Авторский блог Редакция Завтра 18:49 29 декабря 2016

100 лет назад убит Распутин

фигура старца Григория до сих пор вызывает споры

30 декабря 2016 года исполняется 100 лет со дня убийства Григория Ефимовича Распутина.

Споры о роли его личности в истории России не умолкают до сих пор. Кто-то чтит его как святого мученика, праведника, великого заступника и молитвенника за русский народ. Кто-то презирает его, считая распутником и губителем русского самодержавия. Лишь в одном утверждении все сходятся — Распутин, без сомнения, незаурядная фигура, оказавшая знчительное влияние на исторические пути нашей страны.

Либеральный жупел

Фигура Распутина крайне интересна и самобытна. Тесная связь этой фигуры с судьбой империи делает её абсолютно уникальной — в мировой истории аналогов нет.

В своё время я с коллегами очень пристально изучал Распутина с исторической точки зрения. В процессе исследования перед нами стояла задача отмести все существовавшие когда-либо мифы о нём, собрав воедино максимум достоверных воспоминаний.

Одно из таких достоверных и первых свидетельств о Распутине принадлежит некоему чиновнику МВД, который общался с тобольским губернатором в пору проживания в губернии Распутина. Этот чиновник описал эпизод, когда Распутин чуть не попал под колёса губернаторской коляски. Испугавшись, чиновник увидел, что губернатор даже не изменился в лице. "А почему вы так спокойны? И кто это?" — спросил он. Тот ответил: "Один крестьянин из села Покровское. Он уже здесь всех замучил. Его все знают: постоянно ошивается в Тобольске, что-то клянчит, кого-то друг с другом знакомит, носит нам в администрацию какие-то ворохи записок с бесконечными просьбами, молитвами. Кто-то напишет письмо ему, он это засылает в Петербург, оттуда постановление: "Разобраться", и мы сидим тут и отписываемся!".

Стиль жизни Распутина в этом кратком воспоминании виден очень хорошо. Глядя на его тогдашнюю кипучую энергию "заступничества" и "покровительства" становится понятно, почему он оказался в столице Российской империи.

Впоследствии петербургская биография Распутина ярко показывает, что все тобольские задатки развились в нём до необычайной виртуозности. Петербург — это не Тобольск, и просто так находиться у Зимнего дворца было затруднительно, поэтому Распутин избрал естественную и очень умную тактику — везде и всюду представлять себя как Божьего человека, на виду у всех проводить жизнь в молитвах и пении псалмов, изрекать путаные "пророчества" и т.д.

Поначалу все его столичные контакты устремились в духовную сферу, к Синоду. Реагировали на него по-разному: кого-то он раздражал, кого-то привлекал своей простотой и одновременно загадочностью. О нём пошли разговоры, которые в результате достигли синодального руководства, его стали рекомендовать в этом окружении, и он становится довольно известным "старцем".

Постепенно круг его знакомств увеличивается, поднимаясь до аристократических кругов. В то время в петербургском обществе некая часть интеллигенции и аристократии была склонна к различного рода религиозности и мистике. К её числу относились и некоторые жёны великих князей. Особенно привязалась к Распутину Анастасия Николаевна, жена великого князя Николая Николаевича, очень уважаемого человека в доме Романовых. Глубокая и, как всем кажется, искренняя религиозность Распутина очаровывает эту чету, и они представляют его царской семье.

В это время в семье Николая II разворачивается трагедия, связанная с тяжёлой болезнью наследника — гемофилией. Семья Николая II фактически удаляется из Зимнего дворца и переезжает в Царское село. В Зимнем дворце с этих пор они бывают только наездами. Они сильно сокращают круг общения, более не устраивают знаменитых и роскошных царских балов. Так начинается их изоляция, которая будет нарастать с каждым годом.

Говорили, что Распутин мог останавливать кровь наследнику, хотя придворные врачи к этому относились скептически. Так или иначе, не вдаваясь в медицинские аспекты, можно сказать, что Александра Фёдоровна, как страдающая мать, конечно, привязывается к Распутину, но (я подчёркиваю!) не до такой степени, как потом начинают рассказывать.

