ПЕРЕХОД
Из пасхальных песнопений.
Тропарь Воскресению Христову, глас 5.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Молитва.
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Ипакои, глас 4.
Предварившия утро яже о Марии и обретшая камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносушнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко восста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Пасхальный кондак, глас 8.
Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Пасха есть переживание веры. Большинству людей, конечно, трудно охватить умом и сердцем то, что всё, что мы видим и всё, что не видим, создано Богом. И Бог 2000 лет назад, даже с некоторым лишком, сошёл на Землю. Стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. Мы-то ещё и грешные, а Он — сама чистота, недоступная нашему уму. Вырос ребёночек во взрослого человека и вышел на проповедь. Он учил о том, как нам выйти из мрачного круговорота нашей жизни, которая вполне сравнима с адом, приглашая всех, кто пожелает, следовать за собой. Как всегда, «благодарные» люди за это Его арестовали, избили, истязали и умертвили. Самой жестокой казнью, которая в то время была на свете: и по тем страданиям, которые испытывает человек, и по тому, что таким образом казнили только беглых рабов и каких-то особенно страшных преступников. То есть в этой казни ещё встало некое презрение. Ныне это видится в другом свете, потому что для нас крест — это всё-таки красота. А тогда это было нечто ещё презираемое, отвратительное.
И Он как обещал — воскрес. Тем самым явил группе людей, которые были Его учениками, ученицами, что Он победил смерть и что не надо её бояться, и что тот путь, который Он предлагал падшему человечеству — истинный, потому что сам человек себя воскресить не может. И в доказательство, что это не обман, все Его ученики, кроме одного, отдали жизни за ту весть, что Христос воскрес. И для каждого человека, который есть на Земле — независимо от цвета кожи, национальности, веры — открыты двери в Царствие Божие. И он если захочет, может туда войти без всякого насилия — только усвоив то, что говорил Господь, и вступив в то общество людей, которое именуется Церковью, которую основал Христос. Понятно, что в это надо верить.
И когда мы празднуем Воскресение Христово — Пасху — мы приветствуем всех (и я приветствую всех, кто нас читает) древним апостольским возгласом «Христос воскресе!», утверждая именно эту истину, что это главные два слова, которые вообще когда-либо звучали на Земле. Это важнейшее событие всей человеческой истории. И в возгласе «Христос воскресе!» человеку явлено спасение. Потому что если бы Христос не воскрес, как говорит один из Его учеников, то вера наша тщетна. Ну, было бы одно из учений. Мало ли было всяких учений — и хороших, и похуже, да и совсем дрянь. Каждый год рождаются какие-то новые учения, появляются новые лидеры, чем-то кого-то уговаривают, куда-то влекут, но в этом нет истины. А то, что Христос воскрес — это неоспоримая истина, которую можно только либо не замечать, либо отрицать, либо на неё клеветать. Но её никак нельзя дезавуировать.
Как достучаться до людей с этими важнейшими вещами? Ну, в этом как бы нет нужды. Потому что нам известно, и сам Бог это открыл, что Он всем желает спастись. Поэтому процесс достучания — это дело Божие. И Он даже сам однажды сказал — «стою у двери и стучу». Имеется ввиду дверь человеческого сердца. А уж откроет человек или нет, зависит от его воли. Поэтому у нас нет такой задачи — достучаться. Конечно, мы рады каждому — опять по словам апостола — дать отчёт о нашем уповании, о том, на что мы надеемся. Мы как люди в известной доле в своей жизни просвещённые, можем рассказать, чему научились сами, передать другому. Пожалуйста, сколько угодно. Но, к сожалению, не все настолько любопытны. Потому что восприятие Бога может быть ведь не только эмоциональным, оно может быть умственным, может быть духовным. Человек — это же не просто одна эмоция, которую впрыснули в некий кусок мяса. У человека есть и душа, причём она бессмертна. Человек сам это на похоронах всегда доказывает тем, что плачет. Раз он плачет, значит, не согласен со смертью. А теперешние люди, которые раньше боялись только слова «рак», теперь боятся и слова «смерть». Они говорят — ушёл. Как будто он в универсам ушёл — «вот он ушёл». Все понимают, о чём речь. Но слово «смерть», «он умер» боятся произнести. Это говорит о чём? О том, что люди замирают на пороге этой тайной вечности. Они прекрасно её чувствуют, но, к сожалению, ничего об этом не знают и не хотят узнать, хотя, в общем, известно немало.
И, конечно, тайна смерти и воскресения Христа имеет у этому непосредственное отношение. Потому что Христос сказал: кто верует в меня, тот не умрёт, а перейдёт прямо от смерти в жизнь. По сравнению с этим то, что мы называем в вульгарном обиходе жизнью, с точки зрения того, о чём говорил Христос — это вообще не жизнь. Это такое полуслепое, полуглухое существование, как у всех млекопитающих. А человек призван к гораздо более великому.
Теперь о пасхальной радости. Ведь тот же апостол сказал — всегда радуйтесь. Но радуются совсем не все. И если мы обойдём дома в пасхальную ночь, мы увидим радость не во всех. Некоторые даже вообще абсолютно не в курсе дела, хотя и в России живут десятилетиями, где колокола звонят, люди крестным ходом ходят и так далее — им вообще невдомёк, у них нет радости в сердце. Но и те, которые приходят в церкви или вообще живут жизнью церковной, радуются не всегда. Поэтому очень немногие, такие, как преподобный Серафим Саровский, достигали постоянной, непрестанной радости, о которой говорил апостол, призывая всех к ней. И вообще, христианство — это путь к совершенной радости, которую ничем нельзя отнять — ни потерей близких, ни изгнанием из Родины, ни посадкой в тюрьму, ни тяжёлой болезнью, ни ядерной войной — ничем. Потому что всё, что вокруг могло бы принести печать, растворяется в этой радости — радости общения с Богом. Как маленький ребёночек. Когда он взят на руки любимым отцом, ему совершенно не важно в этот момент, а где мама, а где бабушка, а где границы государств, а где деньги, в каком банке, а какая там ставка. Ну и нет ли инфляции или дефляции, не разбился ли автомобиль, на котором папа меня завтра куда-то повезет к бабушке, где уже ждёт мама. Всё растворилось в том, что папа его взял, ребёнок счастлив, он в любви, он в безопасности, ему хорошо. И христианство призывает каждого человека вернуться к Отцу небесному. И чтобы Отец его обнял, взял, прижал к себе, и жили они вместе в любви, в счастье. Тогда все земные человеческие благоглупости становятся ничтожны, они меркнут, они скучны, они имеют такую даже не патину, на себе, а толстый слой пыли и пошлости. