Авторский блог Евгений Чебалин 03:00 13 января 1997

Про волков и собак

<br>

ПРО ВОЛКОВ И ПРО СОБАК (откровения недобитого совка или новорусская байка)
Author: Евгений Чебалин
2 (163)
Date: 14–01–97
_____
_____Престранная штука — жизнь, господа-товарищи, иногда такой фортель выбросит, что хоть стой, хоть падай.
_____Морозным погожим деньком в январе сего года я с некоторым удивлением обнаружил себя монументально торчащим в эпицентре очередного театрального скандала. Утром раздался телефонный звонок и голос, принадлежащий одному из театральных столпов Самары, сурово спросил:
_____— Ну, доволен? И сколько тебе заплатили?
_____— За что?
_____— За битье лежачего!
_____Лежачим, при дальнейшей расшифровке, оказался лауреат почти всех премий, народный и прочая, и прочая Петр Львович Монастырский, на которого я опубликовал, оказывается, сегодня, в газете “Культура” разнос “Весь наш театр игр-р-ра! ” вместе с интервью начальника управления культуры С.П. Хумарьян. В общем, с самого утра меня, аки рыжего, пригвоздили: рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой.
_____В ответ на это рефлекторно родился протест: а я дедушку не бил, а я дедушку…
_____“Дедушку” Петра Львовича я, хотя и не любил, но сегодня действительно не бил, поскольку в газету “Культура” лет эдак пять ничего не писал. В дальнейшем оказалось, что “Культура”, не оповестив автора, то есть меня, не говоря уже о согласии, перепечатала мою статью пятилетней давности из “Самарских известий”.
_____Впрочем, с точки зрения юриспруденции, газета вкупе с С.П. Хумарьян имели на это право, поскольку, по их мнению, ситуация в театре один к одному соответствует пятилетнему прошлому: те же склоки, скользящие серпентарийные движения тел и взаимные групповые укусы с применением чернильного яда. И все это — при поразительно вулканической режиссуре мэтра, разменявшего, между прочим, девятый десяток. Мэтр в очередной раз подал заявление об уходе с поста художественного руководителя. А его взяла да подписала неблагодарная С.П. Хумарьян, которой, по отзывам, осточертели “капризы и диктаторские выкрутасы” Мастера.
_____Лицезрея более тридцати лет спектакли П.Л. Монастырского и его самого на сцене, телеэкране, в бомондных тусовках и, казалось бы, досконально познав бездонные глубины этой заметной личности, самаритяне демократического окраса так и не постигли всех перестроечных возможностей своего легендарного Главрежа.
_____Проснувшись однажды утром, они ошалело обнаружили, что оный Мастер, один из первых реврежев (революционных режиссеров) России, запустивший на сцену полуголых и голых баб, театр, руководимый им, первым поставил “Чонкина” (режиссер Николаев), и сам он отхлестал свой партком и КПСС в “Советской культуре” (“Нужен ли мне комиссар? ”) — именно этот Мастер послал куда подальше ныне самарского губернатора Титова, нынешние реформы, реформаторов и вообще весь этот демпроцесс…
_____В “красно-коричневой” и “совковой” газете “Трудовая Самара” мэтр безапелляционно и отважно заявил:
_____— мне чужда стратегия оболванивания населения;
_____— жизнь становится бессмысленной и безысходной;
_____— история с выносом из Дома правительства коробки с сотнями тысяч долларов омерзительна;
_____— меня не покидает мысль, что это все пир во время чумы;
_____— телевизор обрушивает на израненные сердца обывателей жуткую картину коррупции самых верхних этажей нашей родной власти;
_____— области нужен новый лидер.
_____Кто этот лидер? Да вот же он, багряно-красный комиссар, последний первый секретарь обкома КПСС, член нынешней КПРФ, депутат Госдумы Валентин Романов.
_____“Романов с нами! Мы с Романовым! ” — под занавес статьи восклицает почетный гражданин г. Самары, народный артист СССР Петр Львович.
_____Признаться, более оглушительной оплеухи демдиаспора Самары еще не получала. Да от кого?! От столпа своего и опоры, от надежи своей и гордости, зарыдавшей плачем Ярославны по убиенному социализму и коммунистам.
_____Ну что на это сказать? Слов нет. Остались одни выражения. Первое: “Шоб я сдох, я с вами, Петр Львович! ” И второе, более глобальное, обращенное к тысячам в одночасье прозревшим и заскулившим буревестникам перестройки: за что боролись, господа, на то и напоролись.
_____Перевоплощение Петра Львовича показалось достаточно серьезным поводом порассуждать, перейти от частного случая монастырского лицедейства к лицедейству российского масштаба, к нашей доморощенной образованщине, проскакавшей последнее десятилетие впереди планеты всей в области прогресса.
_____Ныне отчетливо, грубо, зримо просматривается баррикада (ранее как бы стеклянная), всегда делившая отечественную культурологию на “волков”, не признающих ошейника, цепи и “собак”, щедро подкармливаемых режимом и охраняющих его лакейским брехом.
_____Шли параллельно два взаимоисключающих процесса. В то время, как “волки”, вздыбив шерсть, рычали и выли на самоубийственный идиотизм распахиваемого Казахстана, на хазарский набег Полад-заде с его поворотом северных рек на юг, на убиение по сценарию Заславской “неперспективных” деревень — в это время прикормленные черниченки, евтушенки, буничи и прочие гайдарчики, сытно урча, выпевали знакомый мотивчик: “На платформе марксизма-ленинизма все хорошо, прекрасная маркиза! ”
_____Были у этих непотопляемых бумажных корабликов и свои ледоколы в лице акына революции Яковлева и главного драмодела и лениноведа Шатрова.
_____Последний конструировал из нарезанных и склеенных цитат облик Вождя, первый обеспечивал покрытие облика и драмодела сусальной позолотой — с обязательным тиражированием их на театральной периферии.
_____А славное было времечко для дрессуры, Петр Львович!
_____Ведь стоило режиссеру выдрессировать и выпустить на сцену лысого мужичка с бородкой, обладающего набором холерических жестов и напористой лексикой, — и к тебе ниспускалась сверху гарантия: сахарной прессы, премий, званий, квартир.
_____Вы тоже, между нами, мальчиками, говоря, попали в этот сытный заповедник у ленинианского корыта, Петр Львович? С “6 июля”, “Синими конями на красной траве” — с полновесным набором матерых комиссаров и на века правым, отливающим багровым лаком Вождем.
_____Но пришли новые времена: припомните, как-то сразу на страну покатили валы остервенелого лая с эпицентром в коротичевском “Огоньке”:
_____— КПСС — сгнивший людоед;
_____— армия — разбухший дармоед;
_____— сельское хозяйство — черная дыра;
_____— татаро-монгольское иго — сказки Ивана-дурака;
_____— социализм — отравленная утопия;
_____— Кутузов — бездарный подмастерье у Наполеона;
_____— Ленин — сифилитичный бандит без мозга;
_____— любовь, семья, нравственность — этого нет. Есть ослиный фаллос при бешеной матке.
_____На сцены, на экраны, на страницы газет и журналов поползли вонючая мерзость и паранойя. Чавкая, они пожирали национальные традиции, стыд, совесть, плодясь со скоростью саранчи.
_____На всю Отчизну, от Каспийского моря и до Тихого океана, прошелестело горькое русское покаяние Зиновьева: “Метили в социализм, а попали в Россию”.