Распутин чаще всего бывал у фрейлины и подруги государыни — Анны Вырубовой. Вероятнее всего, интимной связи между ними не было, однако надо признать, что он оказывал безграничное влияние на Вырубову, имея с ней тесный дружеский контакт.

Все проанализированные нами воспоминания говорят о том, что никакого влияния на Николая II у Распутина не было. В присутствии царя он вёл себя безупречно и не касался вопросов государственных дел. Николай II воспринимал его как Божьего человека и никак иначе. Доподлинно известно, что если к Вырубовой Распутин ездил каждую неделю, то к царю приезжал крайне редко. Боткин, бывший личным врачом царской семьи, свидетельствовал, что за десять лет в личных покоях он видел Распутина только один раз.

Между тем в 12-м году, после первой революционной волны, активизируются либеральные силы, которые в лице Гучкова и Милюкова во всеуслышание заявляют, что Распутин назначает министров, что он влияет на решение военных вопросов, и его каракули значат не меньше, чем царский рескрипт.

Обострение борьбы за парламентское правление подтолкнуло представителей оппозиции к разжиганию этого скандала. Но обвинять в этом скандале лишь либералов было бы неправильно.

Если в Царском селе, у Вырубовой Распутин по-прежнему слыл "Божьим человеком", то в Петербурге его видели совсем другим. Он активно эксплуатировал образ влиятельного человека, от чего внимание к нему росло, ходоков и поклонников становилось всё больше. Ходатайства за "бедных людей" достигли апогея, на Распутина уже работал колоссальный штат сотрудников.

До февраля 1915 года нельзя сказать, что Распутин вёл себя отвязно. Как ни странно, всё это время сдерживающим фактором для него был Сергей Юльевич Витте. Через епископа Варнаву он вышел на Распутина с планом восстановить свои утерянные позиции при дворе. Витте был опытным и мудрым человеком, он умел подспудно влиять на Распутина. Так, Витте был открытым противником войны, и, очевидно, благодаря ему Распутин занял свою знаменитую прогерманскую позицию. К сожалению, после смерти Витте Григория Ефимовича понесло. Он не понимал, где переигрывает, с кем разговаривает и что говорит. Он потерялся и, казалось, не понимал, что тем самым подставляет не только себя, но и дом Романовых.

Так Распутин стал орудием по дискредитации царской фамилии. Безусловно, для либеральной оппозиции эта фигура была крупной удачей. Более того: если бы его не было, то им надо было бы его придумать.

Александр ПЫЖИКОВ

***

Широкая натура

Наше русское сознание традиционно расколото и бинарно, поэтому оно не может в должной мере охватить своим пониманием и приятием мощнейшую личность Распутина. Хотя Григорий Ефимович был в полном смысле именно русским человеком — и святым, и грешным одновременно. Он жил словно по заповеди о русской святости: не согрешишь — не покаешься, а не покаешься — не будет тебе Царствия Небесного. Казалось, он сошёл со страниц романов русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.

Это был потрясающе умный и способный человек! Распутин обладал невероятным количеством талантов. Например, он знал наизусть Ветхий и Новый завет, древняя мудрость и начала мировой литературы были всегда с ним, в нём. И немудрено, что, появившись в Санкт-Петербурге, он одним этим даром поразил духовных отцов нашей Церкви. Распутин также слыл великим странником. Пешком он прошёл более трёх тысяч километров, побывав во всех великих православных обителях, включая Иерусалим и Афон. Да и из Сибири до Санкт-Петербурга он дошёл пешком!

При этих высочайших духовных задатках и колоссальном созерцательном опыте в нём были и кураж, и озорство, и гипертрофированная сексуальность, и гипнотическое влияние на людей. Никого он не оставлял равнодушным: его либо боготворили, либо ненавидели.

