Более 14 тысяч транспортных средств проехало по Крымскому мосту к 18.00 16 мая — в первый день работы транспортного перехода. Побит рекорд паромной переправы — 13 тысяч автомобилей за день.
Максимальная занятость дорожного полотна достигала 30% и пришлась на первый час после открытия движения. Видимость на мосту хорошая, ветер – 2 метра в секунду, дорожное полотно сухое, температура воздуха 23 градуса, дорожная обстановка штатная.
Президент РФ Владимир Путин 15 мая открыл автомобильную часть моста через Керченский пролив, доехав за рулем КАМАЗа из Тамани до Керчи за четверть часа.
Мост в Крым из Краснодарского края — самый протяженный в России — 19 километров. Начало движения автомобилей изначально планировали на декабрь 2018 года, но работы завершили с опережением — движение автотранспорта запущено утром 16 мая.
Экспертные оценки
Поговорим о празднике. Поговорим о возведении и открытии величественного и полётного Крымского (или Керченского) моста. По долгу службы я занимаюсь ежедневной политической, социальной, экономической аналитикой. Время нынче порой даже не трагическое (то есть ведущее через бои, горести и беды к преодолению, достижению великой цели) — а часто ужасное, полное бессмысленных потерь и лжи. Поэтому материалы, в создании которых приходится принимать участие, зачастую бывают невеселыми. А ведь как хочется говорить о прекрасном и чистом! И сегодня, к счастью, это возможно. Потому что Крымский мост, безусловно, явление светлое, явление ясное. Я не вижу на нем тёмных, двусмысленных пятен.
Прекрасно, что сейчас можно не ругать наше государство. 15 мая оно явило (неожиданно, надо сказать, для многих) белые, крепкие, вычищенные и очень кусачие зубы. Когда я вырастал, много говорили о великих стройках социализма, и говорили совершенно справедливо. Потому что сооружения вроде Саяно-Шушенской ГЭС или БАМа были действительно циклопическими. А почему они были стройками социализма? Потому, что нужны были социуму, то есть обществу, не ради прибыли они сдавались, а ради блага всех нас. И в этом смысле создание Крымского моста, несмотря на то, что произошло в сверхкапиталистическое время, когда многие наши властители думают о чем угодно, только не о благе народном, всё же является стройкой не капиталистической. А, как не парадоксально — стройкой социалистической, потому что целеполагание при создании этого монументальнейшего объекта, безусловно, благо людей.
Благо и крымчан, которые таким образом преодолели блокаду, которые просто станут жить более сносно, так как и продукты, и бензин вскоре станут дешевле. И туристов приедет значительно больше, что традиционно является основным источником заработка для крымчан — во всяком случае, тех, кто живут в прибрежных районах. Для жителей всей России Крымский мост — это, конечно, большая радость и снятие некоторых напряженных, тревожных ожиданий. Из разговоров со своими знакомыми я знаю, что многие поехали бы в Крым. Они всецело поддерживают Крымскую весну, обожают по впечатлениям советского детства и Ялту, и Коктебель, и Феодосию, и Евпаторию, и Севастополь. Но самолётом — дороговато, паром многим представлялся ненадежным из-за непредсказуемости погоды. Через современную нацистскую Украину вменяемый человек и вовсе, безусловно, не поедет. Так что и Крым вздохнул, и все мы, которые не мыслят своей жизни без поездки в Тавриду, вдохнём живоносного крымского воздуха в этом году полной грудью.
Крымский мост стал, безусловно, мобилизационным проектом. И в этом смысле, как я надеюсь, неким эскизом будущего всей России, если она выздоровеет от либерального умопомрачения. Всё было осуществлено очень жестко и директивно. И это правильно. Напомню, что 4 июля 2014 года выполнение задачи было возложено на подразделение Федерального дорожного агентства Росавтодор — Федеральное казённое учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог Тамань». Слово «казённые» мне здесь нравится особенно. И, несмотря на либеральные байки о том, что только частник способен на какие-то «рывки» и «прорывы», в данном случае настоящий, а не фиктивный рывок и прорыв был осуществлен учреждением абсолютно казённым. А разработку проектной документации осуществило пусть и ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», но всё же это наследник славной советской организации — Мостостроительного треста № 6, образованного в 1945 году. Исполнитель работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив (так это называется официально) — ООО «СтройГазМонтаж». Пусть нас не смущают здесь все эти ООО и ЗАО, потому что все-таки основной во всей этой истории была не погоня за прибылью и движение мутных финансовых потоков, а твёрдая государственная воля. Которая, по большому счету, доказала, что в таких патовых ситуациях способна и организовывать, и контролировать, и выполнять собственные обещания.