_____Но способность видеть и понимать происходящее было привилегией лишь зрячих. Местечковые слепцы, демвожди и вождята в упоении разрушительства все так же бежали, задрав штаны, впереди прогресса, плодя лилипутские государства с министрами иностранных дел, кои еще вчера “ботали по фене”.
_____… В Москве однажды попался на глаза ходивший по литературным рукам перевод “Сатанинских стихов” Салмана Рушди. Откровенно говоря, было не совсем понятно тогда, за что автора Ислам приговорил к смертной казни: да, рисково, издевательски, зло, но — к смертной казни?
_____Ваш сценический “Чонкин”, Петр Львович, на порядок мерзопакостней, хотя вы этого и не понимаете. Но не в христианских традициях приговаривать кого-то за глумление над восьмидесятимиллионной нацией, публичное превращение ее в скопище дерьмоедов.
_____Вы с Войновичем, в отличие от Зиновьева, метили не только в социализм и КПСС. Вы метили и в народ, не пытаясь даже маскировать это в своих опусах. Вот ваши, П. Л., слова в статье “Нужен ли мне комиссар? ” (“Советская культура” — 1990 г. 28 апреля).
_____— Разве только сейчас мы узнали, что народ наш по уровню общей культуры плетется в хвосте у цивилизованных наций?
_____Мы… просто стыдились говорить об обнищании народа, утрате духовных ценностей, буквальной деградации общества.
_____Все это сказано человеком, говорящем на русском языке, получившим здесь образование, знания, театр. Он обязан, хотя бы по статусу, знать о Рублеве и Ломоносове, Шаляпине, Рахманинове, Скрябине, Чайковском, Толстом, Достоевском, Шолохове, о Вавилове, Сеченове, Павлове, об Анне Павловой, Репине, Айвазовском, о Королеве, Гагарине, Капице — о сотнях других людей, чей интеллектуальный вклад в мировую цивилизацию признан даже жвачножующим американским студентом.
_____Отсюда, из этого снобистского величия и чванливого мессианства, произрастала режиссерская трактовка постановщика “Чонкина”, “Ямы” и многих других спектаклей.
_____И вот теперь, осерчав на жестокое бытие, вы пытаетесь уверить нас в подлинности вдруг вылупившегося из вас патриотизма. Берете в кавычки совсем намедни любезных вашему сердцу “демократов”. Обрушиваете праведный гнев на хамелионов, публично сжигающих свой партбилет, попадая не в бровь, а в глаз вашему коллеге Марку Захарову.
_____ХОТЯ! ХОТЯ! ХОТЯ!
_____Хотя давно и точно подмечено: Хомо Сапиенс времен катастройки, вдосталь хлебнувший черной бытовухи, вдруг начинает изрекать удивительно мудрые мысли.
_____С подлинным наслаждением прочел ваши слова, П. Л. :
_____— Мы с легкостью в мыслях необыкновенной научились сбрасывать с пьедестала всех, кто по мотивам сиюминутной конъюнктуры стал немил.
_____— В традициях нашей бывшей партийной власти, которую захлебываясь поносят нынешние “демократы”, была ведь и подлинная демократия, которой нынче, ой, как не хватает.
_____— Губернатором мы должны избрать человека, для которого НЕ ЛИЧНОЕ ПРЕУСПЕВАНИЕ (курсив мой — Е. Ч.), а благосостояние простых людей… стало бы его собственной судьбой, его кровной заботой.
_____— Валентин Романов — ярчайший представитель того подлинного человеколюбивого прошлого, которого в той непростой и трагической судьбе нашего народа было очень много.
_____Ну что тут скажешь? Вновь рвется наружу восторг единомыслия:
_____— Шоб я сдох, я согласный!
_____Одна озабоченность за вас, Петр Львович: опять не на ту лошадь поставили, порешив, что Романов пройдет!
_____Что же касается “совка” в подзаголовке, коим себя обозвал, — я предварительно со словарем Ожегова сверился:
_____“Лопатка с загнутыми вверх краями. Для выбрасывания мусора”. Нас это определение вполне на данном этапе устраивает.

Евгений ЧЕБАЛИН

1.0x