Олег Платонов: «Русский дух должен, наконец, вырваться на волю»
К изложению государственной идеологии России: современная русская мысль о национальной идее…
Недавно попалась интересная книга «Вера. Держава. Народ: русская мысль конца XX, начала XXI века», изданная Институтом русской цивилизации (отв. редактор О.А. Платонов, Москва, Институт русской цивилизации, 2016, 1190 стр., тир. 1000). Этот труд есть и в электронном виде. Но, признаюсь, что электронный вариант почему-то в свое время не привлек моего внимания, попадались лишь некоторые отдельные фрагменты, публикуемые в газете «Русский вестник», впрочем, всё-таки не дающие общего представления о системности представленных в книге мыслей. Да, все-таки живую книгу Интернет полностью никогда не заменит!
Книга представляет из себя опрос (расширенные интервью) 32-х современных русских мыслителей по актуальнейшим на сегодняшний день вопросам. Как написал в предисловии директор Института русской цивилизации, председатель президиума Всеславянского Союза, главный редактор газеты «Русский вестник» д.э.н. Олег Анатольевич Платонов, в 2012–2015 годах Институтом был осуществлен проект по изучению современной русистики, своего рода промер русской мысли, для чего были опрошены более 30 русских мыслителей и общественных деятелей современности.
Каждому из них было задано около 40 вопросов, составленных по единой программе.
Из этих 40-ка вопросов меня в большей степени привлекли три:
- Ваше понимание главных начал русской идеологии;
- Ваше понимание главных особенностей русской цивилизации;
- Наиболее характерные нравственные ценности русского народа.
А из трех вышеназванных – приоритетным считаю первый вопрос.
Почему? Думается, что сейчас основным сдерживающим Россию фактором является отсутствие национальной идеи, государственной идеологии. Поставленные Президентом В.В. Путиным 1 марта 2018 года в Послании Федеральному Собранию задачи весьма важны. Наиболее весомо прозвучали в Послании внешнеполитические и геополитические заявления. По внутриполитическим вопросам, хоть и в менее комплексном виде, но тоже были озвучены некоторые мысли, дающие представления о дальнейшем развитии страны. Например, тезис о «пространственном развитии России» с уточнением на необходимость качественного преобразования средних и малых городов, сельских поселений. Связанный с этим, но отдельный вопрос - отказ от т.н. «оптимизации», в соответствии с которой ликвидируются в российской глубинке школы, дома культуры, медицинские пункты, являющиеся последними центрами притяжения и существования небольших населенных пунктов. Прозвучали и другие посылы в Послании: продолжение демографических мер, увеличение объемов жилищного строительства, улучшение коммуникаций, ряд других. А 16 марта Президент утвердил «Перечень поручений» по составлению нового «майского указа» 2018 года. Указ должен определять национальные цели развития России на период до 2024 года, включая меры по снижению вдвое уровня бедности в стране, вхождению в число пяти крупнейших экономик мира и обеспечению темпов экономического роста выше мировых, ряду иных позиций.
Амбициозные и важные меры, и всё же, думается, в достаточной степени бессистемные, второстепенные. Путаются причинно-следственные связи, цели и задачи. Также как в свое время «цель» «удвоения ВВП» априори не могла быть выполнена без идейного наполнения устремления всей нации. Да и не цель это вовсе, а показатель, который может быть достигнут после нового обретения нацией смысла существования, утраченного дважды – в 1917-м и в 90-е годы 20 столетия. Все вышеприведенные задачи (не цели) не могут быть выполнены без возвращения России к своей исторической миссии, без определения значения Веры, защиты и приумножения веками создаваемой нашими предками культуры, законодательного отражения роли и статуса государствообразующего русского народа и обозначения ряда иных судьбоносных для России позиций.
