ДЕЛО НА 500 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ (как России выйти из финансого тупика)
Author: Андрей Батурин
50
Date: 10–12–96
_____
_____Нет смысла анализировать правительственный проект бюджета на том узком пятачке, на котором он обсуждался в согласительной комиссии (3 или 4 процента дефицит бюджета; 0, 94 процента месячная инфляция или 1, 6 процента). Реальные проблемы все равно останутся за этими рамками. Главный порок предложенного проекта в том, что он настаивает на продолжении экономической политики последних двух лет, политики т. н. “финансовой стабилизации”.
_____Правительство РФ, как следует из проекта, озабочено прежде всего тем, чтобы удержать финансовую систему РФ в жестких рамках требований МВФ. Якобы ради получения кредита (10 млрд. долларов в течение периода 1996—98 гг.) Правительство согласилось снять все барьеры, защищающие внутренний рынок (ликвидировать экспортно-импортные пошлины), обязалось строго следовать политике ограничения денежной массы (воздерживаться от эмиссии), приступить к реорганизации (раздроблению) “естественных монополий” (“Газпром”, РАО, “ЕЭС России”).
_____Кроме того, Минфин РФ рассчитывает выйти на мировой рынок частных капиталов со своими долговыми бумагами (еврооблигациями) и перенести тем самым тяжесть бюджетного дефицита с внутреннего финансового рынка на внешний. Это, по его расчетам, позволит уменьшить объем пирамиды ГКО, снизить доходность (привлекательность) ГКО, обеспечить переход к политике “дешевых денег” — снизить ставку рефинансирования ЦБ до 25 процентов и сделать доступными рублевые кредиты для реального сектора.
_____Этот сценарий и эти надежды не соответствуют российским хозяйственным реалиям и не могут быть реализованы по следующим причинам:
_____1. В российском хозяйстве сегодня произошел, и в последнее время закрепился, отрыв экспортно-валютного сектора от внутреннего. В период высокой инфляции этот отрыв частично преодолевался за счет получения инфляционной прибыли. Сегодня, когда внутренние цены достигли мирового уровня и даже его превзошли, а инфляция подавлена, финансовое состояние реального сектора стало катастрофическим, и поэтому его кредитование связано с огромными рисками невозврата кредитов. Кроме того, нынешнее состояние банковской системы не позволит ей переориентироваться с ГКО на рискованные инвестиционные кредиты даже при снижении ставки рефинансирования ЦБ.
_____Внутренний сектор хозяйства, зажатый в узких рамках подавленного платежеспособного спроса, оказывается вынужденным подпитывать экспортный сектор, невзирая на затраты. При этом хозяйственный оборот внутреннего сектора в основном осуществляется в безденежном режиме неплатежей, бартера, а также посредством всевозможных денежных суррогатов.
_____Все финансовые вливания (эмиссия, кредиты) не доходят до реального сектора и почти полностью идут на подпитку высокодоходного экспортно-импортного оборота.
_____Импортный поток замыкается в рамках экспортного сектора, формируя узкий рынок “престижного” потребления.
_____2. Налоговая база бюджета во внутреннем секторе хозяйства, работающем в условиях бартера и неденежных форм платежей, резко сужена. Уже ясно, что план налоговых поступлений 1996 года будет выполнен не более, чем на 70 процентов (даже с учетом активности ВЧК).
_____Тем более нереальны расчеты на увеличению налоговых поступлений в 1997 году (проектом предусмотрено увеличить их на 70—75 трлн. рублей по сравнению с планом 1996 г.).
_____Предлагаемые ныне правительством чисто фискальные меры способны лишь привести к подавлению экономической активности, затруднить структурную адаптацию предприятий к условиям рынка и, в конечном счете, лишь усугубить финансовый кризис.
_____3. Расчеты в полной мере опереться на западный финансовый рынок, разместив там государственные долговые бумаги, нереальны. Продажа еврооблигаций на миллиард долларов не указывает на перемену погоды. Иностранные инвесторы по-прежнему опасаются высоких политических рисков (а эти риски, по оценкам, в 1997 г. будут еще выше).
_____Такие перспективы явно несовместимы с планами правительства по снижению ставок по кредитам (до 25 процентов) и созданию условий для начала экономического роста.
_____Собственно, правительство, по-видимому, всерьез и не рассчитывает на реальность своих деклараций. Иначе как объяснить запланированное в проекте падение реального (если учесть 10-процентный рост цен) объема ВВП на 6 процентов по сравнению с планом 1996 г.?
_____Связав все надежды с резким (и, как было показано, нереальным) увеличением налоговых поступлений, правительство фактически отказывается от всех статей неналоговых доходов.
