пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 17 июня 2025
20 февраля 2013

ИСТОРИЯ

Путин - за новый учебник
ИСТОРИЯ - слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном знач. бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов. История священная, церковная, гражданская, всемирная, частная (по народам) и пр. Естественая история, наука о природе, по трем ее царствам.
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

Средней школе нужны новые, единые учебники истории России, написанные по одной концепции и показывающие взаимосвязь всех этапов развития страны. Об этом Владимир Путин заявил на Совете по межнациональным отношениям, передают "Вести".

"Стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенные в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории. Взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур. Добавлю, что учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий, и двойных толкований", — заявил Владимир Путин.

Заседание Владимир Путин решил провести в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве, пишет "Российская газета". Он осмотрел экспозицию и зажег свечу в зале памяти. "Убежден, он никого не оставляет равнодушным", - впечатлился увиденным президент и заметил, что в Израиле есть похожий музей, "правда, поскромнее".

Глава государства даже предложил разместить здесь библиотеку Шнеерсона и обеспечить к ней доступ всех желающих.

Разговор о библиотеке зашел в конце заседания, ключевой темой которого стали все-таки укрепление позиций русского языка и уроки истории в школах. "Наша базовая задача - укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди, независимо от своей этнической, религиозной принадлежности, осознавали себя гражданами единой страны", - подчеркнул Владимир Путин. В этом - залог успешного развития государства, считает он.

Экспертные оценки

В последние 20 лет на головы школьников обрушилось огромное количество учебников по истории – по истории России, истории Древнего мира, средних веков. Учебников стало так много, что иного результата, чем хаотизация сознания школьников быть не могло. И, действительно, в 90-е годы была провозглашена доктрина, что чем больше учебников, тем лучше, что школьники сами разберутся какой учебник выбрать.

За таким демагогическим ходом скрывалось несколько вещей. Самая примитивная – это сделать деньги на большом количестве учебников. В 90-е годы издание учебников было настолько прибыльным бизнесом, что в этом бизнесе убивали за право издавать учебники. Но, естественно, это поверхностный уровень.

Второй уровень заключался в том, чтобы, грубо говоря, задурить головы школьникам, хаотизировать сознание, потому что на самом деле пятиклассник или шестиклассник не может выбрать учебник – за него выбирает учитель. Учитель тоже далеко не всегда профессионал в своей квалификации. Часто учителя шли по пути наименьшего сопротивления. В результате мы получили хаос. Мы получили ситуацию, когда школьники знают, что такое «Бородинский хлеб», но не знают, что такое Бородинская битва.

Наконец, третий уровень большого числа этих учебников, заключался в том, что многие из них были написаны на деньги западных фондов, под западные гранты. И под видом общечеловеческих ценностей подсовывались нам ценности буржуазные, которые ничего не имеют общего с традиционными русскими ценностями: социальной справедливостью, честью, достоинством, здоровым коллективизмом. Нам говорили об индивидуализме, о рынке, о правах человека.

В результате за эти 20 лет выросло поколение, которое не только плохо знает историю своей страны, но и не отличается патриотизмом. А ведь патриотизм – это важнейшая воспитательная функция школы. Например, в японском учебнике истории говорится о том, что главной задачей курса японской истории – воспитать патриотизм, уважение и гордость к своей стране. У нас же 20 лет происходило нечто противоположное.

Наличие одного базового учебника – это неплохо, но вопрос в том: кто будет писать этот учебник, и какова его концепция. Если его будут писать люди, которые 20 лет расшаркивались перед западными политиками и учеными, люди, которые пытались привести в соответствие точки зрения немцев и точки зрения русских на Великую Отечественную войну, и получали за это ордена и медали от западных правительств, подобно Плохишу, который получал «банку варенья и корзину печенья», это одно.

Если будут писать учебник профессиональные люди, патриоты, государственники – это совершенно другое. Но мне почему-то кажется, что Путин имел в виду именно второе. Безусловно, заслуживает поддержки тезис о том, что в этом учебнике должны быть представлены все периоды нашей истории. Хватит играть в игру «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног». В этом отношении не грех поучиться у французов, у которых в истории и Робеспьер, и Бонапарт, и Наполеон III, и де Голль. Мы должны принять все периоды нашей истории.

Я думаю, кстати, одна из главных задач этого учебника – это восстановление справедливости по отношению к советскому прошлому, которое всякая сволочь пинала последние 20 лет.

Континент единой русской истории расколот на отдельные части. Глыбы сталкиваются, тектонические платформы крушат друг друга. Кромки скрипят и трескаются, и над всем пространством российской истории, как над полем битвы, стоят дым и грохот. Нынешний "либеральный" фрагмент сражается с "красным", советским. Науськивает на него "белый", имперский. В тыл никонианской, петровской России ударяют старообрядцы, Нил Сорский. В православную Русь Владимира "Красное солнышко" тщится кольнуть языческая Русь Святослава, волхвы-богомыслы, жрецы Перуна. И все вместе обрушиваются на "либералов-западников", предательски посягнувших на святоотеческую красоту и праведность.

Русское историческое время переломано, как хребет. Из него выбиты связующие позвонки. Всё огромное туловище государства зыбко колеблется, валится на бок, не в силах воздвигнуть могучую стать.

Сегодня над русской историей вьются демоны смуты. Не дают срастись переломам, мешают зарубцеваться ранам. Чуть заметят, что утихает столкновение эпох, складывается рассыпанная фреска, – сразу налетают, долбят костяными носами, хлещут нетопыриными перепонками. Их задача – не позволить срастись становому хребту русской истории. Их миссия – дробить и выклевывать хрупкие позвонки, что силятся соединить обрубки ствола. Помешать отдельным историческим эпохам успокоиться в едином объеме русской "метаистории". Что ж, такова их "антиисторическая роль" – замедлить рождение младенца, затормозить взрастание кристалла "Пятой Империи".

"Метаистория" – материнское лоно, откуда чередой исходили Киевская Русь, Московское царство, Петербургская империя, Красное государство Советов. Чрево, где теперь созревает дивный эмбрион "Пятой Империи". "Кто более матери-истории ценен?" Несомненно, все периоды, ибо все они – ее дети.

Мы, живущие на переломе эпох, не оказываем предпочтения ни одной из уже исчезнувших, но испытываем к истории Родины сыновнее чувство, "священное благоговение". Не видим недостатков нашей матери. Благодарны ей за рождение. Находимся в поле ее материнского бережения.

Часто приводится положительный пример той же Европы, где на площадях и улицах названиями, памятниками, табличками соседствуют порой враждебные друг другу герои и периоды. Но есть подозрение, что вся эта идиллия вызвана равнодушием местного населения, к тому же активно разбавляемого пришлым контингентом, у которого вообще своя история. Так что яростные русские споры, с одной стороны, уводят от обсуждения насущных и перспективных вопросов, с другой - парадоксальным образом сохраняют в обществе ощущение, интерес к истории.

Идея единого учебника истории, конечно, оправданна. Однако и здесь хватает подводных камней. И дело даже не в определении авторского коллектива, которому, каким бы он ни был, неизбежно найдутся оппоненты. Главное, что аспект конструирования должен опираться на актуальное историческое творчество народа и власти. А что у нас? Власть опирается на «трубу», все остальные проекты пока под большим вопросом. Народ разделён по социальным, идейным, культурным нишам. Пока идут споры о Ленине, увеличивается процент «дорогих россиян», что вообще не имеет представления о том, кто это такой. Не говоря уже об истории дореволюционной России. Единый учебник истории в сочетании с Малаховым и «Домом-2» мало что изменит, здесь нужны комплексные фундаментальные решения. 

1.0x