10 августа 2016

ИНТЕРЕС

Встреча лидеров России и Турции
Фото: ссылка
ИНТЕРЕС - польза, выгода, прибыль
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

9 августа, в Санкт-Петербурге президенты Владимир Путин и Реджеп Эрдоган провели первые с момента охлаждения отношений после атаки Су-24 ВКС РФ турецкими воздушными силами конструктивные переговоры. Результаты встречи президентов были преданы гласности сразу после её завершения. Как передает агентство "Интерфакс", одним из наиболее важных среди них были заявления обоих президентов о возобновлении работы над построением газопровода по дну Чёрного Моря из России в Турцию, получившего название "Турецкий поток". 

Также на встрече было объявлено о получении проектом строительства Россией в Турции атомной электростанции "Аккую" статуса стратегической инвестиции, а также о закреплении этого статуса в турецком законодательстве. Этот шаг призван существенно повысить надежность российских вложений в данную область.

Было отмечено, что Россия и дальше будет работать в направлении снятия с турецких компаний ограничений, наложенных после обострения отношений.

Экспертные оценки

В последние несколько лет весь Ближний Восток, включая Южный Кавказ, погрузился в нестабильность. Происходит резкий рост насилия, что не может не беспокоить Россию. Мы пытаемся так или иначе повлиять на то, чтобы в регионе был мир, поскольку конфликты на границах России, разумеется, негативно сказываются на нашей безопасности. И на безопасности наших ближайших партнёров и союзников на Южном Кавказе. В основе этой турбулентности лежит та самая «арабская весна», которая превратилась в целую серию длительных конфликтов, спровоцировала рост влияния исламского радикализма и появление крупных террористических организаций. В конце концов, такие вещи нужно решать сообща. Россия уже достаточно долго сотрудничает в сфере безопасности с Ираном. Особенно по Сирии, где мы занимаем сходную позицию по поддержке светского режима Башара Асада и против террористических группировок, которые пытаются свергнуть законное правительство. Однако в противостояние с терроризмом довольно активно вмешалась Турция как раз на стороне вооружённых группировок. Анкара с 2011 года выступает поддержку сирийской оппозиции и считает режим Асада нелегитимным. Однако такая позиция крайне негативно сказалась и на безопасности Турции, и на уровне её экономического развития, и на контактах с соседними государствами. К 2016 году Турция поругалась практически со всеми государствами по своим границам. Произошёл конфликт с Россией, с моей точки зрения, неизбежный, ибо слишком разными были наши подходы по Сирии. Плюс ко всему у Турции складываются очень непростые отношения со своими традиционными партнёрами - США и ЕС.

По США стоит отметить два главных момента. Первый – американцы сделали ставку на поддержку курдов в Сирии, что для Турции абсолютно неприемлемо. Анкара, делая ставку в Сирии на поддержку вооружённой оппозиции, считала, что эта оппозиция должна взять власть и объединить Сирию под своим руководством. Штаты же сделали ставку на развал Сирии как государства. Для Турции эта позиция крайне неприемлема. Второй момент связан с военным переворотом. Как утверждает турецкое руководство нити переворота идут в США. Такого предательства союзнических отношений Турция потерпеть не могла. Пожалуй, сейчас отношения между Турцией и США находятся на самой низшей точке с 1974 года.

Напряжённость в отношениях с ЕС складывается главным образом из-за проблемы беженцев, которые из Сирии и других государств Ближнего Востока через Турцию переходят в Европу. И Турция не особо обеспокоена ограничением этого потока, что вызвало негативную реакцию со стороны ЕС. Тем более, в Европе произошли многочисленные теракты. Разумеется, Турция напрямую не виновата. Тем не менее, европейцы стали крайне сдержанно относиться к своим партнёрам в исламском мире. И совсем недавно мы слышали радикальные высказывания европейских политиков о том, что Турция никогда не будет членом ЕС. Крайне негативно на партнёрские отношения повлияло единогласное признание событий 2015 года – геноцида армян со стороны германского Бундестага. Турция, которая твёрдо отстаивает свою точку зрения на историю столетней давности, не могла не отреагировать. Таким образом, Анкара оказалась полностью в политической изоляции. Положение очень сходное с российским, ведь наша страна, после присоединения Крыма, живёт в значительной степени в условиях политической и экономической изоляции со стороны Запада. И подобное обострение отношений с Западом толкает наши страны навстречу друг другу. Эрдоган, безо всякого сомнения, очень опытный и умный политик, и он переступил через себя, извинился за сбитый самолёт и пошёл на развитие отношений.