Март 2018 года характерен тем, что к патриотической общественности, после уверенной победы на президентских выборах В.В. Путина, вновь возвращается надежда, что мы увидим «нового Путина». Так было уже не раз, а, наверное, по количеству сроков исполнения полномочий Президента Владимиром Владимировичем. Ожидания были напрасны? Правильнее ответить – много преувеличенными. К сожалению. Но не напрасными. Ведь всё же В.В. Путин, в предыдущий свой срок, выступая в сентябре 2013 года перед участниками международного дискуссионного клуба «Валдай», призвал к формулированию государственной идеологии, идеологии возрождения России. Следует констатировать, и тоже, к сожалению, что с тех пор общественными деятелями страны и органами государственной власти России не предприняты практические меры по продвижению государства в этом направлении.
Кстати, отвечая на вопрос в указанной книге: «Ваше отношение к Путину?» - О.А. Платонов ответил:
– Мое отношение к В. В. Путину положительное, хотя и не без оговорок. Сам он – фигура сильная. И тот факт, что он не нравится многим на Западе, показывает, что он уже не соответствует интересам Запада в той непрекращающейся войне, которую Запад ведет против России... При всех определенных недостатках Путин для нынешней России – это положительная фигура, которая консолидировала Россию. И я лично сейчас не вижу каких-то других людей, которые могли бы успешно выполнять эту задачу... Хотя иногда, когда смотришь на то, что делает Путин, понимаешь, что ему не всегда хватает сил и что его окружение в значительной степени носит западнический характер, особенно его экономические советники… Нужно уходить от Запада. Нужно помочь всему миру, опираясь на ценности русской цивилизации, выйти из того тупика, куда завел весь мир Запад.
Со стороны национально-патриотической общественности давно уже надлежит перейти к обсуждению конкретной редакции проекта государственной идеологии, построенной на идеях Русского Мира. Есть непреложные истины Русской Идеи, Русской Цивилизации и явно просматриваемые угрозы современному обществу. Вопрос состоит в изложении, для начала, проекта государственной идеологии и дальнейшем следовании ею для хотя бы национально-патриотическим лагерем, а затем - во всеуслышание предложить этот ясный, четкий и относительно небольшой по объему документ для нашего государства.
Между тем, государственную идеологию не надлежит придумывать. По большому счету она уже изложена по мотивам заветов Отцов Церкви, трудами великих русских мыслителей XIX — XX столетий, разработавших русскую консервативную идею в самых разных ее формах - Н.М.Карамзина, А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, Н.Я.Данилевского, И.С.Аксакова, других славянофилов, Ф.М.Достоевского, Л.А.Тихомирова, И.А.Ильина, И.Л.Солоневича, многих иных. Ну а мост к современности и преемственность обеспечивают современные русские мыслители конца XX - начала XXI века, чьи мысли и приводятся в книге «Вера. Держава. Народ..». Идеологию надлежит просто изложить, оформить через призму сегодняшних вызовов и проблем.
Ну а разрабатывать проект государственной идеологии следует не всем миром, тогда ничего не получится, а лишь кругом единомышленников, носителей духовных и интеллектуальных ценностей Русской Цивилизации. Именно в этом смысле меня и заинтересовали те три вопроса, которые я отметил выше.
Список опрошенных мыслителей и общественных деятелей Институтом русской цивилизации можно посмотреть на 1189 – 90 страницах указанного труда. Вот в этом составе русистов я без труда нашел настоящих современных столпов русской мысли. Их слова и намерен приводить в качестве ориентира для изложения национальной идеи. Заранее приношу извинения за свои произвольные и субъективные сокращения их мыслей. Но – только сокращения. Никаких искажений. И цель-то здесь не представить их труды и наследие во всей полноте, но лишь кратко и по обозначенным вопросам, то есть в форме, несколько приближенной к стилистике изложения документов. А в полном изложении их мыслей каждый может ознакомиться в книжном варианте.
Начну, пожалуй, коль уже цитировал выше, с мыслей самого директора Института русской цивилизации Олега Анатольевича Платонова.
