Сообщество «Форум» 21:43 22 апреля 2018

Александр Проханов: «Главным содержанием русской идеи является её асимметричность миру, её инобытие»

К изложению государственной идеологии России: современная русская мысль о национальной идее …

Александр Проханов: «Главным содержанием русской идеи является её асимметричность миру, её инобытие»

К изложению государственной идеологии России: современная русская мысль о национальной идее …

Продолжаю изложение мыслей современных русских мыслителей, содержащихся в книге «Вера. Держава. Народ: русская мысль конца XX, начала XXI века», изданной Институтом русской цивилизации, по вопросам национальной идеи (проекта государственной идеологии) России. Предыдущие материалы представляли видения на эту тему О.А. Платонова, В.Н. Осипова, В.Ю. Катасонова, Н.П. Бурляева, С.Н. Бабурина, В.Н. Ганичева, Л.Г. Ивашова.

Теперь – Александр Андреевич Проханов.

Никак нельзя уместить Проханова, даже только раскрыть его основные мысли о государственной идеологии, в одном кратком материале, да еще на основе только отдельного с ним интервью-опроса на эти темы (стр. 952 – 972 книги «Вера. Держава. Народ…»). Не вмещается, здесь маловато места для полета прохановской мысли. Любое его утверждение, даже сомнительное и небесспорное, неординарно начинается, также, порой, неожиданно для читателя и заканчивается. Создаваемые им образы, с одной стороны, весьма конкретны и наглядны, а с другой - абсолютно неохватны. Стиль его изложения, иногда пафосный, иногда – мистический и даже, как он сам говорит, тяготеющий к футурологическим образам, не во всем позволяет представить его мысли в концентрированном виде, но предоставляет возможность более масштабно и полно осмыслить сказанное им.

Он - Солдат Империи, активнейший участник сопротивления русофобии, Летописец событий, прошедший полями всех сражений конца 20 – начала 21 века, никогда и ни в чем себя не щадящий, а потому имеющий полное моральное право требовать, настаивать, если угодно, учить власть имущих… Даже подумалось: будет весьма несправедливо хотя бы только по отношению к нему одному, если надежды, которые он возлагает на Путина в последний срок его президентских полномочий, не оправдаются.

В 1990 году он подписал «Письмо 74», является одним из составителей «Слово к народу» 1991 года, доверенное лицо Альберта Макашова на выборах Президента России в 1991 году, главный идеолог «объединения красной и белой кости» Фронта национального спасения (1992 – 93 годы), непосредственный участник трагических событий в Москве сентября-октября 1993 года и много еще каких вех новейшей истории своей страны… Газета «Завтра» (до этого – «День»), Изборский клуб… Он интересен, в первую очередь, как всеохватный выразитель той самой Совести, о которой Л.Г. Ивашов, цитируемый в предыдущем моем материале, сказал: «Самая главная наша (русская) нравственная ценность – это совесть. От нее идет все остальное».

Ни на йоту не приходится сомневаться в искренности, читая такие слова А.А Проханова: «Я родился на этой земле, я состою из песчинок этой земли, из капель росы, из ее лучей, из цветочной пыльцы. Россия сотворила меня, как Господь сотворил Адама, и вдохнула в меня свою жизнь и свой дух. Россия для меня — это сверкающие ночные январские звезды и дивные дневные ослепительные снега от горизонта до горизонта… Россия для меня - язык, которым я в раннем детстве научился произносить имена родивших меня отца и матери… Россия для меня - это русская история, это история моего рода и моего народа, который, чем дальше удаляясь от моего сегодняшнего дня, все больше и больше сливается во что-то огромное, бесконечное, дорогое мне… Россия для меня - это моя вера. Я молюсь на языке России… Я пережил вместе с моей Родиной страшные чудовищные дни, когда они погибала, когда я кричал от боли, кричал вместе с ней. Я видел, как она умирает, и чувствовал, что умираю я… И казалось, что эта смерть бесконечна. Но постепенно, повинуясь таинственным законам русской истории, мы стали открывать глаза, сначала она, потом я… И думая о моей Родине, плача вместе с ней, ликуя вместе с ней… я повторяю вслед за нашим великим полководцем Александром Васильевичем Суворовым: «Господи, какое счастье быть русским!»

