Во вторник, 8 декабря, Совет директоров Международного валютного фонда поменял свои правила, сняв запрет на кредитование стран с просроченной суверенной задолженностью. Официально в повестке дня данный пункт был сформулирован следующим образом: «Реформирование политики Фонда в части задолженности перед нелояльными официальными кредиторами».
Ранее политика кредитования МВФ исключала возможность предоставлять финансирование стране — члену фонда, имеющему задолженность перед официальным кредитором. Данная реформа даёт МВФ возможность продолжить кредитование Украины по действующей программе расширенного финансирования, даже если она окажется в дефолте перед Россией по выпущенным в 2014 году еврооблигациям на 3 млрд долларов.
Решение вступает в силу немедленно и будет применяться к уже ранее заключённым контрактам.
Экспертные оценки
Принятое советом директоров Международного валютного фонда решение о допустимости кредитования стран, имеющих дефолт по суверенным долгам, обычно рассматривается в связи с известным трёхмиллиардным долгом Украины перед Россией, который теперь «незалежная» может якобы не платить, продолжая при этом получать новые внешние кредиты.
Думаю, Украина здесь — не причина, а повод. Современная мировая финансовая система, которую можно назвать «империей доллара», находится даже не в кризисном, а в катастрофическом состоянии. Объём эмитированных различными центробанками «денежных знаков»: долларов, евро, иен и так далее, не говоря уже про «ценные бумаги» и прочие финансовые деривативы, в десятки, если не в сотни раз превосходит объём реальной экономики, производимых товаров и услуг, существующих движимых и недвижимых активов и так далее. Инфляционная и даже гиперинфляционная переоценка этих активов неизбежна — после того, как львиная доля этих «дензнаков» начнёт выходить из сферы виртуальной экономики, где она пока вращается. И такая переоценка не будет ни «равномерной», ни «справедливой» — наоборот, она будет насильственной и чем-то напоминающей начало российской «приватизации», когда сбережения подавляющего большинства наших сограждан «сгорели через замораживание» и прочие МММ, зато будущим олигархам за счёт государства профинансировали приобретение реальных активов.
То есть перед США стоит задача списания многих триллионов долларов, и эту задачу они будут решать в том числе через создание «государств-однодневок», к числу которых относится, увы, и «постмайданная» Украина. Но для того чтобы эту схему осуществить, нужно было провести разделение денег на «хорошие» и «плохие», долгов на «лояльные» и «нелояльные», что и было сделано посредством указанного выше решения МВФ. Которое «по умолчанию» все должны считать помощью Украине.
Уже не раз в своих комментариях я указывал на то, что казус Украины породил просто тектонические разломы в существующей мировой финансовой системе. В частности, в долговой системе, которую возглавляет МВФ. До сих пор во всех сюжетах, связанных с банкротствами государств, МВФ однозначно выступал на стороне кредитора, в том числе и частного. Так было с Аргентиной, так было с Грецией и все предпосылки были к тому, что МВФ не решится на то, чтобы полностью пойти на условия Киева, то есть весьма удобную для заёмщика, для Украины реструктуризацию долгов. Теперь же, после решения МВФ по Украине, возник прецедент, во многом разрушающий сложившуюся долговую систему.
И здесь под удар попадает не только Россия, которая в этом случае, безусловно, оказывается один на один с весьма недобросовестным заёмщиком и не может никак иначе, кроме как в длительных и весьма затратных судах, доказывать свою правоту. Под ударом находится вся любовно выстроенная Западом долговая система. Для прецедентного западного права создаётся весьма чувствительный прецедент на предмет того, что компания, группа кредиторов или даже государство, которое прокредитовало суверенного должника, оказывается незащищённым в случае его отказа от платежей.
Что это означает для Российской Федерации? На мой взгляд, после решения МВФ, который по факту оставил РФ наедине с Украиной, Россия рано или поздно вынуждена будет пойти на какую-то реструктуризацию украинского долга. В противном случае необходимо в дальнейшем идти по пути эскалации конфликта, что с формальной точки зрения может вылиться, например, в арест украинской собственности за рубежом, в прекращение экономического или политического сотрудничества с Украиной и так далее – на что, с моей точки зрения, Россия сейчас пойти не готова.
Но, как я отметил прежде, гораздо более масштабные потери по сравнению с Российской Федерацией понесёт весь институт гарантированного МВФ международного долга. Теперь этот институт, скорее всего, будет развиваться гораздо более медленными темпами, поскольку заёмщики будут гораздо более пристально оцениваться кредиторами. Происходящее отчасти на руку Российской Федерации, поскольку Россия в рамках международной долговой системы всегда выступала и выступает донором, то есть страной, которая является глобальным кредитором в мировой экономике. Тут можно вспомнить и прямые российские инвестиции, и отток капитала за рубеж, и официальные государственные инвестиции, в том числе и в долговые бумаги. Да, конечно, разрушение этой мировой долговой системы будет очень болезненным, но отчасти оно даёт России шанс начать построение национально ориентированной, производящей экономики, которая в том числе не будет зависеть от мировой финансовой системы или хотя бы будет зависеть в меньшей степени. Насколько у российского руководства хватит воли использовать энергию разрушения международной долговой системы на благо страны — увидим. В ситуации таких тектонических сдвигов возможно всё. Например, я был в полной уверенности, что МВФ не пойдёт на столь вопиющее нарушение своей собственной многолетней политики, однако реальность оказалась богаче моих представлений о ней.