Прежде несколько мыслей, высказанных Олегом Анатольевичем еще до составления книги «Вера. Держава. Народ…». В интервью сайту движения «Народный Собор» 2011 года он сказал:
Что такое русский народ? «Русь — это подножие престола Господня», - говорил мой духовный учитель. Русский человек — главный хранитель христианской веры. Парадигмой русской цивилизации стало Православие. И уже на основах Православия появилось понятие Святая Русь. Святая Русь — это особое благодатное свойство русского народа, делающее его хранителем христианской веры во всем мире. Служение православной вере и делало русский народ народом-богоносцем...
На мой взгляд, главные основы русской цивилизации таковы. Во-первых, духовная цельность. Неразрывность мира и жизни. Вне веры жизнь неполноценна. Духовная цельность и отличает прежде всего русского человека от западного. Вне духовной цельности нет даже нормального развития любой науки в России. Любая наука пробует заявить о своей независимости от всего… Настоящее познание мира возможно только при духовной цельности. Объединяются вера и наука, чувства и воля. Только в такой цельности возможно любое научное познание мира.
Во-вторых, любовь и добротолюбие. Для многих людей идеал любви и добротолюбия становился идеалом святости. Этим отличались все русские святые. Многие русские люди понимали, что не всегда идеал достижим. Тем не менее, стремились к нему…
Следующий идеал и критерий русской цивилизации - нестяжательство. Преобладание духовно-нравственных форм жизни над материальными… Этот принцип нестяжательства так или иначе существует в душе каждого русского человека. Не все его реализуют. Четвертый принцип русской цивилизации — идеал соборности. Растворение человека в православной церкви, в православном народе, в православном государстве. Соборность — необходимое условие развития русской цивилизации.
Конечно, следует отметить симфонию власти — светской и церковной. Никогда полного совпадения не было. Но необходимо приблизиться и к этому идеалу. И, наконец, патриотизм. Шестой принцип, шестое чувство…
Мы не просто взяли себе Православие из Византии. Мы пришли к Православию потому, что оно нашему народу было внутренне близко. Язычество, которое русские исповедовали, соблюдало те же принципы русской цивилизации. Русский путь не прерывался все тысячелетия существования нашего народа. Историки, изучавшие язычество, тот же Рыбаков, отмечали добротолюбие, нестяжательство, соборность и патриотизм. За свою общность древний славянин отдавал жизнь. Это были наши естественные природные чувства…».
Ниже - из книги «Вера. Держава. Народ: русская мысль конца XX, начала XXI века», стр. 894 - 951, «Олег Анатольевич Платонов». Кстати, кроме концептуальных подходов в изложении проекта государственной идеологии в словах О.А. Платонова можно обнаружить и практические рекомендации, например, для экономической части идеологии.
- Главные начала русской идеологии выражаются в понятии «Святая Русь». А что такое Святая Русь? Это особое благодатное свойство русского народа, делающее его оплотом христианства во всем мире. Я уже говорил, но здесь не грех повторить, что жертвенное служение идеалам добра, правды и справедливости сделали русских особым народом-богоносцем. Этого понятия не надо смущаться, потому что так оно и есть… Если посмотреть наши летописи, труды и высказывания наших православных мыслителей, то главное понятие, которое пронизывает русскую идеологию, – это понятие добра. Духовная цельность выражается, в частности, в соборности, и это также важнейшая ценность, которую нельзя пропустить… Еще одна ценность, без усвоения которой невозможно понять, в чем же состоит суть русской цивилизации, это нестяжательство…
- Русская цивилизация – это цивилизация самодержавной власти. Царь – как духовный отец народа, который живет и соотносит свою деятельность с Патриархом или Первоиерархом. Власть должна существовать в идеальной гармонии царской власти и власти Церкви… И, наконец, патриотизм – одно из главных составляющих русской цивилизации. После веры в Бога патриотизм – высшее выражение духовности человека. Патриотическое чувство – как воздух для русского человека, а иначе он и не мог мыслить. Скажем, предательское чувство, которое охватило многих после 1917 года, было результатом разложения русской цивилизации и крушения духовных основ…
- Русский человек всегда верил в то, что в мире идет непрекращающаяся борьба добра и зла. Но, в отличие от последователей других религий, русский человек всегда верил, что рано или поздно добро победит, даже если зло временно начинает получать какие-то преимущества…
