Окончательно принятое накануне постановление об амнистии было в среду вечером опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации", после чего вступило в силу.
Амнистированы будут лица, совершившие преступления малой и средней тяжести, не связанные с педофилией, терроризмом, превышением должностных полномочий с применением насилия. На освобождение могут претендовать матери несовершеннолетних детей, лица, совершившие преступления до 18 лет, инвалиды, и лица, имеющие государственные заслуги, пишет агентство "Прайм".
Для объявления амнистии не требуется одобрение Совета Федерации и подписи президента - достаточно голосования в нижней палате парламента,
Юбилей Конституции был 12 декабря и в честь ее 20-летия объявлена амнистия для осужденных, заключенных и подозреваемых лиц, напоминает "РБК daily". За этот год это будет уже вторая амнистия. 4 июля президент Владимир Путин принял документ, по которому досрочно на свободу могли выйти осужденные по 27 экономическим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. Так называемая экономическая амнистия распространилась на лиц, осужденных по статьям "Мошенничество в сфере кредитования" и "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности". Всего же за современную историю России в стране проводилось более десяти амнистий.
Сколько точно людей попадет под эту амнистию, станет ясно по мере ее исполнения. Но, по приблизительным данным, документ коснется порядка 25 тысяч человек.
Среди амнистированных оказались и активисты из "Гринпис", а также некоторые фигуранты других резонансных дел. Изначально амнистия предусматривала меньшее число заключенных, однако, благодаря поправкам, внесенным депутатами, на свободу выйдет на 3 тысячи человек больше, считает "100 ТВ".
Накануне Государственная дума единогласно одобрила поправки к законопроекту. Например, теперь за участие в массовых беспорядках помилованы могут быть не только осужденные, но и те, кто еще находится под следствием. Их дела будут прекращены, отмечает НТВ. Изначально освободить могли только после оглашения приговора.
Амнистия, объявленная в связи с 20-летием Конституции РФ, не коснется террористов, педофилов и обвиняемых в превышении должностных полномочий.
***
Начальники учреждений уголовно-исполнительной системы РФ не заинтересованы в затягивании освобождения людей по амнистии, считает начальник управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Сергей Есипов.
"Амнистия носит обязательный характер и не зависит от мнения органов, ее применяющих. Если по всем условиям человек под амнистию попадает, то он будет освобожден. В задерживании сроков применения акта амнистии учреждения не заинтересованы", - сказал Есипов РИА Новости.
Он подчеркнул, что сроки освобождения людей будут зависеть от наличия и качества документов.
Как ранее разъяснил журналистам представитель ведомства, освобождение по амнистии из мест лишения свободы происходит, как правило, по постановлению начальника учреждения, утвержденному прокурором. По его словам, после принятия Госдумой акта амнистии в учреждениях изучают, кто согласно документу попадает под нее, каковы порядок и механизм применения акта.
***
"Российская газета" публикует полный текст постановления.
Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г. N 3500-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации"
В связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Освободить от наказания:
1) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;
2) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;
3) осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания.
2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях:
1) женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
2) беременных женщин;
3) женщин старше 55 лет;
4) мужчин старше 60 лет;
5) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
6) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иных лиц, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества;
7) инвалидов I и II группы.
3. Освободить от наказания лиц, осужденных за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Освободить от наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.
5. Освободить от наказания лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.
6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении:
1) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте до 16 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы;
2) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте от 16 до 18 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;
3) лиц, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях;
4) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а также лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы;
5) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
7. По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 16 лет, а также лицами в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавшими наказание в воспитательных колониях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
8. По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, ранее не отбывавшими наказание в исправительных учреждениях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 и подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, назначить наказание условно либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.
10. Не распространять действие настоящего Постановления на:
1) осужденных за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 1271, 1272, частью второй статьи 128, статьями 131, 132, частью второй статьи 133, статьями 134, 135, 146, 147, частями третьей и четвертой статьи 150, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частями третьей и четвертой статьи 1591, частями третьей и четвертой статьи 1592, частями третьей и четвертой статьи 1593, частью третьей статьи 1594, частями третьей и четвертой статьи 1595, частями третьей и четвертой статьи 1596, частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, статьями 169, 170, 1701, 171, 1711, 1712, 172, 1731, 1732, 174, 1741, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 183, 184, 185, 1851, 1852, 1853, 1854, 1855, 1856, 186, 187, 189, 190, 191, 192, 193, 1931, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 1991, 1992, 2001, 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 209, 210, 211, частью первой статьи 212, частью третьей статьи 2152, частью третьей статьи 2153, статьями 221, 222, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 226, 2261, 227, 228, 2281, 2282, 2283, 2284, 229, 2291, 230, 231, 232, 234, 240, 241, 2421, 2422, частями второй, третьей, четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 2821, 2822, частью третьей статьи 286, статьями 290, 291, 2911, 295, 296, 299, 300, частями второй и третьей статьи 301, частью второй статьи 305, частью третьей статьи 306, частью четвертой статьи 309, статьями 313, 317, 318, 321, 3221, 329, 333, 335, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2) осужденных более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления, а также на осужденных за умышленные преступления, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, указанными в подпункте 1 настоящего пункта;
3) осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
4) лиц, освобождавшихся после 1993 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;
5) осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы.
