Авторский блог Редакция Завтра 03:00 10 марта 1997

ИЗ ИСТОРИИ ТЕРМИНА

<br>
ИЗ ИСТОРИИ ТЕРМИНА
Author: В. В.
10 (171)
Date: 11–03–97
_____
_____Реализм часто обвиняют в бескрылости и слепом следовании некоей идеологической системе, парадигме для чего теоретики постмодерна ввели специальный термин: тоталитарный реализм. Надо понимать, современный модернизм тоталитарным быть не желает и брезгует, признавая за собой разве что качество тотальности. Разрушая все внешние оболочки, все формы искусства как действия, постмодернисты не столько освобождают Нечто из плена у вещей и жанров, сколько пытаются внедрить это Нечто, подозрительно похожее на ничто, в нашу действительность. Активно действуют своего рода “мертвые” энергии, в том числе и прежде всего — энергии распада исторического русского “реализма”, составившего славу отечественной литературе, театру, кинематографу… Как понимались принципы этого реализма?
_____
_____“Все это больше, нежели портрет или зеркало действительности, но более похоже на действительность, нежели действительность походит сама на себя, ибо все это
_____
— художественная действительность, замыкающая в себе все частные явления”.
В. БЕЛИНСКИЙ, 1842
г.
_____
_____Общедемократическая жажда равенства, столь характерная для наших разночинцев, благодаря марксистам вовремя получила сугубо логическое, научное обоснование.
“На мой взгляд, реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типических обстоятельствах”.
Ф. ЭНГЕЛЬС, 1885
г.
_____
_____К концу прошлого века слово “реализм” сделалось флагом очень мощного литературно-художественного течения, ответвившегося от политического материализма.
_____
“Реализм ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности. Нет истинно художественного произведения, которое, при более глубоком взгляде на него, не оказалось правдивым изображением души творца… Едва ли возможно поэтому говорить об истории реализма: она совпадает с историей искусства”.
Энциклопедический Словарь, изд. Брокгауза и Ефрона, 1899
г.
_____
_____Этот расширенный до беспредельности вариант понимания “реализма” не был и не мог быть принят для обслуживания сложных социальных систем, устремленных к собственному идеальному и будущему состоянию. Именно в условиях таких систем особенные проявления общественной жизни могли быть выданы за всеобщие, а идеалу и вымыслу придавалось исключительное значение.
“Знать жизнь, чтобы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не мертво, не просто как “объективную реальность”, а изобразить действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма. Такой метод художественной литературы и литературной критики есть то, что мы называем методом социалистического реализма”.
А. ЖДАНОВ, 1934
г.
“Миф — это вымысел. Вымыслить — значит извлечь из суммы реально данного основной его смысл и воплотить в образ — так мы получим реализм… ”
М. ГОРЬКИЙ, 1934
г.
_____
“Внимание сосредоточено теперь на идеальном реализме,.. с которым жизнь снова обретает ценность романтизма, который не прячется от трудностей жизни и не стремится воспарить от них в небеса. Романтизма, который имеет мужество прямо смотреть в лицо проблемам безжалостными глазами, твердо и без колебаний”.
Й. ГЕББЕЛЬС, 1938
г.
Это и подобные ему высказывания неоднократно приводились как пример внутренних противоречий и несостоятельности концепции реализма вообще, а также его особой, тоталитарной, внеэстетической природы. Но все же реализм как принцип эстетического моделирования бытия через образные системы существует: со своими достоинствами и недостатками, — не лекарство от всех бед, но и не причина их существует, воплощая в узнаваемых и соответственных оригиналу образах именно типическое: всеобщее через единичное, насколько верно выделяет и понимает эти категории европейская философия, начиная с Нового времени.
В. В.
1.0x