Авторский блог Редакция Завтра 03:00 23 декабря 1996

Кому ордена, а кому - ни хрена

Капитан Игорь Костромин в Чечне командовал танковой ротой мотострелкового полка. Как и всем, ему на этой войне пришлось несладко. Когда надобность в танковых атаках прошла, Костромин своим подразделением взял под контроль важную автомагистраль на юге республики, встав для этой цели усиленным блокпостом у небольшого чеченского селения Цай Ведено.

КОМУ — ОРДЕНА, А КОМУ — НИ ХРЕНА
Author: Старший лейтенант Д. Семенов
52
Date: 24–12–96
_____
_____Капитан Игорь Костромин в Чечне командовал танковой ротой мотострелкового полка. Как и всем, ему на этой войне пришлось несладко. Когда надобность в танковых атаках прошла, Костромин своим подразделением взял под контроль важную автомагистраль на юге республики, встав для этой цели усиленным блокпостом у небольшого чеченского селения Цай Ведено.
_____На своем участке опытный офицер организовал не только специфическую для любого блокпоста контрольно-проверочную службу, но и непрерывное наблюдение, разведку, постоянный сбор информации. Любые контакты с местным населением он старался использовать в этих целях.
_____Дошло до того, что уже через пару недель придорожного стояния русский капитан знал о происходящем в районе едва ли не больше главы его администрации.
_____Несколько раз полученные Костроминым данные здорово выручали нас в, казалось бы, безнадежной ситуации.
_____Выдавались пленные, выкупалось оружие, беспрепятственно шли снабженческие колонны. Таковы были плоды “офицерской дипломатии”. А когда неохочие до компромиссов боевики попытались было восстановить свое влияние в округе, вид танковых стволов роты Костромина стал для них веским аргументом в пользу преимущества принципа мирного сосуществования.
_____Однажды утром за ним пришли. Щелкнули наручники на запястьях, грязная мешковина позорной маски пленника скрыла лицо. Капитана “брали” свои же. Кому-то наверху не понравилось слишком тесное общение офицера с местным людом.
_____Чье-то воспаленное воображение усмотрело в этом элементы личной корысти, а, возможно, даже и измены.
_____Два месяца бесконечных допросов в камере гарнизонной гауптвахты одного из внутренних военных округов России сделали этого человека морально невосприимчивым к окружающему миру.
_____К чести военных контрразведчиков, им удалось восстановить справедливость. Гнусные обвинения полковых завистников под напором проверенных фактов рассыпались в прах.
_____А в качестве извинения за допущенную ошибку командование округа направило офицера Костромина с небольшим повышением обратно в Чечню. Здесь узнал он, что на его блокпосту, которого боевики когда-то боялись больше самого укрепленного бастиона, теперь реальностью стали похищения солдат, пропажа оружия, торговля втихую водкой и боеприпасами. Зато уже три ротных командира, “умело” руководящие этим блокпостом, успели подготовить представления на досрочные звания, а один даже обмыть новенький орден.
_____Игорь и сегодня служит в армии. Мстить он не стал, топить обиду в вине тоже.
_____“Перехаживает” капитаном почти второй срок, мечтает о собственной квартире. Такая вот история. Она почти ничего не изменила в его характере. Кроме, пожалуй, одного: он теперь уже ни во что не верит…
_____К чему весь этот разговор? Да все к тому же — два года прошло. И можно было бы чему-то научиться, что-то изменить, ан нет… Историям о том, как одни за свой патриотизм получали по зубам, а другие под шумок украшали грудь орденами, еще долго жить в нашем обиходе. Из этих контрастов — добра и зла, лжи и справедливости, веры и безверия — и сложен каждый наш прожитый день. Помню, как торопились иные мимолетные очевидцы нашего чеченского бытия получить до конца своей щадящей короткой командировки значок “Участник боевых действий”. Этот кусок жести, у которого и статуса-то никакого нет, стал одно время чуть ли не главной целью каждого залетного московского гостя.
_____И не догадывались эти случайные люди на войне, что в пользу их коллекционных прихотей отказывалось в праве на заслуженный знак истинным участникам кровавых сражений. Что нет и не было никогда этого значка у бесстрашных “морпехов” из Калининграда, которые просто разбили дудаевскую армию, да и убыли первым эшелоном к себе на флот. Что нет этого значка у сотен инвалидов, уволенных из армии подчистую, а тем, кому вечной обителью стала теперь кладбищенская тишина, он уже и не нужен…
_____В дни январских боев в Грозном служебный долг привел сюда многих журналистов. Цели в своей работе они преследовали разные, ну да Бог им судья. В любом случае были они на переднем крае со всеми, лезли туда, куда иной спецназовец и носа не совал. Сергей Говорухин в одном из таких рейдов получил пулю в колено. Пока суетились — прошло время. Ногу пришлось отнять… И что же? Этот журналист вряд ли получит награду. Ранение в те дни получил и другой его коллега — Сергей Кукушкин из Российской телекомпании. Но оказалось, что для управления по государственным наградам это был совсем не повод для награждения. То ли дело чей-то юбилей отметить медалью или спортсмена наградить. Они для страны дороже, милее.
_____Трудно сегодня в государстве с финансами, экономика трещит по всем швам. До простого ли здесь солдата, офицера, прапорщика? Поджимает Парижский клуб: требует выплаты долга, валютный фонд в кредите отказывает, шахтеры, что ни день, выдвигают новые требования. Но ведь когда-то, два года назад, страна не задумывалась, посылая пятидесятитысячный воинский контингент к южной окраине государства. Теперь средств разобраться с нуждами молодых ветеранов чеченской войны почему-то не находится…
_____Война эта, слава Богу, кончилась. Почему же им — видевшим смерть в ее самом неприглядном обличии — приходится сегодня вновь “бросаться на амбразуры”? Клянчить несчастную зарплату, в том числе и заработанные войной так называемые боевые деньги? Обивать пороги властных кабинетов, выпрашивая хоть какие-нибудь квадратные метры. Краснеть, получая обратно свой наградной лист с безучастной ремаркой: “Маловато подвигов”.
_____Два года прошло, два декабря… На войне многие, казалось бы, избитые истины обретают другое звучание.
_____Здесь долг и совесть — не просто громкие слова, здесь грань между честью и бесчестьем обрисовывается порой четко.
_____Игорь Костромин, будучи преданным не один раз, — когда за честную службу оказался по злому навету в тюрьме, когда вместо извинений снова был послан на смерть, когда обошли его ордена и звания — не переступил эту грань. Он, как и тысячи его неведомых сослуживцев, брошенных и разочаровавшихся во всем, сохранили в себе и честь, и достоинство. Они потеряли совсем немногое — веру в справедливость, в добро, в человеческое участие. В стране, где каждый прожитый день сложен из контрастов, это, конечно, сущие пустяки…
_____

Старший лейтенант Д. СЕМЕНОВ

1.0x