Представителей просвещённого общества фигура Распутина раздражала неимоверно. Аристократический снобизм, гордыня не позволяли им понять: как простой грязный мужик мог завладеть вниманием и уважением царя?!

Да и потом, как часто нам, просвещённым людям, сложно признать, что в нашем ординарном мире есть неординарные люди, не подчиняющиеся нашим обычным теориям. У Достоевского очень хорошо описана реакция на таинственное, иное: если кто-то что-то делает за гранью твоего понимания, то у тебя возникает вопрос: а не убить ли его, закончив эту непонятную и опасную историю?!

Ненависть, как и любовь народа, росла и ширилась, и наконец, накануне Первой мировой войны, выплеснулась за пределы России. Определённые тайные круги в Европе активно преследовали идею разрушить Россию как таковую. Ими уже были подготовлены все разрушительные процессы. Запуску этого геополитического механизма-убийцы мешал единственный человек — Григорий Распутин.

Поначалу оппозиционеры, числящиеся в тайных обществах Европы, хотели просто использовать его в своих интересах, но им это не удалось. Во-первых, Распутин был врагом войны. Во-вторых, его влияние на императорскую семью было большим и разнообразным.

Прежде всего, оно было связано со здоровьем наследника. Он обладал необыкновенными способностями пророка и целителя и действовал на наследника, как панацея. Врачи упорно считали, что Распутин — шарлатан. Но каждый раз, когда их средства не действовали, они смирялись с успешным участием Распутина в лечении.

Травля началась с тотальной клеветы. На дискредитацию Распутина как друга царской семьи были брошены все силы. Кульминацией этой волны преследования стало убийство, произошедшее в ночь с 16-го на 17-е декабря 1916 года.

Как мне удалось выяснить, заговору убийц Распутина предшествовал другой заговор, в котором участвовал сам Распутин. Однажды в распутинском фонде, в ГАРФе, я встретил некий документ, в котором со слов некоего немца (он давал показания в советском посольстве) рассказывалось, что тот был участником закулисных мирных переговоров в 16-м году, когда группа немцев приехала в Санкт-Петербург (Петроград) и пыталась провести эти переговоры. Представителем царской семьи выступал Распутин. Разговор шёл о мире с Германией и, по сути, о дворцовом перевороте. Николай II соглашался, что такой мир нужен, но его удерживало слово, данное союзникам. Ни наследник, ни царица слова не давали. Поэтому предполагалось, что при отречении царя его супруга может стать регентшей при малолетнем царевиче, и тогда мир может быть беспрепятственно заключён. Гарантом этого мира выступал Распутин. Интересно, что к этому будущему мирному дворцовому перевороту имели отношение Пуришкевич и Юсупов, которые потом, как говорится в том документе, предали дело.

Конечно, ни Англию, ни Францию не устраивало такое развитие событий. Уход России с военного поля действий обрекал их на неминуемое поражение. Было ясно: главного посредника этих переговоров надо устранить немедленно…

Распутина убивали долго, он был очень живуч. В убийстве, помимо прочих, принимал участие и великий князь Дмитрий Павлович, который когда-то воспитывался в семье Николая II и в какой-то мере мог стать естественным вариантом для смены власти. Его использовали и как элемент безопасности для всех остальных участников заговора, так как члены царской семьи не подчинялись уголовному уложению, и решение по их судьбе выносил лично царь.

К сожалению, в вопросе выбора наказания для убийц Распутина царь снова показал себя слабым, не способным к смелым решениям правителем. Вместо уголовного преследования и тюрьмы, он отправил Феликса в Ракитное, в его имение, а Дмитрия Павловича — в Персию, в действующую армию, что в конечном итоге в революционные годы спасло тому жизнь.

Ситуация была на грани. Заговор был огромный. Если бы царь инспирировал действительно серьёзное расследование, то выявили бы целую армию заговорщиков. Армию!..