А вот - «о хождении в огонь»: «И вот наступает 21 сентября 1993 года. Все узнают о том, что Борис Николаевич Ельцин издал указ за номером одна тысяча четыреста… Я подумал: неужели повторится история 1991 года, когда никто не вышел защищать партию, государство, неужели опять повторяется вся эта инерция?.. И вдруг проглянуло солнце, туман стал уходить и на эту площадь перед Домом Советов стали приходить люди. И это было поразительное зрелище… Для патриотов эта кровавая бойня в центре Москвы, этот пламенеющий Дом Советов (1993) является иконой - иконой мученичества, и на эту икону, говоря пафосно, патриоты по-прежнему молятся. И они эту икону будут передавать из поколения в поколение, из рук в руки. Это событие по своему значению, как бы его ни хотели заштриховать, закамуфлировать власти, можно приравнять к цареубийству в 1918 году… Не за красный период мы должны каяться, может быть, за тот тоже должны каяться, а именно за это страшное злодеяние, которое нужно отмолить у Господа. Но кто будет каяться? Неужели думаете, что Гайдар стал бы каяться, или Черномырдин, или Ельцин, которые лежат в могиле?.. Либеральная интеллигенция во время трагических событий в ночь с 3 на 4 октября 1993 года собралась ночью в студии и призывала военных «раздавить эту гадину», потопить все в крови. Поэтому кровь, народная кровь на совести этих высоколобых с бантиками: режиссеры, витии, остроумцы - на них кровь».

И в другой своей статье об этом: «Октябрь 1993 года, последние солнечные дни, ослепительная синева над домом Советов, обнесенного колючей проволокой, огромные толпы людей, бушующих на Октябрьской площади… люди несутся по Садовому кольцу, разрывая колючее оцепление. Прорыв! Я вбегаю на территорию Дома Советов…».

Из интервью-опроса в книге «Вера. Держава. Народ…» в приближении к вопросам национальной идеи России.

- Взяв меня «с улицы» в «Литературную газету», меня сразу бросили на Даманский остров. И совершенно неподготовленный… я попал на эти бои… И я встроился в эту железную струю государственной идеологии. Потом много лет носился по заводам, стройкам, рудникам от Северного полюса до Южного, потом оседлал советскую атомную триаду: походы на лодках в Антарктику, полеты над полюсом, барражирование с мобильными ракетными системами, семипалатинский взрыв. Потом – многократные поездки в Афганистан. Горячие точки, практически все войны, которые вела Красная империя перед тем, как пасть, это были мои войны… Потом эти войны как-то совершенно логично перетекли в войны на территории моей страны. И тоже практически все: Карабах, Приднестровье, Абхазия.

- Я служил государству, но оно уже не нуждалось во мне, а я, как самурай, продолжал служить… Когда в 1986 году я увидел, что мое государство олицетворено Горбачевым, я порвал с ними радикально и из весьма одинокого писателя-романиста стал политическим деятелем…

- Все эти бесчисленные драмы, эти две революции: одна революция 1991 года, или контрреволюция, и восстание 1993 года, две чеченские войны – и вот так я докатился до этих дней… в общем, я - апологет русской имперской идеи. Идеи, которую я связываю с очень высоким симфонизмом, и полагаю, что сегодняшняя оскопленная Россия тем не менее остается империей – пятой по счету, и в дальнейшем русская государственная и культурная судьба связана с регенерацией, с восстановлением имперского пространства.