Западное лобби в Турции сразу отреагировало военным переворотом. Переворот, к счастью, был очень быстро подавлен. Эрдоган, с одной стороны, обвинил в его организации своих западных партнёров, с другой, постарался, используя факт переворота, расправиться со своими политическими противниками. Сейчас можно сказать, что Эрдоган является единственным лицом, определяющим внешнюю политику Турции. Поэтому именно с ним и нужно проводить переговоры по расширению партнёрства. А заинтересованность Турции в налаживании отношений с Россией совершенно однозначна. И встреча в Петербурге показала, что Турция стремится намного более активно наладить отношения с Россией, чем наоборот. Эрдоган говорил о том, что необходимо расширять партнёрство дальше, что поставлена планка в 100 миллиардов долларов в год, до которой мы можем дойти. Однако реакция России была гораздо более сдержанной. Путин совершенно чётко сказал, что санкции, которые были наложены на турецких производителей, будут отменяться поэтапно. Он сказал, что сначала будут запущены те проекты, которые выгодны именно России, а потом Россия будет смотреть на то, как они реализуются. В первую очередь, это касается «Турецкого потока» и строительства АЭС «Аккую». И по мере реализации проектов, Россия будет поэтапно снимать санкции с турецких компаний и производителей и пускать их на рынок.

Сирийский вопрос обсуждался в кулуарах и, судя по всему, ни у одной из сторон нет решения, которое бы устроило другую сторону. Тем не менее, все понимают, что вопрос надо решать. Как мне представляется, Россия, Турция и Иран, то есть стороны, которые заинтересованы в мирном решении сирийского конфликта и сохранении единой Сирии, будут проводить серию взаимных консультаций, которая должна закончиться формированием некой трёхсторонней контактной группы, в работе которой должны будут обсуждаться все конфликты на Ближнем Востоке и возможные направления их решения. В задачи контактной группы должно входить создание механизмов не только по решению конфликтов, но и по возможности отстранение от решения конфликтов таких внерегиональных акторов, как ЕС и США. Мы увидели, что ЕС и США крайне негативно влияют на ситуацию на Ближнем Востоке. Куда бы ни вмешались США - нет ни одного позитивного примера, где настал бы мир. То же самое касается и ЕС, показавшего в ходе сирийского кризиса свою политическую несамостоятельность и несостоятельность. В Европе происходят теракты, явно связанные с Сирией. Тем не менее, позиция ЕС по сирийскому кризису не меняется. Так что единственный выход для государств, которые явно заинтересованы в стабилизации положения – это создание серьёзной региональной группы, в первую очередь, на базе России, Турции и Ирана. Судя по тому, какая встреча произошла на днях в Баку и, учитывая то, что Азербайджан находится в хороших отношениях со всеми тремя сторонами, но при этом сохраняет в определённом смысле свою политическую независимость, я надеюсь, что именно Баку станет центром, в котором будет собираться трёхсторонняя группа по проблемам Ближнего Востока. Я очень надеюсь, что в самое ближайшее время будет достигнута договорённость по созданию этой самой группы.

На крымский вопрос Турция может просто закрыть глаза. Сирия в своё время закрыла глаза на вопрос провинции Хатай, которую Турция оккупировала ещё в 39-м году. Дамаск с тех пор отказывается признавать турецкий суверенитет над этой территорией, тем не менее, это не помешало активнейшему взаимодействию между Сирией и Турцией в период с 2004-го по 2011 год. Крым не будет признан российским ни одной крупной страной мира до серьёзной международной конференции, наподобие послевоенной Ялтинской. Поэтому то, что Турция не будет признавать Крым – это нормально. К тому в Турции основным инициатором негативного отношения к России из-за Крыма является мощное, влиятельное в бизнесе и политике крымскотатарское лобби. Однако после попытки переворота концентрация власти в руках Эрдогана достигла беспрецедентного максимума. И если Эрдоган всерьёз настроен на развитие отношений с Россией, то ни проблема Крыма, ни крымскотатарское лобби ему помешать не смогут.

