Авторский блог Редакция Завтра 00:08 21 сентября 2022

1:1. Игра контрнаступлений началась

оценка полковника Блэка

Ричард Хейден Блэк – американский политик, республиканец, полковник в отставке. Блэк был сенатором от Штата Вирджиния с 2012 по 2020 годы, раннее членом Палаты делегатов Вирджинии с 1998 по 2006 годы. На своем Youtube канале полковник регулярно комментирует мировые новости, в том числе военный конфликт на Украине. Предлагаем вашему вниманию фрагмент эфира от 13 сентября, посвященный контрнаступлениям ВСУ на двух направлениях: Херсонском и Харьковском.

Украина провела два синхронных контрнаступления. Одно – в Херсонской области, южном регионе, который имеет выход к Чёрному морю. Другое – в Харьковской области, на востоке страны, имеющей общую границу с Россией.

Контрнаступление на Херсон началось первым, так что давайте посмотрим, как оно продвигается. Основная цель наступления в южном направлении - выдавить российские силы с территорий на побережье Чёрного моря. Напомню, что Россия сумела взять под контроль значительные территории на первых этапах войны – это было наиболее успешное начинание.

Украина начала Херсонское контрнаступление с большим пафосом. Оно продолжается уже 2-3 недели. Впрочем, всё выглядит так, будто российские силы отразили украинское наступление и свели на нет все попытки вернуть контроль над Херсоном. Украинцы пытались атаковать в трёх направлениях – было несколько атак вдоль берегов Днепра, но ни одна из этих атак в конечном итоге не привела к каким-либо территориальным приобретениям. На текущий момент украинцы закрепились на позициях близких к российским, но значительных продвижений не наблюдается. Вероятно, ВСУ сталкиваются с недостатком вооружения, техники, авиации и артиллерии. Тем не менее, украинцы забросили через реку диверсионно-десантный отряд в попытке отбить Запорожскую АЭС, которая довольно легко перешла под контроль России в начале спецоперации. Атака десантников обернулась катастрофическим провалом – ещё во время переправы на баржах они оказались обнаружены и убиты. Москва утверждает – полагаю, небезосновательно – что в ходе наступления оказались уничтожены буквально сотни танков и БТР, также последняя цифра потерь, что я слышал – около 3 тысяч солдат убиты. Раненые заполнили больницы близлежащих городов – например, больницы Одессы, портового города на берегу Чёрного моря. Много жертв, много пострадавших. Украине удалось навести три понтонные переправы через Днепр, но похоже, что все они были уничтожены, в результате чего ВСУ оказались в ловушке под огнём российской артиллерии. Российская авиация на этом направлении участвует в боях более активно, чем когда-либо до этого в других регионах. Следует отметить, что если украинское контрнаступление на Херсон полностью провалится, то это откроет путь для России на Одессу. Стратегическая важность Одессы состоит в том, что Украина уже потеряла контроль над крупным портовым городом Мариуполем. Это значительно снизило экспортные возможности страны. Сейчас именно Одесса может переправлять большие грузы и обеспечивать экспорт. Например, украинский урожай пшеницы в последнее время вывозили именно через Одессу. Так что, стратегически захват Одессы Россией создал бы для Украины значительную экономическую опасность, возможно, привел бы к перелому, способствовал завершению войны.

Теперь давайте взглянем на район, где Украине удалось добиться очень значительного продвижения. Это произошло на востоке страны, где ВСУ прорвались сквозь оборонительные рубежи армии России, по некоторым данным – достигли российской границы. Харьков – второй по величине город Украины, украинцы никогда не теряли над ним контроль. ВСУ в эти дни продвигаются очень быстро, они вернули сотни квадратных миль территории, которые ранее контролировались российскими войсками. Поступали сообщения о пробках из автомобилей с украинцами, уезжающими в Россию от ВСУ.

Украина – сложное государство, не менее трети населения являются русскоговорящими, так что о них можно говорить как о русских украинцах. Сейчас между украинцами и русскими украинцами существует огромное межнациональное напряжение. Так было не всегда, но так случается на войне – в народах разжигается национальная и религиозная ненависть, чтобы разделить их. НАТО крайне эффективно проделывает это с украинцами. Что мы видим – украинцы, говорящие по-русски убегают в Россию, а Россия упростила для них правила пересечения границы. Вопреки тому, что вы можете прочитать в глобальных СМИ, из Украины в Россию уезжают огромные толпы беженцев.