Об имперскости, пяти империях и пятой империи в 2013 году он говорил: «Русская история - это история русских империй. Россия как цивилизация всегда формировалась и складывалась в имперские периоды… Под империей надо понимать необязательно существование метрополии или колонии, необязательно существование императора, централиста. Нет! Под ней нужно понимать симфонию, гармоническое соединение пространств, народов, культур, верований… Мы пережили период четырех империй. Первая империя, Киевско-Новгородская, кончилась к XIII веку, упав под копыта татарской конницы, и возникла «черная дыра». Благодаря русскому чуду из «черной дыры» восстала Вторая империя, Московское Царство. Россия выросла до Тихого океана, но империя трагически разрушилась и пала в Смутное время. Возникла Третья империя, империя Романовых, Петра Первого. Эта империя кончилась так же страшно, как все предшествующие, в феврале 1917 года, когда был уничтожен Престол. Россия была вырвана из кровавой бойни жесткой дланью Сталина. Он поставил Россию на ноги на краю бездны… Наступили трагические дни 1991 года. Казалось, что русская история завершилась… Баррикадники, защитники Дома Советов, которых расстреляли танки Ельцина, были последними солдатами Четвертой империи, они же стали первыми солдатами империи новой – Пятой».

А в интервью-опросе в книге «Вера. Держава. Народ…» Проханов продолжает:

– Всю свою жизнь я писал книги… это своеобразный репортаж, который я вел из своей истории… Во время писания мне удавалось формулировать постулаты…

– Главная идея моей жизни - преодоления смерти, победы над смертью… Я все время искал формулу преодоления смерти… И мои образы, мой мистицизм, мои метафоры – удачные или неудачные, – все они были связаны с идеей преодоления смерти. И идея империи, в общем, тоже с этим связана… Поэтому я бы сказал, что основная моя идея – это идея сражения со смертью.

- Вот эта симфония «Пятой империи» – это идея бессмертия русской истории, бессмертия русской жизни, русского чувства, русского сознания.

– Я боюсь дать некое академическое выражение тому, что такое русская идеология. Мне кажется, что главным содержанием русское идеологии, может, даже русской идеи является ее асимметричность миру, ее альтернативность миру, ее утопическое несогласие с тем, как устроен мир, ее инобытие. Это стремление формулировать инобытие – это и составляет, на мой взгляд, содержание русской идеологии или русской идеи… И, мне кажется, русское чувство, русская идея так стремится к христианству, в данном случае к Православию, потому что Христос и предложил форму инобытия, потому что Христос сказал: «Вы, дети мои, не от мира сего»…

– Все-таки русский человек придает второстепенное значение материальным основам жизни и всегда хочет вырваться за пределы материального и поэтому так часто бывает небрежен по отношению к своему земному устройству…

– Нестяжательство сводится к евангельской речи, к евангельскому утверждению Христа, что легче верблюду пролезть через игольное ушло, чем богатому войти в Царствие Небесное. Эта форма абсолютна… И, конечно, в периоды русской истории, в Русской Церкви нестяжатели противопоставляли себя стяжателям. Это была пора Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, это был такой огромный духовный конфликт Церкви: была Церковь земная и Церковь Небесная. И сегодняшняя Церковь находится в таком мучительном дуализме…

- Народы живут и свершают свои исторические подвиги через государство. Государство – это способ реализации народом своих мессианских идей. А государство - это синоним власти. Власть нужна для того, чтобы народы реализовали свои мессианские идеи. Вот тогда эта власть праведная. Есть власть и неправедная, направленная на то, чтобы затруднить народам совершать свои мессианские идеи, свое предназначение. Вот тогда это темная, черная власть.

- Я думаю, такие люди, как преподобный Сергий, Серафим Саровский или другие русские святые – их нельзя трактовать исторически. Они внеисторические люди, они сильны тем, что их жизнь, их миссия протекала вон «там», а «оттуда» они спускались сюда.

– Смысл советского периода в одержании победы – не военной и геополитичекой победы. Это, по существу, как Второе пришествие Христа, потому что, если бы не было этой Победы, мир стал бы развиваться совершенно другими, страшными фашистскими путями, а победа выпрямила эту земную ось, и 30 миллионов русских, погибших на войне, – это Христова жертва. Я считаю, что смысл советского периода в Победе.

– В русской истории действует один фактор, который не принимают по внимание историки, потому что он неисторичен. Это категория «русского чуда». «Русское чудо» – это действующий мощный фактор русской истории, каждый раз выхватывающий Россию из безнадежной бездны. И меня на земле по-прежнему держит уверенность в том, что «русское чудо» в очередной раз свершится и грядущая Россия будет чудесной.