_____Речь прежде всего идет о доходах от приватизации, которая свернута до уровня 4, 2 трлн. рублей. Надо так понимать, что этим правительство расписывается в окончательном крахе приватизационной политики последних лет. И дешевая распродажа, и раздача госимущества, и передача его в залог под кредиты — не решили ни бюджетных проблем и не создали эффективного собственника, готового инвестировать.
_____Между тем резервы приватизации далеко не исчерпаны. По оценкам, промышленный сектор РФ располагает основными фондами остаточной стоимостью 700–800 млрд. долларов, и при условии кардинальной смены идеологии приватизации эта статья могла бы давать 10—15 млрд. долл. в год от иностранных инвесторов. Чтобы обеспечить этот приток необходимо пересмотреть приватизационную идеологию. А именно: переакцентировать внимание на повышении управляемости госсектора экономики, на повышении его загрузки, эффективности функционирования и, следовательно, привлекательности. Необходимо широко использовать такие формы, как аренда, передача в траст тому же иностранному инвестору. Это должно быть дополнено мерами таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка.
_____Правительство декларирует принципиальный отказ от кредитов Центробанка, то есть от эмиссии. Нет сомнений, что к этой мере оно все равно будет вынуждено прибегнуть в 1997 году, но предпринятая в авральном порядке, без серьезной организационной подготовки — эмиссия только породит хорошо знакомые проблемы инфляции и весь испытанный в недавнем прошлом шлейф ее последствий.
_____Между тем, при соответствующей подготовке эмиссия может быть доведена до 10—15 % ВВП без инфляционных последствий. Но создание таких условий остается за рамками внимания федеральных властей.
_____Итак, можно констатировать, что предложенный проект бюджета и олицетворяемый им курс нереальны и ведут российскую экономику в тупик.
_____Речь сегодня должна идти не о политике “финансовой стабилизации” и не о политике “экономического роста”. Речь сегодня должна идти о политике “реинтеграции хозяйства”, о политике преодоления разрыва между экспортным и внутренним секторами хозяйства, о переходе к экономическому восстановлению последнего и к возрождению внутреннего рынка.
_____В кредитно-денежной политике необходимо переходить от ограничительной денежной политики к кредитно-денежной экспансии и приданию ей инвестиционной направленности.
_____Этот переход требует прежде всего глубокой структурной перестройки кредитной сферы.
_____Народное хозяйство нуждается в разделении финансово-денежных потоков по двум основным руслам:
_____— эмиссию и краткосрочные сбережения — на обслуживание платежей и формирование быстрооборачиващихся активов (оборотных фондов) ;
_____— долгосрочные сбережения и резервы — на инвестиции в основные фонды.
_____Основное внимание должно быть обращено на каналы долгосрочного инвестирования.
_____Нужно иметь в виду, что банки, которые займутся (и сегодня вынуждены заниматься) долгосрочным кредитованием реального сектора, будут поставлены в заведомо худшие условия. Значительно более выгодным в настоящих условиях является экспорт капитала. Поэтому инструментом инвестиций должны стать государственные и полугосударственные банки.
_____Главной формой деятельности инвестиционных банков будет долгосрочный кредит, которому следует придавать облигационную форму. Инвестиционным банкам надлежит в то же время стать посредниками при эмиссии ценных бумаг, временными держателями той их массы, для выхода которой на фондовый рынок еще не созрели условия. Таким образом, становление рынка ценных бумаг окажется управляемым, постепенным и в то же время эффективным процессом, реально привлекающим капиталы в производство.
_____Этот процесс в перспективе завершится введением параллельной национальной валюты: инвестиционного рубля (аналог “червонца” во время НЭПа).
_____Часть облигаций инвестиционных банков могла бы быть размещена в Центробанке, Минфине и Сбербанке. Эти учреждения располагают для этого достаточными средствами:
_____1) валютные резервы ЦБ, 95 % из которых в настоящее время размещены в облигациях госзаймов США и Германии;
_____2) обязательные резервы комбанков, которые в настоящее время не выполняют предназначенной им роли ограничителя денежной экспансии банков (за отсутствием таковой) ;
_____3) средства населения. Доля сбережения в личных доходах населения в России выше, чем в Японии (около 20 %). Эти средства могут стать вполне доступными при условии замены доллара на параллельную национальную валюту.
_____Существует несколько отработанных в мировой практике технологий введения параллельной валюты (один из примеров — финансовая реформа в период НЭПа).
_____Восстановление единства экономического пространства РФ, возрождение внутреннего рынка возможно только при условиях:
_____— развертывания полномасштабного вексельного обращения с участием федеральных финансовых органов;
_____— поэтапного ведения внутренней твердой валюты, параллельной экспортному нефтерублю (замена доллара во внутреннем обращении) ;
_____— решения проблемы долгосрочного инвестирования в производства внутреннего хозяйства.
_____Если федеральные власти не готовы взять на себя инициативу в решении этих проблем, то ее неизбежно начнут брать на себя регионы, объединяющиеся в трансрегиональные системы экономической кооперации, со всеми из этого вытекающими политическими последствиями для федерального центра. К сожалению, нет серьезных оснований считать, что эти трансрегиональные системы окажутся инструментами политической консолидации страны, а не ее политического раскола.