Пропустив ещё один очень важный удар, царь оказался в ситуации, когда под сомнение встал вопрос о правомерности существования царской власти в России. Керенский, выступая в Государственной думе, сказал, что сегодня мы бы должны были поступить с царём так же, как Брут поступил с Цезарем. Родзянко переспросил: "А как же Брут поступил с Цезарем?". Керенский ответил: "Он его убил". Как и следовало ожидать, реакции царя и на эту фразу снова не последовало.

Прошло всего лишь полтора месяца, и произошла Февральская революция. Власть превратилась в кусок мыла, скользкий и дешёвый. Николай Второй не проявил той воли, которую ему внушал своей жизнью и верой Распутин. Великая государственная идея Ивана Грозного о власти — либо она должна быть сакральной, либо её вообще не должно быть — была попрана. Вместе с убийством святого человека из народа и отречением царя из русской власти ушла сакральность.

Олег ШИШКИН

***

Божий человек

Убийство Распутина началось с уничтожения его доброго имени. Клевета — мощное оружие, могущее сразить любого. В своё время такая же чудовищная клевета обрушилась и на святого праведного Иоанна Кронштадтского. И в сектантстве его обвиняли, и в стяжательстве. Но если сейчас ложь вокруг имени праведного Иоанна отметена его канонизацией, то мерзкие выдумки вокруг имени Распутина живут и поныне. Это и мощная, и, одновременно, клеветническая роль Петренко в фильме "Агония", и песня Бобби Фаррелла из "Бони-М", которую тот распевал по всему миру — "Ра-ра-распутин" — до тех пор, пока не помер в Петербурге в день смерти Григория Ефимовича, в ста метрах от Юсуповского дворца…

В 1905 году, 1 ноября, царь впервые упоминает Распутина: "Познакомились с Божьим человеком Григорием". Даже столичное светское общество, далёкое от Церкви и вообще Православия, в первые петербургские годы воспринимало Распутина как святого, который явился откуда-то из глубинки России и принёс им нечто глубинно русское и праведное.

Всё резко и необратимо изменилось в 10-м году. Спустя много лет мы понимаем, с чем это было связано: в том же году в Брюсселе проходил знаменитый Конгресс масонских лож, где встал вопрос о необходимой дискредитации царской семьи. Распутин мог стать прекрасным инструментом для этого. Козлом отпущения, нагруженным чужими грехами. И он им стал.

Для очернения его праведного образа использовалось всё, что можно было использовать, включая приём литературного журналистского двойника, фантома, у которого типографская краска вместо крови, и двойника физического — другого человека, который в людных местах (например, у "Яра") устраивал красноречивые скандальные "представления".

Безусловно, Распутин всё понимал, видел, и готовился к смерти — есть тому документальные подтверждения. Известны его слова: "смерть моя будет насильственной и мучительной".

Я полагаю, что убийство Распутина было ритуальным. Распутина убивали не так, как это описывали впоследствии убийцы. На виске, на боку Григория Ефимовича были найдены следы какого-то острого, характерного предмета, напоминающего шпору или стилет.

В заговоре участвовали Юсупов, Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер и некий загадочный доктор Лазоверт. После Великой октябрьской революции Дзержинский осудил Пуришкевича на четыре года. Он отсидел всего месяца три, его отпустили по болезни сына. А в воспоминаниях супруги Феликса Эдмундовича фигурирует доктор Лазоверт, который, как оказалось, был другом семьи. С какой стороны ни подойдёшь — в этой странной компании убийц были представители всех заинтересованных в смерти Распутина политических кругов. И это поражает!

Убийство Распутина было прообразом убийства царской семьи. В этом нет сомнения. В доказательство можно провести много параллелей: это и признаки ритуального убийства, и убитая собака на месте преступления, и сокрытие места захоронения…

Четыре комиссии собирались по поводу Распутина. Начиная со столыпинской и заканчивая комиссией от Временного правительства. Расследование проводили тщательно, так как слишком многих эта фигура волновала и раздражала. Ни хлыстовство, ни конокрадство не подтвердились. Относительно других грехов… В народе говорят, что нет дыма без огня, и не зря ходили слухи, что и в бане с женщинами мылся, и развратничал, и пьянствовал. Может, что и было. Но не следует забывать, что те люди, которые могли бы сообщить, сколько бутылок мог выпить, скольких женщин имел, — для истории и для нас умерли навсегда. Другие люди сообщили нам о том, что умер он как мученик, святой, за Христа. Этих людей мы знаем, они не канули в Лету. И поэтому их свидетельство для нас первостепенно. Недаром наши великие современные старцы — и отец Иероним из Санаксарского монастыря, и отец Николай Гурьянов, и отец Кирилл (Павлов) почитали его как праведника.

