24 октября руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил на VII съезде Союза театральных деятелей России с резкой речью против цензуры в искусстве.
Худрук «Сатирикона» заявил, что "тревожат" "наезды" на искусство и на театр, в частности. Подобные действия он охарактеризовал, как «совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: “патриотизм”, “Родина” и “высокая нравственность”».
По мнению артиста, «словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели».
Из выступления Констатина Райкина:
"Я вижу, как явно чешутся руки у кого-то все изменить и вернуть обратно. Причем вернуть нас не просто во времена застоя, а еще в более давние времена – в сталинские времена. Потому что с нами разговаривают наши начальники таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! Это говорят представители власти, мои непосредственные начальники, господин Аристархов (первый заместитель министра культуры) так разговаривает".
"Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли".
"Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть – это единственный носитель нравственности и морали".
"Я сейчас слышу: «Это чуждые нам ценности. Вредно для народа». Это кто решает? Это они будут решать? Они вообще не должны вмешиваться. Они должны помогать искусству, культуре".
"Мне кажется, сейчас, в очень трудные времена, очень опасные, очень страшные… Очень это похоже… Не буду говорить, на что. Но сами понимаете. Нам нужно вместе соединиться и очень внятно давать отпор этому".
Экспертные оценки
Мне жаль, что Константин Райкин ведёт себя совсем не так, как его славный отец. Всё-таки Аркадий Райкин был одним из великих артистов Советского Союза, ценил ту эпоху, в которой жил, и его творчество само стало знаком той эпохи. У нас другое время, но всё равно нельзя опускаться до ненависти к своей стране. Когда Райкин так откровенно выражает презрительное отношение к нынешнему государству и к народу – это не делает ему чести. Ключевые слова, которые он произнёс: «цензура», «сталинизм», «возращение к советским ценностям». Во-первых, возвращение к советским ценностям я только приветствую. Во-вторых, и из сталинизма можно брать плохое, а можно брать и хорошее. Так, как делают китайцы, которые уже скоро будут вершить дела всего мира. Они у Мао Цзэдуна взяли хорошее, а остальное выкинули. Вот так и нам надо было поступать, разумно, а не с нашей оголтелостью: или восхваляем, или уничтожаем. А что уж говорить о цензуре – Райкин что, сам не вводит цензуру в своём театре? А прямой политической цензуры у нас нет, это он глупости говорит. Этическая же или иная, смысловая самоцензура должна быть у любого художника.
Как раз – назовём это «группа Райкина» – она и ввела цензуру в театре, в искусстве вообще. Цензуру против патриотизма. Такая цензура налицо. Да-да, либералы вводят цензуру гораздо более активно, чем в своё время Сталин. Есть цензура на порядочность, и на любовь к своей Родине, к государству. Вот эта цензура нам не нужна. Всё-таки русское искусство должно служить интересам России, а не каким-то другим.
Райкин явно не просто так произвёл свой манифест. Он, видимо, всё-таки чего-то реально побаивается. Чего же? Не государства же в лице замминистра культуры Аристархова, которого он критикует? А боится он просыпающегося самосознания русского народа. Этого сегодня либералы боятся – не Путина и не каких-то конкретных чиновников. С чиновниками они всегда договорятся. Они чувствуют, что постепенно русский народ поднимается, приветствует и памятник Ивану Грозному, приветствует решительные действия Президента и других наших государственников. Это пугает либералов и того же Райкина. Он боится, что русский народ не примет его «новые ценности» и откинет их.
Кстати, именно в театре Константина Райкина «Сатирикон» идёт скандальный спектакль, прославляющий подростковый гомосексуализм – «Все оттенки голубого». И уже раздались голоса, в том числе и в среде законодателей, о том, что с этим спектаклем надо разобраться. И, конечно, своим криком Райкин заранее отводит от себя удар. Конечно, он старается предупредить противодействие себе. Если кто-то будет высказываться против него, Райкин напомнит: «я об этом уже говорил, идёт наступление цензуры» и так далее. Он хочет нанести упреждающий удар. Но я думаю, что Россия сейчас идёт всё-таки по иному пути, и отношение к театру меняется. Спектакли, пропагандирующие педофилию, гомосексуализм и иные «ценности», будут выкинуты из русского театра.
