Авторский блог Николай Коньков 15:09 18 марта 2021

150 лет Парижской коммуне

Зачем нужно помнить и знать историю

Сегодня, 18 марта 2021 года — 150 лет со дня создания Парижской Коммуны. События, широко известного (его именем назывались заводы, пароходы, населённые пункты) в советскую эпоху как предтеча Великой Октябрьской социалистической революции в России, а ныне отодвинутого вместе с ней подальше на задворки истории. И если уж вековой юбилей Великого Октября в 2017 году на государственном уровне предпочли замолчать (с 75-летием Великой Победы — правда, под флагом коронавирусной пандемии — произошло то же самое), то уж вспоминать про каких-то там парижских коммунаров, которых когда-то давно и достаточно далеко от нас их противники перестреляли, словно бешеных собак? Да Господь с вами! Почему? Зачем?

Ответ на такие вопросы одновременно и очень простой, и очень сложный — всё это нужно для того, чтобы оставаться людьми. Не с целью воспеть или опорочить, но чтобы помнить и знать историю в максимальной полноте её взаимосвязей, чтобы видеть чуть дальше собственного носа и «корыта». Оно и в жизни на пользу, как правило.

Тем более, что Парижская Коммуна, подобно всякому действительно важному событию мировой истории, не является достоянием исключительно прошлого, присутствуя в настоящем и влияя на будущее. Почему так?

Потому что она возникла в период тягчайшего национального унижения, после разгрома во франко-прусской (франко-германской) войне 1870 года, когда рухнула империя Наполеона III, а создание Третьей Французской республики, провозглашенной 4 сентября 1870 года, шло в условиях уже безнадежных боевых действий и частичной оккупации страны. 28 января 1871 года в Версале, где победители уже провозгласили 18 января создание Второго рейха, было заключено временное перемирие, по условиям которого немецкие войска приняли капитуляцию Парижа, но остановились у стен столицы.

Разве не по схожему сценарию развивались события почти полвека спустя в России: отречение монарха в условиях войны с немцами—крах судорожных попыток формирования новой государственности—революция—«похабный» мир? Конечно, с рядом весьма важных отличий. Так, Брестский мир 1918 года, в отличие от Франкфуртского 1871 года, заключали революционеры, а не контрреволюционеры. Кроме того Версальское перемирие и Франкфуртский мир были завершением франко-прусской войны, тогда как Брестский — лишь одним из эпизодов Первой мировой. Наконец, тогда Германия не воевала на два фронта и пользовалась полной поддержкой со стороны России, руками Бисмарка осуществившей возмездие и империи Габсбургов, и империи Наполеона III за Крымскую войну — войну, которую можно назвать «нулевой мировой». Впрочем, для нашей страны столь быстрое и мощное объединение и усиление Германии «железом и кровью» впоследствии аукнулось десятками миллионов жертв в ходе двух мировых войн ХХ века, получивших уже «законные» порядковые номера…

Парижская Коммуна стала последней в ряду революций, сотрясавших Францию на протяжении почти века. И первой, в которой политическую власть — пусть всего на 72 дня — захватили непосредственные производители материальных и идеальных товаров, лишенные частной собственности на средства производства, а потому еще просто не знавшие, как к этой собственности подступиться и как ее правильно, с наилучшим эффектом и для достижения жизненно важных целей, использовать. Даже там, где эта собственность была максимально сконцентрирована. С точки зрения организации: экономической, политической, идейной, — это было «восстание детей», а жесточайшие расправы с его участниками, включая женщин и детей, — росписью всего класса частных собственников в страхе перед будущим и должным.

Мы пережили — на другом отрезке истории, в несколько иных масштабах — нечто подобное уничтожению Парижской Коммуны в московском «чёрном октябре» 1993 года. Кладбище Пер-Лашез и Красная Пресня в истории гораздо ближе друг другу, чем в географии.

Илл. Эрнест Пиккио. «Расстрел парижских коммунаров» (1871-1873). Копию этого полотна Пиккио послал Адольфу Тьеру с запиской «Автор картины — автору бойни».

1.0x