Говорили, что денег у Распутина было немерено. Но после его смерти ни в квартире, ни у семьи практически никаких денег не нашли. Да, он построил у себя в Покровском храм, но не на свои, а на царские деньги. И, кстати, травля его, начавшаяся в 10-м году, хронологически была связана не только с Брюссельским конгрессом, но и со строительством этого храма. Дьявол старается всегда отомстить за такие вещи.

По смерти Распутина происходило и происходит множество мистических случаев. Епископ Гермоген (Долганев), ненавидевший Григория Ефимовича, прочитав в газете, что Распутин убит, обрадовался. И вдруг, по его свидетельству, за спиной услышал громкий голос Распутина: "Чего обрадовался? Посмотри, что надвигается!". Тот обомлел, испугался… Когда "надвинулось", епископа утопили недалеко от села Покровского в реке, тело потом подобрали крестьяне и захоронили рядом с храмом, построенным Григорием на царские деньги.

Известно, что Юсупову, убийце Распутина, во снах являлся старец. Он довольно скупо пишет об этом в своих воспоминаниях, хотя в жизни придавал этому большое значение. Старец не просто являлся Феликсу, он помогал ему. Помогал как святой, простивший своего убийцу.

Юрий ВОРОБЬЁВСКИЙ

***

Святой мученик

Я воспринимаю Распутина как православного подвижника с определёнными духовными дарованиями. Не эзотерического, оккультного свойства, а теми, что были у благочестивых Божьих угодников. В Распутине был и пророческий дар, и дар целителя, и дар миротворца. Из-за миротворческого дара он сначала претерпел мучения в 14-м году (покушение в Сибири), а потом был убит в 16-м.

Григорий Ефимович был талантливым целителем. Он исцелял от чудовищного страдания цесаревича, облегчая и муки его родителей. Исцеления эти подтверждены документально. Иногда проходили они и на огромном расстоянии, когда по телефону или телеграфу, находясь иногда за сотни километров от цесаревича, Григорий Ефимович сообщал, что сейчас наступит облегчение — так Господь по его праведным молитвам подавал облегчение в страданиях мальчика.

Распутин никогда не кичился этими способностями. Он всегда был волевым, свободным православным христианином, смиренным и пламенным молитвенником за царя, его семью и русский народ. Он оставался таким всегда — и когда шёл странником из Сибири в Иерусалим, и когда находился в петербургских кругах высшей знати.

Он прошёл тысячи километров в пеших паломничествах. Подвиг странничества Григорий Распутин принял в 26 лет, после того, как ему явился святой праведный Симеон Верхотурский, которого он потом почитал всю жизнь. Также на эти странствия благословляла его одна очень известная в тех местах сибирская старица. Именно от неё сохранилось пророчество, где она говорит, что в последние времена люди будут "издыхать не от войн, болезней, моровых поветрий, а от лютых недоумений". Как, собственно, сейчас и происходит, когда у людей нет духовных ориентиров, и они гибнут от непонимания окружающей их действительности.

Царская семья называла его Другом (с большой буквы). Не побоюсь сказать, что таким же Другом для императора Николая Павловича был солнце нашей поэзии Александр Сергеевич Пушкин. Сохранились воспоминания о том, что государь встречался с Александром Сергеевичем в Летнем саду и подолгу беседовал с ним о русской жизни. Безусловно, представителям петербургских лож это не нравилось, и, готовя убийство Александра Сергеевича Пушкина, они так же, как и в случае с Распутиным, начали своё чёрное дело со страшной клеветы. И нам следует знать и понимать, что Александр Сергеевич Пушкин сложил свою славную головушку не только за честь своей жены, но и за царя, и за Отечество.