А пока весь театр в основном подчинили либеральным идеям. Надежда на мой родной Малый театр, который всегда стоит на страже ценностей, русской культуры. На МХАТ имени Горького. Есть и такие режиссёры, как Губенко, другие патриотические мастера – скажем, Валерий Белякович, яркий талант. Есть ещё молодые ребята, которые тоже поддерживают русский национальный театр. Но нет единого какого-то движения, как было раньше. Нет, сейчас как-то всё поодиночке. Вот это надо преодолевать. Хочется надеяться, что Райкин, кинув клич к либералам от искусства объединяться и дать отпор цензуре, таким образом пробудит самосознание и в людях русской культуры. И напомнит нам о том, что нужно объединяться. Чем больше либералы будут кричать о своём объединении против русской культуры, против нравственной цензуры, тем больше будет желание и нам самим объединиться против либеральной деструкции. Я уверен, что русская культура победит, – ведь наши мастера стократ талантливее и нас поддерживает великая традиция.
Я был бы рад согласиться с господином Райкиным и увидеть хоть где-нибудь на горизонте призрак 37-го года, призрак сталинизма. Я изо всех сил приближаю этот призрак в меру моих скромных пропагандистских возможностей. Но не вижу ничего подобного. Я не вижу ни одного повода говорить об этом, беспокоиться об этом или рвать на себе волосы по этой причине. Все те «жуткие» происшествия, связанные с протестом граждан против выставок и спектаклей, которые Райкин перечисляет, – они ведь не могут быть записаны в актив государственной власти. Это не власть запрещает порнографию. Это не власть искореняет педофилию в искусстве. Это не власть наложила мораторий на предательские и антисоветские, русофобские высказывания в СМИ. Больше того, мы видим, что в процентном соотношении таких высказываний, таких «актов искусства», как любят называть это сами «творцы» в публичном пространстве, становится лишь больше и больше. Это происходит при полном попустительстве государства. Государство смотрит на это не то чтобы сочувственно, но уж совершенно точно без возмущения. Поэтому мне абсолютно непонятно: где, в каком месте господин Райкин углядел этот самый «зловещий призрак сталинской цензуры».
Другой вопрос, что в какой-то момент возмущение общества может достигнуть критической черты, его терпение не беспредельно. Когда зло, когда девиации в искусстве, когда надругательства над здравым смыслом и моралью становятся повсеместными, когда они переходят какие-то разумные границы, – мне кажется, что у любого коллектива, у любой общности людей (у страны, у народа) есть всё-таки права. Нельзя отнимать у людей право на возмущение, право на негодование, право на то, чтобы защищать себя и свою самобытность, своё историческое культурное лицо. Иногда это изливается в безобразные выходки, но эти выходки не более безобразны, чем те акты, которые их спровоцировали. Я вижу ситуацию именно так. Она говорит не о том, что у нас закручиваются гайки, а о том, что у нас срывает резьбу.
У Райкина прозвучало знаковое заявление: «Я помню, мы все родом из Советской власти. Я помню этот позорный идиотизм… Словами о нравственности, родине и народе, о патриотизме прикрываются низкие цели. Не верю я этим группам возмущённых и обиженных людей. Не верю. Верю, что они проплачены». Мне кажется, что это очень экстравагантная версия. Нас периодически обвиняют в склонности к конспирологии, к любви к разговорам о разнообразных клубах мудрецов и заговорах, но в рассуждениях Райкина конспирологии ничуть не меньше. Совершенно очевидно, что ни власть, ни государственная машина, ни система не посылает на оскорбительные выставки разгневанных граждан в казачьей форме с нагайками. Власть к этому-то как раз не имеет отношения. Больше того, когда мы видим, как какой-нибудь возмущённый молодой человек приходит на, с его точки зрения, предательский, оскорбительный для большинства нашего народа перфоманс и пытается ему противостоять – срывает фотопортреты, на которых изображены нацистские каратели во время операции на Донбассе, или пытается не допустить возвеличивания музыкантов, отметившихся на Украине и сочувствующих проводящейся там политике геноцида, – он, как правило, попадает под пресс государственной машины. Мы же знаем, как сложилась судьба Олега Миронова. Мы знаем, что парня, который пришёл на выставку злополучных фотографий «киборгов», уволили с работы. Тут же, моментально всем таким людям указывают, как они должны себя вести. И вот здесь-то как раз 37-й год работает вполне исправно по отношению к тем, кто ставит под сомнение существующий в нашем обществе на протяжении 25-ти лет либеральный консенсус.