- Соборность – одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия. Католические страны, справедливо считал Д.А. Хомяков, обладали единством без свободы, а протестантские – свободой без единства. Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди, – Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество. Таким образом, известная формула «Православие, Самодержавие, Народность» возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности…
– Источник власти – Бог. Народовластие (демократия) с точки зрения христианства – абсурд. Как говорил мой духовный учитель митрополит Иоанн: «Народ не может никому поручить свою “власть”, ибо у него этой власти нет». Демократия в аду, а на небе царство, считал Иоанн Кронштадтский. Государство – это форма организации, соединяющая людей, установленная Самим Богом. В соединении с Православием государство несет мистическую функцию Удерживающего, препятствующую «тайне беззакония»… Царская власть воплощает душу нации, отдавшей свои судьбы Божией воле. Царская власть стоит и над аристократией, и над народом, добиваясь, чтобы каждый класс общества имел равные права с другими классами. Государственная история России, писал один из главных разработчиков государственной теории славянофилов К. С. Аксаков, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории – народа (земли) и государства (власти) – ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти, и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали («сила власти – царю, сила мнения – народу») вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить «землю». Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной – основой всего общественного строя Руси…
– У нас было иное, чем на Западе, понимание прогресса… Для православного русского человека может иметь истинное значение только один вид прогресса – духовнонравственное совершенствование человека… Талмудический принцип «бери от жизни все, не дай себе засохнуть», стремление к лучшей жизни, комфорту, богатству обедняет душу человека, выводит на передний план его биологические, физиологические элементы…
- Из идеала нестяжательства возникает идеал народного хозяйства. Позитивистскому и рационалистскому представлению хозяйственной деятельности как суммы трудовых функций, выполняемых ради денег, русский идеал противопоставляет идею преимущественно духовного характера труда, целостности соединения личности и окружающего ее мира. Из этого абсолютного идеала логически вытекает целый ряд других идеалов русского хозяйства. Идеал автаркии – ориентированность хозяйственных единиц и системы в целом на замкнутость, самодостаточность, самоудовлетворенность… Направленность хозяйства не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение самодостаточности… Экономический процесс направлен не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности.
- Особое отношение к собственности на землю. Земля Божья, она не должна принадлежать никому, а только общине и всему народу. Собственность – функция труда, а не капитала. Капиталом является производительная часть собственности, направленная на производство; капитал, отдаваемый в рост, рассматривается как паразитический. И, наконец, идеал трудовой и хозяйственной мотивации – преобладание моральных форм понуждения к труду над материальными… Русский общинный тип хозяйства развивался на традиционных христианских ценностях коллективизма, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении. Следует сказать, что все эти идеалы русского хозяйства сегодня полностью игнорируются... Идеалы «избранных» формируют эгоистическую идеологию индивидуализма и предполагают «атомистическую концепцию общества»…
- Особо следует сказать об идеале автаркии. Русская экономическая мысль подсказывает нам, что в исторической перспективе Россия должна стремиться к автаркии. К этому страна предрасположена, во-первых, своими природными богатствами, а во-вторых, особенностями национальной модели хозяйствования, имеющей тенденцию к замкнутости и способную к самоограничению… К автаркии нас будет подталкивать система неравноправного обмена между странами Запада и всеми прочими странами путем занижения цен на сырье и рабочую силу… Конечно, стремление к автаркии не означает полной изоляции от мира, но создание такой мощной хозяйственной системы, которая позволит диктовать западным странам свои условия экономического партнерства…
- После веры в Бога патриотизм – высшее выражение духовности человека… Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». Патриотизм, говорил Иван Ильин, может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала достоинство этого священного – и узнала его в святынях своего народа. Опираясь на патриотизм, русский человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли».
... Продолжение мыслей выдающихся современных русских мыслителей по вопросам национальной идеи - следует…
Андрей Сошенко