В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейб‑медик Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, комнатная девушка Анна Демидова и повар Иван Харитонов.
Последний российский император Николай Александрович Романов, вошедший в историю как Николай II, вступил на престол в 1894 году после смерти отца императора Александра III и правил до 1917 года, пока обстановка в стране не усложнилась.
12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года началось вооруженное восстание в Петрограде, а 15 марта (2 марта по старому стилю) 1917 года по настоянию Временного комитета Государственной Думы Николай II подписал отречение от престола за себя и своего сына Алексея в пользу младшего брата Михаила Александровича.
После отречения с марта по август 1917 года Николай с семьей находился под арестом в Александровском дворце Царского Села.
В августе 1917 года арестованных перевезли в Тобольск. Основной идеей большевистского руководства стал открытый суд над бывшим императором. Однако 6 апреля 1918 года Президиум ВЦИК принял решение о переводе царской семьи на Урал. Царская семья была перевезена в Екатеринбург и размещена в доме Ипатьева.
Восстание белочехов и наступление белогвардейских войск на Екатеринбург ускорили принятие решения о расстреле бывшего царя.
По документальным источникам можно установить время начала убийства Николая II, членов его семьи и их слуг. Автомобиль, доставивший последний приказ об уничтожении семьи, прибыл в половине второго ночи с 16 на 17 июля 1918 года. После чего комендант приказал лейб‑медику Боткину разбудить царскую семью. На сборы у семьи ушло примерно сорок минут, потом её и слуг перевели в полуподвальное помещение этого дома, окном выходящее на Вознесенский переулок.
Вот как описывал трагическую сцену комендант Дома особого назначения Яков Юровский.
"Я предложил всем встать. Все встали, заняв всю стену и одну из боковых стен. Комната была очень маленькая. Николай стоял спиной ко мне. Я объявил, что Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов Урала постановил их расстрелять. Николай повернулся и спросил. Я повторил приказ и скомандовал: "Стрелять". Первый выстрелил я и наповал убил Николая. Пальба длилась очень долго и, несмотря на мои надежды, что деревянная стена не даст рикошета, пули от нее отскакивали. Мне долго не удавалось остановить эту стрельбу, принявшую безалаберный характер. Но когда, наконец, мне удалось остановить, я увидел, что многие ещё живы. Например, доктор Боткин лежал, опершись локтем правой руки, как бы в позе отдыхающего, револьверным выстрелом с ним покончил. Алексей, Татьяна, Анастасия и Ольга тоже были живы. Жива была еще и Демидова. Тов. Ермаков хотел закончить дело штыком... Я вынужден был по очереди расстреливать каждого".
***В Екатеринбурге почтили память последнего российского Императора Николая II и членов его семьи.
В полночь в Храме-на-Крови, построенном на месте гибели Романовых, отслужили литургию. А затем начался большой Крестный ход, в котором, по некоторым подсчетам, приняло участие свыше сорока тысяч человек.
Жители Екатеринбурга и паломники из других городов и стран прошли двадцать километров до урочища Ганина Яма - именно там были обнаружены останки членов царской семьи.
Сейчас на этом месте стоит монастырь, где и состоялся траурный молебен.
Экспертные оценки
Помимо духовного значения подвига Царя-мученика, который Православная церковь отметила прославлением Императора во главе сонма новомучеников всероссийских, есть и политический аспект, который, возможно, менее очевиден, но тем более ценен.
Он связан с тем, что самодержавный принцип не умер, как долгое время казалось и как некоторым хочется думать и сейчас. Он до сих пор жив и связано это не в последнюю очередь с попытками Кремля как-то выправить положение и тем фактом, что эти попытки наталкиваются на вредительский саботаж чиновников-либералов, что сидят в правительстве.
И всё у большего числа русских людей это вызывает настойчивую мысль о том, что России необходима Верховная власть. Мы-то сейчас живём без оной. Потому что Верховная власть – это власть, стоящая над законом. А нынешний президент является всего-навсего главным чиновником. И, как выясняется, в рамках такого государственного устройства Россия нормально функционировать не может. Даже коммунистическая империя, естественным образом, в фигуре Сталина пришла к тому, что во главе государства должен находиться человек, который находится не под законом, а над законом.
Возможно, кому-то мои рассуждения покажутся теоретизированием. Но эта теория всё более властно и настойчиво вторгается в реальную жизнь. Я абсолютно уверен, особенно учитывая грозные времена, что нам предстоят, те испытания, что готовит нам мятущийся мир – вопрос о восстановлении монархического правления, вопрос о восстановлении Верховной власти неизбежно будет поставлен в повестку дня.
В начале XX века Император Николай II оказался в потрясающе сложной ситуации. С одной стороны самодержавие было зажато бюрократами, с другой – капиталистами. При этом даже преданные ему монархисты оказались, в конечном итоге, неспособными предложить хоть какую-то действенную альтернативу. Спрашивается – что же можно было сделать в такой ситуации? Развернуть «революцию сверху», подобную опричной революции Ивана Грозного? Но ведь для этого нужно быть не просто талантливым государственным деятелем, а «гением в политике», фигурой мессианского масштаба. Николай II такой фигурой, безусловно, не был. Но разве это можно поставить ему в вину? Разве человек может стать великим по собственному желанию, пусть даже и повинуясь велению «исторической необходимости»?
Государь-Император сделал все от него зависящее. Он сумел подавить страшную по мощи революцию 1905 года и оттянуть триумф «бесов» на целых 12 лет. Благодаря его личным усилиям был достигнут коренной перелом в ходе русско-германского противостояния. Будучи уже в плену у большевиков, он отказался одобрить Брестский мир и тем самым спасти себе жизнь. Он достойно жил и достойно принял смерть.
Стратегия либералов заключается в том, чтобы изобразить Государя только лишь жертвой коммунизма, а не Императором, грудью вставшим за Великую Россию. Они также не прочь порассказывать сусальные истории о религиозности Государя, о его семейной жизни - и при этом ни слова (точнее, ни одного хорошего слова) о его волевых качествах, о том, что он был истинным и последовательным черносотенцем, стойким и твердым защитником русских национальных идеалов и устоев. О том, что он презирал и ненавидел либерализм. О том, как он подавлял революционную дрянь, бесчинствующую на масонские денежки.
Если бы Государь действительно был бы слабым, безвольным человеком, его, возможно, превратили бы в куклу, послушную кукловодам из мировой закулисы. Таких кукол мы наблюдали преизрядно среди «монархов» и «дворян», причем и среди наших соотечественников. Вот это и было бы подлинное надругательство над монархической властью. А так выстрелы в Ипатьевском доме прозвучали как бессильный визг разочарованного врага - Государь победил его силой своего духа, своей воли.
В последнее время в церковной и околоцерковной среде слышны споры о самой природе мученичества Царской семьи. При этом тех, кто утверждает, что Царский подвиг был искупительной жертвой за народ и за собственную династию, порой обвиняют чуть ли не в ереси. Дескать, Искупителем был только Христос. Конечно, жертва Спасителя является самой главной в истории мира. Однако каждый из святых в чём-то повторяет подвиг Христа.
Почему же в последние времена не мог быть совершён подвиг, полностью Христоподражательный? Царские мученики действительно в наибольшей степени из всех святых в русской истории повторили крестный путь Христа. И с Ним сораспялись. Почему некоторые представители духовенства называют это ересью? Ничего еретического здесь нет, и быть не может! И нам остаётся только сказать: «Святии Царственнии мученицы, молите Бога о нас»