9 июня 2016

САМОЛЁТ

Россия представила МС-21
Фото: ссылка
САМОЛЁТ - летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу
Толковый словарь Ожегова

Накануне на Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут» был представлен новый среднемагистральный российский самолёт МС-21. В торжественной церемонии приняли участие несколько сотен человек, в том числе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который назвал новинку одним из самых современных лайнеров в мире.

Самолёт проекта МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с иностранными аналогами на всех географических рынках. Данный самолёт имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов (4,06 м), что позволяет предоставить пассажирам и экипажу повышенный комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолётов последнего поколения. Ширина прохода между креслами составит 22,5 дюйма (57,2 см) против 19 дюймов у A320 и 20 дюймов у Boeing 737. Это позволяет пассажиру расходиться в проходе со стандартной сервисной тележкой во время раздачи напитков и питания. Проведенные натурные испытания показали, что за счет этого решения на 30% сокращается время высадки и посадки. 

МС-21 был разработан на базе проекта Як-242 ОКБ имени Яковлева. Разработкой нового крыла МС-21 занималпсь компания АэроКомпозит, работами по фюзеляжу — непосредственно корпорация „Иркут“, а также ОКБ Яковлева. Хвостовую часть проектировало КБ Бериева. Главный конструктор — Константин Попович.

В рамках программы создания семейства пассажирских самолётов нового поколения в настоящее время разрабатаны лайнеры МС-21-300 (160—211 мест) и МС-21-200 (130—176 мест).

"Мы уверены, что МС-21 будет лучшим в своем классе", — заявил президент компании-разработчика МС-21 — корпорации "Иркут" Олег Демченко.

Первый полет МС-21-300 запланирован на декабрь 2016 — февраль 2017 года. Начало серийного производства назначено на 2017 год.

Экспертные оценки

Одной из изюминок данного самолёта является то, что в нём применено достаточно большое количество композитных материалов. Это даёт нам и снижение веса, и меньший расход топлива, и повышенную прочность, и как следствие повышение уровня безопасности. Освоение заводами, производящими эту продукцию - уже большой шаг для нашей промышленности, потому что в таком количестве композитные материалы – в России впервые применяется именно на этом самолёте.

Есть на МС-21 ещё изюминки. Прежде всего, это комплексная система управления самолётом, позволяющая безопасно выполнять полёт. Высокоинтеллектуальная система управления будет лётчика предохранять от попадания на режимы «сваливания», «штопора». Для комфортности управления самолётом, для повышения качества обучения лётчиков - в этой системе новая ручка управления. Сейчас на «Эйрбасах» применяется не обычная штурвальная система, а боковые ручки управления, которые разгружают переднюю часть приборной доски для лётчика. Но на «Эйрбасах» ручка, скажем так, пассивная, то есть каждый лётчик управляет своей ручкой, не чувствуя, что при этом что делается у другого лётчика. У нас она соединена, и при управлении одним лётчиком, рукоятка у второго лётчика перемещается, давая понимание, что делать первому. Это важно, особенно при обучении. Производителем ручки являются французы, и они очень заинтересованы в том, чтобы мы сертифицировали эту ручку, потому что это тоже будущее авиационной промышленности. К сожалению, наша промышленность пока производство таких ручек ещё не освоила, но нам есть на кого смотреть, равняться и куда двигаться по этой части. Ручка и ещё несколько комплектующих зарубежного производства, но больший процент – наш, российский. Например, вся приборная доска основана на многофункциональных индикаторах, которые производятся в Ульяновске. Пульты и управление системами, в том числе и само программное обеспечение, тоже производится в нашей стране, то есть работает программа импортозамещения.

МС-21 - очень красивый самолёт. На него приятно смотреть сейчас на земле, думаю, что также будет приятно управлять им в воздухе. Я с удовольствием посидел в кабине, примерился к будущему рабочему месту. У нас серьёзные основания полагать, что мы получим прекрасный самолёт, которым сможем гордиться.

Каждый новый самолёт должен производиться именно с точки зрения улучшения экономической составляющей: дальность, диапазон возможных полётов, расход топлива, эксплуатация на аэродромах. Здесь всё это учтено. В своё время снижение внимания государства к авиации привело к тому, что мы прекратили разработку новых перспективных проектов. Не было элементарного финансирования. Звучали такие слова: «Если вы не можете сделать, мы купим за рубежом». Но выпуск МС-21 показывает, что не стоит исповедовать такой подход. Нужно просто постараться обеспечить производство своих самолётов. И наша авиационная промышленность справится с этим.

Узнав об этом, я ликую. Больше не будем таскаться за отработавшими свой срок «Боингами», не будем поклоняться «Бомбардье». Мы возродили за последние годы великую военную авиацию, Россия производит лучшие самолёты в мире. После этого необходимого шага, мы будем строить гражданскую авиацию. Это ещё один фрагмент нашего государственного становления после разгрома девяностых, когда у нас не было ни самолётов, ни лётчиков, когда наши великие аэродромы пустовали, и на них приземлялось по два-три чужих самолётика. А сейчас наши аэродромы опять гудят моторами, и сердце моё ликует.

Тем более что я видел и знаю Иркутский завод. Это шедевр, это сияющий кристалл, в недрах которого стоят самые разные самолёты: боевые, гражданские, учебные. По своей красоте и совершенству они напоминают античные скульптуры. На таком заводе надо проводить культурные фестивали, а, может быть, пригласить на завод Гергиева с оркестром.

Когда наступить пора первого полёта на этом новом русском лайнере, видит Бог, я первым запишусь в число пассажиров. Буду ждать, когда в комфортабельном, прекрасном салоне мне преподнесут бокал шампанского, и я выпью за наших технократов.

1.0x