11. Не распространять действие настоящего Постановления на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.
12. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
С. Нарышкин
Экспертные оценки
Это не амнистия. Должно быть исправление грубых, а порой умышленных ошибок правосудия, отправившего за решетку ни в чем неповинных людей. Сам президент на примере Высшего Арбитражного и Верховного Суда признает, что правоприменители могут принимать диаметрально противоположные решения по одному и тому же делу, а значит, отправлять в тюрьмы невинных. Тем более, что в нашей стране невероятно низок процент оправдательных приговоров – меньше одного процента, в то время как в странах Европы и США он колеблется от 10 до 15 процентов.
Амнистия – это акт милосердия к преступнику. Но если сегодня в наших тюрьмах и лагерях сидят сотни тысяч незаконно репрессированных людей, то как можно называть несколько тысяч отпускаемых на свободу актом милосердия и прощения? Нам нужна не амнистия, нам нужна коренная, глобальная ревизия осужденных. К примеру, следствие и суд вскрыли факты злоупотребления властью начальника следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Довгия, который за многомиллионные взятки сажал невиновных, но после его осуждения ни одно заведенное им дело не было пересмотрено, ни один невинно отправленный им на нары не был по этой причине освобождён. И несть числа подобным примерам!
Всё это требует тотальной ревизии судебных дел. Вот что нужно законодательной власти сделать, а не изображать из себя милосердную добродетель. К тому же, учитывая сегодняшний состав Думы, напичканной лоббистами преступных структур, понятно, что на свободу зачастую выпускают не честных и неправедно осужденных, а, в первую очередь, мошенников, настоящих преступников – грабителей и разорителей России.
Если говорить непосредственно о феномене амнистии, то это не показатель силы и не слабости государства. Это некая данность, показатель того, что государство пытается решить какие-то свои внутренние политические проблемы, как правило, по улучшению своего имиджа среди населения, хочет показать свою гуманность. Но думать о том, что эта попытка как-то разгрузит пенитенциарную систему и сократит расходы на содержание заключённых - неверно. Проблемы, которые неизбежно возникают после амнистии, связанные с неизбежным ухудшением криминогенной обстановки, так или иначе всё равно ложатся на плечи государства и требуют, в том числе, и финансовых средств.
Это не значит, что завтра же мы получим существенный всплеск преступности, но некоторый рост – однозначно. Так как не все люди, что выходят по амнистии, собирается вставать на путь исправления. Всем нам памятна амнистия, которая была проведена при Берии, который таким образом пытался также усилить свои позиции с прицелом на захват государственной власти. Она имела крайне негативные последствия в части ухудшения криминогенной обстановки. Кстати, это очень хорошо показано в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего». Вместо того, чтобы освобождать невинных, осужденных по политическим статьям, вышло громадное количество уголовников, и произошёл очень сильный всплеск преступности.
Нынешняя статистика может носить совершенно иной характер, и людей будут выпускать на свободу по менее тяжким статьям. Я думаю, что каких-то либо заметных последствий в части усиления уличной преступности не будет, но некое повышение наверняка случится.
Повторюсь, амнистия - не акт проявления силы или слабости власти. Это нечто вроде сбора налогов, данность, которая характеризует тот факт, что государство думает о своём облике в глазах общества.
В идеале должна была случиться не рядовая амнистия, потому что двадцать лет Конституции - большая дата: все ждали широкую амнистию. Однако по масштабам, что царской России, что советского времени, нынешняя амнистия просто копеечная. По моим подсчётам она затронет порядка трёх-пяти тысяч человек. Освобождённых из-под стражи – вообще единицы.
С другой стороны, я лично доволен тем, что мой подзащитный, левый и патриот, Владимир Акименков, который проходит по Болотному делу, по 212-й статье, должен быть освобождён из-под стражи немедленно. Но я сожалею что 318-я статья и вообще всё Болотное дело не попадает в основном под амнистию.
Но оставим политику. Ведь не попало под амнистию абсолютное большинство обычных заключённых, которые в ней нуждаются. Попадают только женщины, несовершеннолетние, старики, к которым наше государство, особенно к впервые привлечённым, справедливости ради, и так относится снисходительно.
Если уж подводить итоги, амнистии практически нет, есть только её имитация. Хотя наша жизнь и есть зачастую имитация. Имитация демократии, Думы, выборов, судов, амнистии.