранил ее роль — вести нас, побуждать двигаться. Но уже без спешки, словно зовя любоваться красотой ансамбля. И все это — итог постановки небольшого здания (Мавзолей ниже кремлевской стены и Сенатской башни).
_____Близкий к авангарду 20-х годов, Мавзолей лишен стилевой связи с Кремлем. Щусев превратил площадь в драгоценный сплав старины с современностью. Находясь в состоянии эвритмии (художественной нерасторжимости), эти начала здесь взаимно усиливают друг друга. Мавзолей как бы ставит точку в многовековом формировании Красной площади. Он прочно вошел в классику мирового зодчества.
_____К разработке интерьеров Мавзолея привлекались видные мастера искусств — скульптор И. Щадр, художник И. Нивинский, архитектор К. Мельников. Часть проблем решалась с участием Л. Веснина.
_____Мавзолей — пример высочайшего качества строительных работ и уникальности примененных отделочных материалов (черный и серый лабрадор, красный гранит, карельский красный порфир, смальта, медь), большинство из которых доставлялось на стройку в виде цельных крупноразмерных блоков. Вход в здание выделен плитой из полированного лабрадора весом в 60 т. с инкрустированным в ней из красного порфира словом — ЛЕНИН. Это важная деталь фасада Мавзолея. Саркофаг стоит на блоке из полированного лабрадора весом в 20 т. Под здание подведен мощный железобетонный фундамент, лежащий на устланном песком (для погашения возможных вибраций) основании.
_____Не помрачился ли ум у людей, которые не только не гордятся тем, что в нашем веке лишь в России (и больше нигде!) создан ансамбль мировой значимости, но, напротив, хотят его разрушить, архитектурно обезличив и обеднив Москву?
_____Предложение воссоздать панораму площади без Мавзолея они подкрепляют идеей захоронения тела В. И. Ленина по христианским нормам. Можно подумать, что Ленин был верующим... И хоть автор выдумки о просьбе Ленина похоронить его в Петербурге сам ее опроверг, они упрямо ее повторяют (какая трогательная любовь к Ленину, какая внимательность к его “просьбам”!).
_____Их расчет прост: захоронение тела В. И. Ленина обессмыслит существование Мавзолея. Для успокоения общества они могут даже пообещать не сносить здание. Им ведь ясно: разрушение пойдет само собой, в “автоматическом режиме”. Сперва возникнет вопрос о “неуместности” слова ЛЕНИН на пустом Мавзолее. Потом заговорят о функциональной бесполезности здания и, следовательно, его несоответствии занимаемому месту.
_____Пыл их воинствующего невежества можно остудить лишь законом о неприкосновенности Мавзолея и покоящегося в нем тела В. И. Ленина. Тем более, что давно пора подтвердить внутренним законом внешнюю опеку, осуществляемую над ансамблем Красной площади со стороны ЮНЕСКО.
Н. КОРДО,
заслуженный архитектор России
1.0x