Есть достоверное свидетельство о пророчестве праведного Иоанна Кронштадтского Григорию Распутину: "Будет тебе по имени твоему". Интересно, что когда впервые Григория Ефимовича представили наследнику цесаревичу, первое его в жизни слово было "новый". Это поразило всех, в том числе и Распутина, который попросил, чтобы его фамилию изменили с Распутина на Новых. Быть может, он сделал это, и памятуя слова святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Сакральная дружба с царём вызывала у одних зависть и ненависть, у других, наоборот, уважение и почитание. Простые люди, купцы, аристократы стекались к квартире Распутине на Гороховой во множестве, тем более, что Григорий Ефимович был совершенно доступен. Иногда в день он принимал по 800 человек, что доподлинно известно из полицейских донесений. Кому-то помогал советом, за кого-то ходатайствовал по кабинетам высших чиновников, кого-то одаривал деньгами, что несли ему благодетели.

Распутин, каждый день общаясь с огромным количеством людей — от крестьянина до великого князя, знал, о чём думает народ, чего он ждёт, что ему не нравится. Именно поэтому он до последнего старался удерживать государя от вступления в ту роковую великую европейскую бойню. Историографический термин "мировая война" появился где-то в 18-19-м году, в 14-м году она называлась Великой войной или, чаще, — Великой оте­чественной войной. Этому патриотическому антигерманскому подъёму Распутин старался противостоять. Он не скрывал своей позиции, и именно поэтому после убийства эрцгерцога Фердинанда через два или три дня на него было совершено покушение.

После ранения он лежал в Тюмени до августа 14-го года, претерпевая страшные муки. Его духовная защита царской семьи ослабла, и враги России сумели втянуть Россию в роковую войну с Германией, с её настоящим геополитическим союзником.

Его ранение не остановило клеветников и ненавистников Распутина, которые также ненавидели и Православие, и Российскую империю. В 16-м году было принято решение убить Распутина.

После расследования убийства Григория Ефимовича остались протокольные фотографии, на которых очень хорошо виден характер ран. В кратких записях следователя и судебного медика хорошо видно, что процесс убийства решительно отличался от того, как описали это Юсупов и Пуришкевич. Они тщательно скрывали истинную картину ритуального преступления.

После убийства старца царская семья переживала тяжелейшее горе. Царь назначил расследование, судебную экспертизу проводил многоопытный профессор Косоротов. Если бы расследованию не помешала Февральская революция, уверен, виновные были бы наказаны по всей строгости закона.

Божественная тайна и мистические необъяснимые явления неразрывно связаны как с жизнью, так и смертью Григория Ефимовича Распутина. Ваш покорный слуга также однажды стал свидетелем такого странного случая:

В июле 1990 года, после устроения выставки в Санкт-Петербурге в Этнографическом музее, мы решили пройтись в Юсуповский дворец. Сотрудники музея охотно провели нас в комнату, где проходила трапеза с патефоном, и в сам подвал, где было совершено убийство Распутина. Тогда ещё там никакой экспозиции не было, но по воспоминаниям Юсупова и Пуришкевича мы понимали картину убийства. Нас выпустили во двор, через который Григорий Ефимович пытался убежать, мы прошли его крестным путём, молясь мученику Григорию. Вышли, пошли пешком по Мойке, дошли до Казанского собора, и вдруг бросился к нам какой-то бородатый человек с совершенно искажённым яростью лицом и стал кричать, брызгая слюной нам в лица: "Скоро мы вас будем убивать!"… Мне на всю жизнь запомнился этот несчастный безумец, устами которого пророчествовал демон. Тогда я воочию убедился, что эти же силы владели некогда убийцами Распутина и царской семьи.

Леонид БОЛОТИН

1.0x