… «Русское чудо»! Мы все ждем этого чуда – возвращения России к… России.

Повторюсь. А.А. Проханов имеет право учить и требовать, взывать к власти и ожидать от власти исполнения ожиданий. Впрочем, не он один. А имена иных современных русистов, о которых я уже упоминал вначале материала?! А наши великие, недавно ушедшие, современники? Одно имя (стр. 451 - 465 указанной книги) митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) чего стоит! А, скажем, И.Р. Шафаревич?! Потому и не берусь за изложение их мыслей по русской идее, что боюсь несоответствия моего изложения их величию. Нужно просто перечитывать их труды.

Так что А.А. Проханов требует сейчас, после мартовских выборов Президента? Он взывает: «Президент Путин, надевай спецодежду, начинай чистить Россию!»

- Свалки движутся по России. Из деревень, посёлков, малых и больших городов, они сползаются, увеличиваются в размерах, превращаются в горы, затмевают собой небоскрёбы… В этих свалках - репутации казнокрадов, строящих дворцы на Лазурном берегу… Свалка дышит, хлюпает, выбрасывает из своих чёрных ноздрей ядовитый дым и зловонные газы… Всё это пропитано ядом, жалит, язвит. В этих свалках - сквернословия, которыми полнятся произведения модных писателей и песни модных певцов. На свалках - ненависть одного человека к другому, безграничная алчность и стяжательство, величие одних, основанное на попрании других… Как быть с этой свалкой? Как жить рядом с ней и в ней?.. Президент, победивший на выборах своих конкурентов... теперь ему придётся бороться не с Собчак, не с англичанкой Мэй, не с нехваткой денег в бюджете. Ему придётся бороться с этой чудовищной свалкой, которая надвинулась на Россию, надвинулась на Кремль, надвинулась на рабочий кабинет Президента… И не избежать чистки, не избежать страшных усилий, для которых будет мало и шести отпущенных лет... Президент Путин, надевай спецодежду, начинай чистить Россию!

И ещё о прошедших выборах и ожиданиях от В.В. Путина: «Предвыборные баталии - это отвратительные петушиные бои. Бойцовые петухи и куры разной степени общипанности, кричащие, кукарекающие, клокочущие, выщипывают друг у друга перья… В этом клёкоте и кукареканье ни разу не прозвучала идея государства - государства, которым они хотели владеть и управлять. Отсутствовало представление о таинственности государства, уникальности его цивилизации, о великих и тайных идеях, которые по прозрению писателей и духовидцев направляли смысл русской истории... Шли разговоры о пенсионном возрасте, о молодёжных лагерях, о помойках, о волонтёрах, о какой-то бесконечной мишуре человеческих отношений. И не было разговора о великой стране, наполненной трагедиями, наполненной грандиозными начинаниями, мучениками и жертвами…

Мир, в котором Путину придётся устанавливать своё новое правление, - это мир двух великих проектов, начатых им несколько лет назад. Это арктический проект - тот самый, где Россия выполняет свои вековечные, вменённые ей, обязанности превращать пустыни в города, превращать полярные ночи в светоносные свечения радуг… Второй проект, который осуществляет Путин, начался с Крыма. Это был проект восстановления поруганных русских земель, поруганных русских пространств… Эти два огромных проекта созвучны русским пространствам и русской идеологии, они созвучны русской геополитике…

Когда-то мы строили новое красное государство, мы строили новое человечество... Насилию подвергались целые классы, целые сословия. Их торопились преобразовать в новый народ, готовый встретить страшную войну 1941 года. Новый народ пытался построить и Гитлер. Он хотел лишить этот новый народ сострадания и человечности, чтобы этот народ прорубил топором дорогу среди других народов. Новый народ хотели построить лукавые либералы, отрицая в этом новом народе христианские постулаты и божественные заповеди, посыпая этот народ золотой пудрой. Три этих народа не были построены...

Путин в своём новом правлении должен совершить великие исправления, устранить великие перекосы. Должен внести в пятую империю, лампаду социальной справедливости и благодати, лампаду русской мечты».

Андрей Сошенко

1.0x