За последние полгода мы видели немало экспертов, с огромным удовольствием комментировавших разрыв между нашими странами, и по сей день громко звучит, что Турция нам не нужна, Турция нам враг. Во-первых, это или армяне, или связанные с армянским лобби эксперты, потому что армянская сторона была безумно довольна конфликтом между Россией и Турцией. Во-вторых, это западники, которые считают, что Россия должна дружить только с США и ЕС, и делать всё, что ей скажут, а такие страны как Турция должны занимать периферийное место в российской внешней политике. И, в-третьих, это люди, которые вообще неправильно понимают политику. Политика – это искусство возможного, здесь нет друзей и врагов. В политике есть только интересы, которые у государств постоянно меняются и могут совпадать или не совпадать.

В 2000-х годах интересы России и Турции во многом совпадали. На практике это было реализовано в достижении беспрецедентно высокого уровня экономических взаимоотношений. Наше экономическое сотрудничество достигло уровня 34 миллиардов долларов, то есть за десять лет выросло более чем в десять раз. Это говорит о том, что у нас действительно очень много общего и разрывать отношения абсолютно невыгодно. Эрдоган в своё время решил, что может пойти на этот шаг и действительно санкционировал конфликт, в частности, из-за Сирии. Сейчас он полностью разочаровался в том своём решении, если это было его решение, поскольку Эрдоган обвиняет и в уничтожении российского самолёта, и в проведении антироссийской политики бывшего премьер-министра Ахмета Давутоглу и лоббистскую группу Фетхуллаха Гюлена. То есть Эрдоган полностью снимает с себя ответственность, говорит, что был не виноват и готов продолжать добрые отношения с Россией. Единственная сенсация, которая случилась в Петербурге – то, что Эрдоган неоднократно называл Путина своим дорогим другом. В целом, это нарушение дипломатического протокола. Стороны, которые недавно находились друг с другом в состоянии близком к войне, не могут так быстро менять свои отношения. Но это говорит о том, что Эрдоган желает восстановления отношений, что за ним стоят большие силы, в том числе из турецких бизнесменов, которые потеряли немало средств и влияния из-за конфликта. И даже с учётом кризиса в отношениях мы являемся вторым экономическим партнёром для Турции. Мы поставляем в Турцию более 60% газа и значительное количество нефти. Плюс ко всему Турция заинтересована в различных российских технологиях – начиная с атомной энергетики и заканчивая военными технологиями, особенно учитывая туманные перспективы дальнейших отношений Турции с США.

Почему для России важен турецкий рынок? Во-первых, Турция является вторым в мире покупателем российского газа после Германии. И что очень важно: торговый баланс между Россией и Турцией, он полностью в нашу пользу. И когда наши отношения были на уровне 34 миллиардов долларов, то более 26-ти из них – экспорт России в Турцию. Другое дело, что Турция поставляла в Россию, скажем так, товары с высокой добавленной стоимостью. Это и промышленные товары, и строительство. Плюс ко всему, туризм – рекреационный бизнес, который тоже является товаром с высокой добавленной стоимостью. Но сейчас это вполне возможно пересмотреть, особенно учитывая заинтересованность Турции в российских технологиях, связанных и с энергетикой, и с военной проблематикой. Другое дело, что цифра в 100 миллиардов долларов, которую озвучил Эрдоган, кажется абсолютно недостижимой. С моей точки зрения, это бесконечно далёкая перспектива. Но до кризисного уровня в 34 миллиарда и даже выше – в 40 и больше, вполне можно дойти без особых проблем, поскольку бизнес наших стран крайне заинтересован друг в друге.

Слово дня 9 августа 2016
Экспертные оценки:
1.0x