Что касается советскости и возвращения в прошлое, из которого господа, подобные Райкину, с радостью выскочили, где они не хотят снова оказаться. Знаете, меня всегда поражает, что больше всего Советскую власть ругают те, кто от неё больше всего получил. Кому было теплее и уютнее всего в советской шинели, кто вырос в ней, тот яростнее других пинает её ногами, скачет на ней и плюёт на неё. В этом смысле позиция Райкина, отпрыска знаменитой советской актёрской семьи, вызывает двойное изумление: кто бы ты был, если бы не Советская власть? Я вижу это повсеместно. Я вижу политиков, депутатов Государственной Думы, министров в прошлом и иногда действующих, которые считают за честь прогуляться по прошлому, вытереть ноги о Советский Союз, противопоставить себя ему. Всегда шакалу легко выражать себя на фоне павшего льва.
Но за то время, что прошло с уничтожения СССР, этими людьми не создано ничего, что нашему народу было бы более близким, более дорогим, чем ценности советской эпохи. Они не сумели предложить никакого другого проекта будущего. Всё, что они предложили и сделали – это тотальное разрушение, тотальная деградация. И в любом обществе, до тех пор, пока оно живо, пока в нём действуют инстинкты самосохранения, это рано или поздно будет вызывать возмущение. Поэтому кроме негодования, кроме нарастающего давления в обществе, от которого Райкину неуютно, я ничего не вижу ни в словах Райкина, ни в участившихся акциях противодействия ему и его единомышленникам.
Интересно, что Константин Райкин обласкан нынешней властью. Достаточно посмотреть, кому вручаются театральные премии, Госпремии и ордена? Мы увидим, что Райкин там далеко не последнее лицо. Здесь нет ничего удивительного. Это тип буржуазной либеральной интеллигенции, который всегда будет обслугой правящего класса. Если этим классом какое-то время назад был пролетариат, даже на излёте советского проекта, – они обслуживали его интересы и пользовались его благосклонностью, в том числе с материально-технической точки зрения. Сегодня правящим классом является буржуазия, и они танцуют под её дудку ровно так, как им хочется, чтобы этот танец продолжался, потому что он обеспечивает сытое и комфортное существование. Чего они боятся в большей степени? Не того, что они якобы утрачивают свободу. Они боятся риска утратить свой пансион.
Каких-то действительно актуальных параллелей с советской эпохой, если прислушаться к аргументам Райкина, при всём желании привести нельзя. Разве в обществе установилась какая-то справедливость, разве восторжествовали закон, порядок и нравственность, которые свойственны были советскому периоду? Разве чёрные «воронки» разъезжают по Москве и увозят в никуда наших современных несгибаемых диссидентов? Нет, ничего этого не происходит. Происходит всё то же самое, что происходило вчера и позавчера, когда Райкину было комфортно и сухо.
Визг либеральной интеллигенции – закономерное явление. Она при любых обстоятельствах будет визжать. Она голосистая баба, эта интеллигенция, но народу, конечно, необходимо объяснять: в чём её истинные мотивы, как к ней следует относиться и сколько она стоит.
Райкин призвал единомышленников к объединению. Но они давно объединены. Подавляющее большинство и столичных, и уже провинциальных «мейнстримовых» театралов давно делают общее дело, где «Все оттенки голубого» являются своего рода стягом. Но в рамках всего народа термин «подавляющее большинство» не совсем корректен. Мне больше нравится выражение «подавляющее меньшинство» – это меньшинство, которое подавляет интересы большинства, которое паразитирует на труде, на подвиге, на жертвах, приносящихся большинством. Нам необходимо объединяться для того, чтобы этому меньшинству противостоять. В каждой акции, пугающей райкиных, они видят угрозу объединения, они начинают бояться того, что безмолвная, бессловесная народная масса, которую райкины считают быдлом, в какой-то момент, как опара на дрожжах, поднимется и вышвырнет их из тех комфортных и насиженных мест, которые они сейчас занимают. Пожалуй, такой ответ на возмущение либеральной интеллигенции был бы наиболее уместен. Но это нельзя искусственно организовать. нельзя инспирировать призывами, статьями, публикациями. И всё же объективные обстоятельства, как мне кажется, сейчас складываются чем дальше, тем больше (в нашей стране, да и в мире в целом) не в пользу сословия райкиных.
-
Трунов
25 октября 2016 в 18:50Анатолий
Константин Аркадьевич Райкин когда-то был довольно хорошим комедийным актёром эксцентрического жанра. Его обаятельный Труффальдино и редкозубый Каюм были просто бесподобны. Потом юноша повзрослел, постарел, лысинка обозанчилась, от дум и печальных размышлений о судьбе интеллигенции на его не ахти каком красивом лице появились глубокие морщины и рытвины, резко обозначились огромные ноздри. Красота и обаяние постепенно куда-то исчезли. Зато дела Константина Аркадьевича резко пошли в гору. Всё вроде так. Театрал, бизнесмен, властитель дум. Живи да радуйся, твори, что пожелаешь. Вы же гений. Но... Чего Вас, драгоценнейший, в политику-то понесло? Если судить по приведённым высказываниям, то Вы - человек не шибко образованный, истеричный, припадочный, слегка бесноватый. Сталин Вам в каждом чиновнике чудится...
А-у? Сталин, ты где? Мне вот и не чудится. Никакой ресталинизации я в упор не вижу. Так, разговорчики. Ну и что? А Райкину Сталин, представьте себе, на каждом углу мерещится, донимает болезного, спать мешает. Фантазии, бред, паника. А может заслуженный деятель культуры что-то улавливает? Может, он не просто бредит? Так я и говорю: г-н Райкин, перестаньте бесноваться, занимайтесь своим делом, а если надоело - ступайте вон.
Занавес! Аплодисменты!
-
Владимир
25 октября 2016 в 19:42Васильев
Смотришь на детей великих деятелей, артистов, бывших руководителей партии КПСС или детей знаменитостей Советской поры - все они какие то ущербные, мелкие, оторвали их от Советской сиськи и показали они свою никчемность.
Цензуру вводить не надо, а вот нести судебную ответственность за каждое клеветническое слово надо.
За пропаганду насилия, проституции, наркомании, педофилии, ювенальной юстиции, порнографии и т.п. ввести уголовную ответственность с реальными сроками обязательно надо.
А К.Райкин как молодой артист при СССР был не плохим актером, а когда стал руководителем театра, меня он больше не интересует.
Пошляк и клеветник, вот его амплуа.
-
Василий
25 октября 2016 в 20:23Холев
Понятно, что хочет Костя. Привлечь зрителя любой ценой, пусть даже будет пошло, но главное увеличить кассовый сбор, ибо "бабло" - это всё. Но если постановка не интересная, хоть порнуху покажи, зал не собрать. Я помню как много шума наделала книга "Русская красавица" Вити Ерофеева. Матерщины там много, начал читать, только до середины и осилил. Бросил, не интересно. А вот "Тихий Дон" Шолохова прочел, как говорится на одном дыхании.
-
Николай
25 октября 2016 в 23:21Селиванов
Райкин и иже с ним хорошо устроились У всех по театру. У Райкина театр, у Юрского тоже, У Райхельгауза, у Ширвинда с Захаровым. Вопят они превентивно. Все у них схвачено. По телевидению вот-вот начнется очередной сериал по кому? Естественно по Василию Аксенову, одному из этой братии, ныне, увы, покойному. А что они создали? Поспевают ли они за жизнью? Разрешают ли в области искусства вопросы, которые бурная и меняющаяся жизнь ставит перед людьми ,в особенности молодыми людьми Конечно, нет. Наоборот, они, как мне представляется, стараются все покрыть туманом , а то и просто дебилизировать зрителя
-
Андрей
26 октября 2016 в 02:35Докучаев
Константин Райкин стал артистом благодаря своему папочке,а не благодаря своему таланту,которого просто нет. У нас принято ,еще со времен СССР,что если поет Пугачева,то Орбакайте несомненно талантлива.Это далеко не так.Талантливый человек приносит людям пользу,помогает ориентироваться в жизни, создавать полезное .Что полезное может принести К.Райкин своим кривлянием,Ефремов своими пьяными ролями,Макаревич своими дешевенькими песнями,какой вклад могут они вложить в культуруРоссии-да никакой.Весь их талант востребован в их же тусовке.Как у И.А.Крылова-"кукушка хвалит петуха за то,что хвалит он кукушку.
Они жалуются на притеснения,а кто подарил ему театр,за какие такие заслуги,по какому праву-по праву наследства,как папенького сынка ? Извините,это все народное и построено народом,а многое из построенного в сталинские времена,так ненавидимые Райкиным. И все эти визжащие и обиженные имеют ордена,звания,привелегии,почет.А вы видели в таком количестве заслуженных шахтеров,комбайнеров,доярок,летчиков,строителей-которые кормят ,одевают,дают тепло этому мусору? Нет и не увидите,так как власть вместе с этими визжащими народ держит на расстоянии.