_____Деятельность правительства в социальной сфере — один из примеров стратегически недальновидной и, по существу, разорительной политики, когда “рубят сук, на котором сидят”.
_____Предложение о невключении в федеральный бюджет средств на индексацию расходов на заработную плату и трансферты населению — лишь один из примеров. Кроме этого, вводятся новые налоги и сборы на население. Продолжается фактическое сокращение финансирования образования.
_____Доля труда в ВВП России и так беспрецедентно низка — около 20 % против 50 % в США. Политика сжатия доли заработной платы в ВВП уже привела к сжатию спроса, к экономическому спаду с сопутствующим сужением базы налогообложения и утраты доходов бюджетной системой. Эта политика сделала невозможным финансирование сколь-нибудь значительной части бюджета за счет налога на доходы лиц наемного труда (он составляет лишь 5—6 % от суммы налоговых поступлений). Результатом этого явилось введение пресловутого налога НДС, который собирать гораздо труднее, чем налог с фонда зарплаты. Отсюда в значительной мере проистекает нынешний бюджетный кризис.
_____Требования МВФ убрать пошлины на нефть и газ ориентированы на дотирования за счет производителей нефти и газа экономики развитых стран и в том числе высокоэффективных производителей товаров в этих странах. В данном случае МВФ выступает в качестве типичной государственной организации, защищающей интересы своих производителей средствами, ничего не имеющими общего с рыночной идеологией. С точки зрения того, что принято и не принято на рынке, Россия имеет все основания игнорировать эти рекомендации МВФ.
_____МВФ является специализированным органом при ООН, и он не имеет полномочий проводить финансовую политику исключительно в интересах узкой группы стран. Поэтому навязанные МВФ российскому правительству требования снять таможенные пошлины на нефть и газ не имеют под собой также и правового основания. МВФ был бы вправе навязывать такого рода требования, если бы он снял с себя статус органа ООН и выступал в качестве органа узкой группы стран-пайщиков. Но тогда и отношение к кредитам МВФ было бы другим.
_____У России есть право обратиться в международный суд с требованием компенсации потерь, нанесенных экономике России требованиями МВФ, поскольку они выходили за пределы его функций как кредитного органа и вместе с тем причинили экономике России огромный ущерб. В частности, снижение финансовых доходов России в результате следования рецептам МВФ намного перекрыло сумму займов, полученных от МВФ.
_____В бюджетном планировании пора переходить от пассивно-фискального к программно-целевому принципу.
_____Программно-целевое бюджетное планирование широко применялось в США в период 60–80-х годов (отчасти оно было заимствовано из опыта советского планирования). Сегодня многие элементы этой системы используются федеральным правительством США и в еще большей степени правительствами других развитых стран. Программно-целевому бюджетному планированию подчинены в этих странах и таможенная, и налоговая, и ценовая политика властей. По понятным причинам этот опыт не рекомендуется идеологами МВФ для широкого тиражирования в странах с переходной экономикой. Но Россия сегодня уже не может себе позволить роскошь игнорировать эту практику.
_____В радикальном изменении нуждается сама технология разработки и утверждения бюджета:
_____1. Бюджет должен утверждаться в процентах к ВВП, а не в абсолютном исчислении. Должен быть разработан и утвержден базовый вариант бюджета на 5 лет, а затем ежегодно утверждаться только его корректировки.
_____2. Должны представляться при утверждении любой меры бюджетного характера (например, получение займов МВФ) количественные оценки ее влияния на доходы бюджета в целом с учетом ее влияния на динамику ВВП. Это должна быть интегральная оценка на несколько лет вперед.
_____3. Для повышения плодотворности бюджетной работы депутатов в приложении к бюджетному посланию должны фигурировать данные по исполнению консолидированных бюджетов по доходам и расходам развитых и развивающихся стран.
_____Бюджетно-финансовая и шире экономическая политика нуждается в глубокой, комплексной реорганизации. Но самое главное, если говорить коротко, она отныне должна быть предварена тезисом: речь идет не о временных трудностях, а о национальном бедствии. Потеря национального продукта в размере свыше 500 млрд. долларов в год (а именно столько теряет Россия, заморозив в результате спада половину своих производственных мощностей) недопустима. Политика потери 500 млрд. долларов в год — это политика и антинародная, и антигосударственная, и, наконец, если угодно, просто антирыночная!
Андрей БАТУРИН
_____
_____
1.0x