Кстати, хочу поблагодарить и тех людей, которые организовали бесперебойное и, в общем-то, нормальное сообщение блокированного Крыма с остальной Россией, начиная с весны 14-го года. Как разросся, похорошел и функционально укрепился Симферопольский аэропорт! Как чётко, подобно часам 1-го, 2-го и Минского часовых заводов СССР, работала служба паромной переправы порт «Кавказ» — порт «Крым»! За последнее десятилетие не было ни одного года, чтобы я не приезжал в Тавриду. А в 2014 году побывал там даже 5 раз. Достигал благословенного полуострова и на автомобиле через паром, и на самолёте. Знаю, что мои друзья пользовались ж/д транспортом, с переправой автобусами на пароме. По их отзывам, и эта система работала как часы. Всё это дарит надежду, что если есть чёткий государственный план, если есть чёткая государственная воля, которые сопряжены с народными нуждами, народным желанием, народной поддержкой — то всё возможно. И всё небезнадёжно.
А теперь достигать Крыма стало легче и приятнее, чем когда-либо за все минувшие десятилетия. Конечно, если посмотреть на карту, отвлекшись от политических реалий, то видим, что, скажем, от Москвы Крым находится ровно на юге. Это действительно самая короткая дорога: через Белгород, Харьков, Новомосковск, Запорожье — и мы на полуострове. Но понятно, что сейчас это невозможно. И даже тогда, когда у нас не было нынешнего обострения с «братьями», позабывшими родство, всё равно пересечение границы — хоть в Гоптивке, хоть в Судже, хоть в Грайвороне — было очень и очень проблемным. Притом просто как по большой потере времени (иногда и 5, 6, 7 часов приходилось стоять в автомобильных очередях), но и психологически порой было трудным. Общение с украинскими (да и нашими, честно говоря) пограничниками и таможенниками часто было малоприятным. Эти люди год от года становились все менее деликатными, и порой возникало чувство, что ты — не турист и человек, обладающий полными гражданскими правами, а какой-то подследственный или даже заключённый. Слава Богу, что этого больше нет. И то, что нынешняя дорога километров на 300 длиннее, ровным счетом ничего не значит рядом с реально колоссальными выигрышами, которые мы получили.
Уже ясно, что в этом году миллионы людей, которые или раньше вовсе не бывали в Крыму, или не бывали в Крыму все последние десятилетия после 1992 года, в этом году в Крым поедут. И как хорошо, что те, кто приедут на своей машине в Крым, попадут сначала именно в Керчь, в древний Боспор Киммерийский. Так называлась Керчь в годы своей античной и раннесредневековой имперской славы, когда была столицей смешанного скифско-греческого государства. Ведь тот Крым, который видят туристы и отдыхающие, прилетая на самолёте в Симферополь, а потом на автобусе или такси доезжая до Южного берега, всё-таки не самый корневой, не самый главный для нас, русских. Да, он прекрасен, конечно. Но все же Восточный Крым — Киммерия — гораздо больше резонирует с древним, исконным в нас. Я думаю, что каждый русский человек должен увидеть удивительную степь Восточного Крыма, а потом, когда он будет двигаться от Керчи с её легендарной горой Митридат и повсюду установленными грифонами далее на юго-запад, он увидит, как из обожжённой солнцем степи (Пушкин писал об этих местах: «Степь нагая над морем стелется одна…») вдруг впереди вырастут какие-то удивительные раковины гор, какие-то феноменальные фигуры, будто с небес спустившиеся на землю. И это чудо поклонения природе, восхищения перед ней, вовлечённости в нее, а также в нашу древнейшую историю времён Геродотовой Скифии можно ощутить только там, на дороге от Керчи до Феодосии и Коктебеля. Ну, а дальше, за Судаком (древним Сурожем), уже Юг. И те наши автомобилисты, которые