16. Толстовские традиции:
эпос и мгновения Юрия Бондарева
«…мы живём ожиданием и утверждением жизни. Ожидание – это возможность счастья, вера в облегчение, это первая любовь, которая будет, это вечерняя прохлада после нестерпимого острого зноя, это белое после черного, смех после слез, это тишина после грохота. Ожидание всегда связано с переходом от одного душевного состояния к другому; оно рождает надежду. И мы продолжаем жить, бороться и искать истину, ибо мы живём в будущем. Мы живём с верой в человеческие возможности и в возможности нашего общества».
Ю р и й Б о н д а р е в.
Толстовские традиции… Толстовские заветы и уроки… Удивительным образом переплетаются, врачуют или ранят, высвечиваются, раскрываются, взаимодействуют судьбы человеческие, события, разнообразные проявления быта и бытия.
Вот те же Троицк, Красная Пахра, Ватутинки… Уходящая в глубину веков история селений… Грозы и зарницы над Пахрой, некогда более многоводной… Деревенские русские люди, из поколения в поколение хранившие заветы отчичей и дедичей. Заветы трудолюбия, добротолюбия, добропорядочности, мужества, доблести, совестливости, отзывчивости…
Здесь Лев Толстой собирал материалы к своим «Декабристам», «Войне и миру…
* * *
С Десной, Пахрой, Троицком, Красным, Ватутинками, Вороновым, Теплым Станом, Московским Подольем связывали жизнь свою, судьбы свои немало людей замечательных, недюжинных, заметных, весомо-индивидуальных…
Ещё одно крупное, воистину достойное литературное имя, связанное с Троицком, Красной Пахрой, - Юрий Васильевич Бондарев. Один из самых популярных писателей России. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант. Первые его боевые награды – медали «За отвагу» (14.10.1943 и 21.06.1944). Медаль «За оборону Сталинграда». Два ордена Ленина. Ордена - Октябрьской Революции, «Знак Почёта», Отечественной войны. Окончил Чкаловское артиллерийское училище и Литературный институт имени А.М. Горького (1951). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983).Заместитель председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР…
Человек активнейшей жизненной позиции… По-толстовски укоризненны, но справедливы его слова о случившемся «на сгибе эпох»: «Мы живём в безвременье, без больших идей, без естественной доброты и нравственности, без скромности и защитительной стыдливости… Наша свобода – это свобода плевка в своё прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое…».
«Искусство – это память народа…»
Толстовские традиции… Толстовские заветы и уроки… Юрий Бондарев - не только романист, эпик, но и крупный культуролог, критик, публицист, философ, психолог. «Художественная литература не может материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к собственной жизни и жизни общества. И она как бы постоянно обновляет связь человека с действительностью, - констатирует он. - Задача нашей литературы необъятно огромна – художническими средствами воспитать самую высокую человечность. Но как? Какие здесь использовать средства? На это ответят сами книги («Поиск истины»).
Литературно-публицистическое творчество, жанрово-стилевые искания, активная нравственно-гуманистическая позиция автора «Берега», «Тишины», «Мгновений» в контексте духовно-художественного процесса второй половины ХХ – начала ХХ1 столетий…
Нам, вузовским и университетским педагогам, на долю которых выпало «преподавание» современной литературы, приходилось нелегко: слишком разными
были годы 60-е, 70-ые, 80-ые, «сгиб эпох», 2000-ые…
Конечно же, в духовно-художественном мире остро и весомо сказывалось «присутствие» «монографических» Шолохова, Леонова, Твардовского. По-разному, но неизменно плодотворно проявляли свои творческие индивидуальности Федин, Симонов, Исаковский, Шукшин, Тихонов, Сурков, Смеляков, Ручьев. Читателей привлекали нравственно-эстетические искания Распутина, Фёдорова, Проскурина, Панферова, Маркова, Викулова. Послевоенную «плеяду» самобытных мастеров слова образовали очень р а з н ы е В.Быков, В.Астафьев, Б.Васильев, С.Орлов, А.Недогонов, М.Луконин, С.Наровчатов, Е.Винокуров. И среди них - крепкое дарование Юрия Бондарева.
Сам Юрий Васильевич называет в числе своих учителей Михаила Александровича Шолохова. «Редко кто из писателей имеет столько учеников среди молодых литераторов, сколько этот непревзойденный мастер… - говорит Бондарев, - Я знаю многих писателей, которые, поставив последнюю точку на рукописи своего романа, мысленно переносятся в станицу Вешенскую, к Шолохову, что сказал бы он, прочтя роман, как оценил бы?»
Бондарев – признанный мастер крупных философско-психологических полотен. Новаторски самобытны его романы: «Батальоны просят огня» (1957), «Горячий снег» (1969), «Тишина» (1962), «Берег» (1975). Недюжинный талант эпика проявился в его «Выборе» (1980), «Игре» (1985), «Искушении» (1991), «Неприятелях» (1996), «Бермудском треугольнике» (1999), «Без милосердия» (2004).
Самобытен Бондарев и в жанре повести («Юность командиров» - 1956; «Последние залпы» - 1959: «Двое» - 1964; «Родственники» - 1969).
Бондаревская мысль, бондаревские слово и образ, бондаревская метафора своеобразно проявились в киноискусстве («Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор»). Юрий Васильевич - соавтор сценария грандиозной киноэпопеи «Освобождение» (1971).
«Идеи времени» и «формы времени»… Плодотворно работают М.Алексеев, А.Иванов, А.Ананьев, П. Проскурин. Свои темы, свои проблемы, свои творческие решения предлагают А.Адамович, Л.Первомайский, Г.Бакланов, Г.Марков, С.Сартаков, В.Закруткин, Г.Коновалов, С.Залыгин. Юрий Бондарев изучает, обобщает духовно-художественный опыт своих сопутников; вызвали отклик, порой полемический, его публицистика, критика, эссеистика («Поиск истины» - 1976;
«Взгляд в биографию» -1977; «Хранители ценностей» - 1978)
В докладе «О новых явлениях в советской художественной прозе 70-х годов» Бондарев говорит о герое времени, ведущем герое эпохи; по его мнению,«остались главными герои человеческого бытия – Личность, История, Борьба, Время, Нравственность как социальная совесть, освещение талантом текста.