Резюмируя, важно отметить, что успехи ВСУ на Харьковском направлении имеют большое политическое значения для Владимира Зеленского. Сейчас Президент Украины пытается ещё раз объединить Европу вокруг Украины, пытается поддерживать поток денег и оружия. Всё это происходит параллельно с потерей европейцами энтузиазма к войне НАТО против России. Недавно я наткнулся на интересную статью в Wall Street Journal. Там говорилось о воздействии сокращения поставок российского газа на промышленность в Европе. Также ЕС решил ограничить использование природного газа до зимы и для физических лиц, так как власти понимают, что зимой жителям понадобится газ для отопления, что жизненно важно и может привести к протестам. Вы можете вспомнить, как на ранних этапах войны США давлением заставили Европу отказаться от нового газового проекта «Северный поток-2». Это был большой, очень затратный с точки зрения инвестиций проект, на который согласились Россия, Германия, другие европейские страны вроде Дании. Они все работали вместе, чтоб доставлять российский газ в обход территории Украины, ставя под сомнение целесообразность дальнейшего транзита. Тем самым обеспечивалась большая надежность поставок. Но Соединённые Штаты, конечно, имели планы на захват европейского рынка для своего СПГ. США фактически приказали Европе не открывать газопровод «Северный поток-2». Европа и, в частности Германия, далеко не так независимы, как американцы склонны полагать. Действия правительств ЕС фактически являются продолжением политики американского правительства. США больше беспокоятся по поводу внутренней политики и стабильности рынков сбыта, именно поэтому мы смогли закрыть «Северный поток-2». А ранее по ходу санкционной войны, в том числе из-за санкций против российских банков, мы, грубо говоря, усложнили Европе платежи за российский газ, поставляемый через газопровод «Северный поток-1». В результате Россия не стремилась поставлять газ бесплатно, а по факту – себе в убыток, так как производство газа и поддержка отрасли стоит денег.

Так что, всё это привело к нелепой игре, где Россия продолжала снижать объём поставок, на что Европа просто отказывалась платить – ни в евро, ни в долларах – но продолжала ожидать, что её будут обеспечивать газом. Довольно странно. Но Россия предложила альтернативу. Она сказала: «Не хотите платить в евро или долларах – платите в рублях, мы настаиваем на оплате в рублях». Европа же долгое время отказывалась и от этого: «Мы не будем платить ни в евро, ни в рублях, но мы ожидаем, что вы будете нас обеспечивать». Это продолжалось снова и снова. Сейчас Россия поставляет в Европу относительно малое количество природного газа. Нужно понимать, что основа европейской экономики – промышленность. Они производят удобрения, химикаты, стекло, автомобили, алюминий и другие продукты тяжёлой промышленности. Все эти производства полагаются на дешёвую энергию из России. Мы (США) возместили часть потерь посредством дорогого американского СПГ – мы более чем готовы его отправлять, но стоит он намного дороже, чем газ, который ЕС привыкли получать из России. Сейчас по всей Европе массово закрываются заводы – значительное количество. Промышленное производство в ЕС резко снижается, и есть индикаторы того, что, как только США захватят европейский рынок газа, они уже не дадут возможности России возобновить поставки. Конечно, это будет плохо для России, но для Европы это будет хуже некуда, потому что для Европы уничтожение их промышленности будет означать безработицу, социальные протесты и прочее. Пока что США, администрация Байдена, демонстрировала крайне скудный интерес в том, что происходит с Европой и каковы её перспективы.

Возвращаясь к теме захвата территорий вокруг Харькова украинскими силами. Территории в Харьковской области оборонялись крайне ограниченным российским контингентом. Сложно сказать, почему они оборонялись настолько малыми силами, но были задействованы внутренние войска Росгвардии и пограничные силы. Им удалось добиться потерь среди наступавших, но из-за своего небольшого количества российские войска были вынуждены отступать и оставлять город за городом. Украинцам удалось захватить очень важный город Изюм, который был хабом российского снабжения. Несмотря на то, что город играл важную логистическую роль, его оборона оказалась слабой. И сейчас русские очень зависимы от железных дорог, так что захват украинцами железнодорожных узлов может ограничить снабжение группировки российских войск в целом районе. На текущий момент Россия не несёт особенно большие человеческие потери, в то же время слишком быстрое продвижение украинских сил вызывает на Западе беспокойство и опасение того, что наступающие силы могут быть окружены свежими российскими войсками. Пока мы не можем утверждать наверняка. Многие вопросы прояснятся в ближайшие недели, нам же остаётся ждать и наблюдать.

Фото: Reuters

1.0x