1 сентября 2014

ШКОЛА

Россия отмечает День Знаний
Фото: ссылка
ШКОЛА - учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки
Большая Советская Энциклопедия

Почти 19 млн. российских школьников и студентов отмечают День знаний - начало нового учебного года.

Изначально этот день многие народы отмечали как праздник жатвы. В России во времена Петра Первого в этот день было принято праздновать Новый Год.

Официально День знаний начали отмечать в СССР с 1984 года. 1 сентября также является официальным праздником в некоторых постсоветских государствах.

После торжественных линеек во всех школах России пройдут "уроки мужества", которые в этом году посвящены столетию начала Первой мировой войны. В столице лекции о патриотизме прочитают многие федеральные чиновники, в регионах - главы городов и губернаторы.

Кроме того, 1 сентября начнется реализация возрожденной программы "Готов к труду и обороне" (ГТО). Она охватит образовательные учреждения в 12 регионах страны. Выполнение нормативов ГТО будет отмечаться золотым, серебряным и бронзовым значками. В целом же к 2017 году планируется создать систему непрерывного физического воспитания жителей России с 6 до 70 лет и старше по 11 возрастным ступеням.

Вместе с тем на Донбассе, где проводится "антитеррористическая операция", почти 900 школ не начнут учебный год 1 сентября. Также в Луганской и Донецкой областях не начнут учебный год более 100 высших учебных заведений. Начало учебного года для части учебных заведений на Донбассе пока  отложено до 1 октября - передает агенство УНИАН.

 

Экспертные оценки

Лучше всего сравнить образование с военным училищем. Человек, прежде всего, должен научиться стрелять (рисовать, считать), потом он должен окапываться и немножко знать тактику. А потом начинается война. Во время войны этот обучающийся элемент должен проявить всю свою креативность. Если не проявит – он труп.

Я начал преподавать ещё, когда был студентом. Молодёжь тогда жила в чётком ритме: подготовиться, поступить, получить диплом, пройти распределение и заниматься своей профессиональной деятельностью. Нынешние студенты находятся в жутком броуновском движении, сознание их спутано... Их жажда знаний всё время подвергается их же собственным сомнениям. Они рвутся то на Запад, то на наши модные площадки, ценность которых под большим вопросом. И так без конца. В июле почил блестящий художник Павел Рыженко! Как он возрос - сначала средняя художественная школа, потом Суриковский институт, потом мастерские при Суриковском, потом мастерские при Академии художеств. Мощная иерархия создала профессионала. А теперь молодёжь мечется вне иерархий. Бегут на "Стрелку" слушать «продвинутых» архитекторов, дизайнеров… Возвращаются очумелые, говорят мне: "Мы ничего не поняли…"

Образование консервативно по своей сути. Для меня очень важна фигура учителя, мастера и его умения повлиять на ученика. Я до сих пор размышляю над какими-то идеями своих учителей. Боюсь, Пушкин никогда бы не поступил в высшее учебное заведение по нынешним продвинутым, масс-медийным нормам. Человек – прежде всего.
Если тебе в жизни попадается что-то яркое, сильное – ты становишься на путь. Большую роль играет фактор личности, жажда жизни, способность преодолевать трудности. А сейчас из людей готовят офисный планктон, рыночная экономика сделала своё чёрное дело.

Первое сентября – день знаний, праздник. Дети с букетами, взволнованные родители, нарядные учителя. Как и десять, двадцать,…сорок лет назад. Но мы не должны забывать о главном – идёт, по сути, война. Война информационная. Что знают об этом школьники? Способны ли педагоги донести эту мысль до своих воспитанников? Или им достаточно дать сухое знание о сумме углов треугольника, о спряжениях-склонениях и пассатах-муссонах? Увы, современная школа не растит патриотов, довольствуясь отпиской в духе: «Скажите спасибо, что мы их тут арифметике учим!» Да. Есть учителя, которым не безразлично, как дети смотрят на мир, как мыслят. Основной же массе преподавателей важно только ЕГЭ и его результаты.

Впрочем, и сами школьники интересуются только баллами и последующим поступлением в ВУЗ. Школа растит идеальных потребителей. Возможно, хороших компьютерщиков и грамотных менеджеров. Но не граждан. Сейчас – не лихие 1990-е и даже не сытые-позолоченные 2000-е – изменившемуся времени нужны новые смыслы. Особенно теперь, когда люди автоматически разделились на «своих» и «чужих», на тех, кто за Россию и тех, кто пританцовывает в пятой колонне. Учителям нужно это помнить – в их руках будущее. Кем будут сегодняшние первоклашки – патриотами или маргиналами-предателями?

Главная задача школы – воспитать гражданина своей страны, а для этого надо научить ребёнка русскому языку как умению мыслить и писать по-русски. Умеющий думать и правильно, логично, связанно выражать свои мысли человек блистает в любой науке и во всяком ремесле, к каким он имеет склонность, а значит – будет полезен Родине и народу. Без этого умения беспомощен и нем не только будущий врач, учитель, журналист, но и инженер, изобретатель, учёный. Не случайно в постсоветской школе изъяли сочинение на литературные темы из числа обязательных экзаменов, а это была испытанная десятилетиями методика обучения формулировать и воплощать в письменном виде цепь логических рассуждений.

Кроме того необходимость писать экзаменационное сочинение обязывало ученика читать русскую классическую литературу, то есть вбирать в себя национальную картину мира в лучших образцах словесности. Прошедший такую школу человек был менее внушаем, способен самостоятельно рассуждать и трезво оценивать происходящее, а это два последних десятилетия тщательно изгонялось из системы образования. Вот и получили мы несколько поколений неграмотной молодёжи. Ибо современный критерий грамотности, на мой взгляд, это не только навык чтения, но и искусство письменной речи.

Отрадно, что сочинение возвращается в современную российскую школу, но жаль, что его допускают в столь обкорнанном объёме.

1.0x