привыкли ездить в Москве или из Подмосковья в Москву на работу, а потом на дачи, ничего не знают о настоящей прелести автомобильных путешествий. Поезжайте, скажем, от Коктебеля через Щебетовку в Судак и дальше от Судака через Морское и Рыбачье в Алушту. Автомобильное движение превратится в какой-то фантастический праздник, да и адреналиновых атак вам тоже хватит, и такие путешествия запомнятся навсегда. Вообще, я убедился, что в Крым надо ездить на автомобиле. Жить в Крыму таким образом, что, снимая квартиру или обретаясь в каком-то пансионате или санатории, потом бредя на пляж, с пляжа в столовую, потом опять на пляж, потом в санаторий — это микроскопом гвозди забивать. В Крыму нужно ходить и ездить! Особенно в Восточном Крыму, в который приведёт вас Крымский мост. И Крымский мост сделает теперь возможным для вас такое чудесное времяпрепровождение как, скажем, в один день — поездку в Керченский историко-этнографический музей с феноменальными скифскими и греческими артефактами, а на следующий день — поездку в дикое урочище Эчки-Даг. Ну, потом, конечно, вы отдохнёте и продегустируете замечательный коктебельский коньяк или вино из Солнечной долины… А через день кто мешает вам поехать, скажем, в армянский монастырь Сурб-Хач и затеряться среди гигантских буков, покрытых серой слоновьей кожей, где даже в самую жуткую 40-градусную жару прохладно, потому что листья буков защитят вас от палящих лучей. После такой поездки, после такого похода ваш пляж, ваше погружение в море, берег которого усыпан сердоликами, агатами, халцедонами, яшмами, будет в тысячу раз прекрасней. И этот кусок вашей жизни пройдёт ярко и насыщенно.
Крым нужно знать по разнообразным причинам и поводам: и для поправки здоровья, и для того, чтобы знать, какими были наши предки, в какой красоте они жили, что впитали своими глазами и душами. И для того, чтобы, вырвавшись из суеты городов, почувствовать себя наедине с мирозданием, с огромной Вселенной. Ведь Крым, в отличие от всяких знаменитых Ницц, по-прежнему во многих местах дик — и этим прекрасен. В других местах он, напротив, крайне культурен. Притом слово «культура» здесь можно применить не в том смысле, как это иногда вещается в «новостях культуры», что какой-то рэпер заорал матом на какого-то другого хип-хопера. Нет, там культурой пронизано всё. Если интересуетесь историей, археологией, можете остановиться, поднять древний черепок с таинственными знаками и изумиться: оказывается, и до вас здесь кто-то жил! И уж совсем в недавние годы здесь жили наши гении. Я даже перечислять их не буду, потому что это все основные русские гении, начиная от Пушкина и заканчивая (я имею в виду только ушедших от нас), скажем, Свиридовым — все они не только жили здесь (притом жили подолгу, десятилетиями, как Айвазовский, Куинджи, Волошин или Грин), но и творили. А если в вас есть ещё и художественная жилка, то творить в Крыму превосходно: на свете нет мест, более пригодных для этого. У меня есть ещё одна надежда. Быть может, миллионы новых, в том числе молодых людей, которые приедут в Крым и ничего не знают ни об истории, ни о художественном творчестве, ни о красоте и величии природы, ничего не знают о самих себе — именно в Крыму, покорённые волей этой великой земли, вновь обретут себя. Обретут как русских, как творцов, как просто (а ведь это очень много) людей.
Так что с праздником! Ворота в Крым распахнуты, Крым ждёт вас. Встретимся летом в Коктебеле, в Керчи, в Феодосии, в Ялте, в Севастополе, Сходим к Толстому в Гаспру и к Грину в Старый Крым. Но сначала восхитимся Крымским мостом, проезжая по нему. И, ошарашенные, абсолютно искренно, а не дежурно выразим восхищение и благодарность его создателям.
А если повезёт, увидим, подъезжая к мосту, его живой символ — замечательного рыженького кота Мостика, многочисленные страницы которого в социальных сетях доказали, что наш народ не так уж угрюм, не так уж зол и не так уж бездарен. Сколько чудесных, прелестных и очень добрых историй поведано от имени этого котика про мост и про самого зверька! Крымский мост убеждает нас снова и снова: и народ у нас хороший, и земля у нас великая, и даже коты наши талантливы и прекрасны.
Открылся Крымский мост. Открылся празднично, великолепно, в присутствии президента в окружении великолепных творцов — специалистов по бетону, по стали и железу, по полёту в небеса, по преодолению морских преград. Конечно, создание этого моста – это явление огромной экономической и геополитической победы. Крым теперь через дороги, через живую материю по-настоящему соединён с коренной Россией. Он стал абсолютно неуязвим для всевозможных экономических, водных, газовых и электрических блокад, которые постоянно предпринимаются Украиной. По этому мосту в Крым пойдёт могучая электрическая энергия, пойдут потоки пресной воды, потянутся эшелоны с продовольствием, со строительным материалом, поедут туристы. А если возникнет, не дай Бог, беда, по этому мосту с российского побережья двинутся танки. Мост выдержит хоть всю танковую армию — такой он прочный и великолепный.
Повторяю, этот мост – явление экономическое и геостратегическое, но не только. Потому что, если бы это была только материальная победа, она не вызывала бы в русских сердцах такое восхищение, такой восторг. Мост соединяет нас с Крымским чудом, Русским чудом. Мы вспомнили то ощущение, которое переживала Россия, что Крым здесь, Крым с нами, Крым наш.
Этот мост соединяет Россию с великим Черноморским флотом, с Севастопольской бухтой. Соединяет с Малаховым курганом, который до сих пор наполнен пулями, осколками снарядов, курганом русской славы, русского сопротивления. Он соединяет нас с Сапун-горой, на которой до сих пор, если приложить ухо к земле, грохочет артиллерия, стрекочут пулеметы, и наша морская пехота кидается с криками «Ура!» в контратаку.
Мост соединяет нас со всеми крымскими святынями. Конечно, этот мост соединяет нас и с чеховским домиком, окруженным дивными фруктовыми деревьями. И с Ливадийским дворцом, в который Сталин, Черчилль и Рузвельт в 45-м ввели поверженный мир.
Мост соединяет нас с Херсонесом, с престолом, с тем местом, где святой князь Владимир принял крещение, и оттуда великим светом потекло вселенское чудо, вселенское божественное Христово ведение. По этому мосту из Крыма в Россию поедут не только виноградные лозы, не только загорелые отдохнувшие туристы. По этому мосту пройдёт своими босыми стопами Владимир Святославович. Он пересечёт Керченский пролив, пройдет пешком до Урала, до Тихого океана, в тихоокеанских волнах омоет свои стопы. Он пройдет тем самым путём, по которому 1000 лет назад пронеслось православие к божественным восточным евразийским землям.
Конечно же, Крымский мост создан изумительными инженерами, он создан умелыми работниками, создан фантазерами, понимающими законы металла, бетона, воды, неба. У меня такое ощущение, что ещё он создан таинственной божественной силой. Что он лишь отчасти поднимался из моря и земли к небу — он опустился с неба. Части этого моста изготавливались где-то в райских кущах, и великий архитектор, великий мостостроитель дал земным строителям свой изначальный эскиз, а они наполнили его своими энергиями, своими материальными веществами – металлом, бетоном, электричеством.
Этот мост и есть движение России к Русской мечте — об идеальном общежитии, о мире, в котором не будет насилия, лжи, гнёта, стяжательства, где будут царить все восхитительные светоносные энергии, которые каждый раз охватывают тебя, когда ты попадаешь в Херсонес.
Как хочется пройти по этому мосту — не проехать, а именно пройти — не в башмаках, не туфлях, а босыми ногами. Пройти над сияющими водами на светоносную крымскую землю, выйти к керченской горе Митридат. Как хочется, чтобы этот Крымский мост существовал вовеки в наших сердцах, соединяя каждое русское сердце с небесами.