Раньше артисты кормились тем,что народ подаст им за их кривлянье.А сейчас они сидят во дворцах и требуют себе всяческих благ,как ненасытная вошь на теле человека.
Права поговорка-посади на шею,на голову залезут.
-
Борис
26 октября 2016 в 11:31Сергеев
Это Константин Райкин помнит "сталинские времена"? Именно в сталинские времена, в разгар, так сказать, "репрессий", его отец и делал свою карьеру:
"После окончания техникума сценических искусств Райкин (Аркадий- БС) попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодёжи), который вскоре был переименован в Театр имени Ленинского комсомола. Параллельно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» (оба сняты в 1938 году). . Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда Аркадий Райкин стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады...
В том же 1939 году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, ... Спустя три года становится художественным руководителем этого театра.
Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин давал концерты на фронте."
Вот такой был "позорный идиотизм", без которого и о самом болтуне К. Райкине, вряд ли, кто-нибудь и знал.
И насчёт уверенности этого блудного сына в том, что его оппоненты проплачены: а кто оплачивает волну пошлости и разврата, которая льётся на нас с экранов и радиоволн? Всё это по нынешним "рыночным" временам стоит миллиарды и миллиарды, которые кто-то услужливо и на протяжении десятилетий предоставляет. Предоставляет в том числе и подельникам К. Райкина- режиссёру К. Серебреникову, например, которого затолкнули на театр им. Гоголя вопреки протестам труппы. Именно эти люди и выполняют социальный заказ по оболваниванию зрителей, сделав абсолютное большинство театров в России непригодным для посещения. И Министерство культуры им нисколько в этом не препятствовало, что только раззадорило их аппетит.
-
Владимир
26 октября 2016 в 11:35Тельцов
Этого козла надо заставить ( ДЕМОКРАТИЧНО) заплатить за здание театра по КОММЕРЧЕСКОЙ цене + аренда !
-
Владимир
26 октября 2016 в 15:34Бровкин
ЕСТЬ ЛИ ПРОБЛЕМА?
Мошкин Ложкину озадаченно говорит:
— А что, Алле Борисовне — проблема… Малые дети-то ее пожалуй эстрадными певцами уже не станут. Тем более — Заслуженными артистами…
— Ничего, — отвечает тому Ложкин, — будут юмористами. Профессия в России — хлебная. И почетная...
-
Федор
26 октября 2016 в 16:55Николаев
И все бы было хорошо, но граждане с активной позицией (те которых называют проплаченными) хотят и наше все запретить. Как вам "сказка о работнике Балде и купце". Готовы учить с детьми и внуками?
Или например как человек, близко знакомый с людьми ставящими и играющими ИХ-суперзвезда.... Раньше запрещали ибо бога нет. А теперь нельзя потому что есть. Играют там кстати очень верующие люди.
Цензура - зло. Должна быть самоцензура. А про книжки, нука расскажите с каким удовьльствием вы учили историю кпсс. Повторить готовы? С зачетами, семинарами, докладами, экзаменами? Вот человек то же не хочет.
-
Борис
26 октября 2016 в 17:33Сергеев
А что хоть у "вас" запрещать? Прибитые мошонки? Или спектакль "Голая пионерка"? Или фильм "Географ глобус пропил"? Или портрет обезяны с боевыми орденами?
Невелика будет потеря. Бездарных Швондеров, возомнивших себя себя Леонардо
-
Федор
26 октября 2016 в 20:30Николаев
А зачем? Почему без указующей руки не могут издать и Пушкина и Жуковского? Для одних и других. Палками к счастью не загонишь. И да, а кто из них Швондер?
-
Борис
27 октября 2016 в 09:39Сергеев
Читайте Сталина, монастырская наивность, о причинах неиздания Пушкина! И не путайте последнего с Гельманом!
"Сталин. Говоря о дальнейшем развитии советской литературы и искусства, нельзя не учитывать, что они развиваются в условиях невиданного еще в истории размаха тайной войны, которую сегодня мировые империалистические круги развернули против нашей страны, в том числе в области литературы и искусства. Перед иностранной агентурой в нашей стране поставлена задача проникать в советские органы, ведающие делами культуры, захватывать в свои руки редакции газет и журналов, оказывать решающее воздействие на репертуарную политику театра и кино, на издание художественной литературы. ...
В то же время перед иностранной агентурой поставлена задача добиваться в произведениях литературы и искусства пропаганды пессимизма, всякого рода упадничества и морального разложения."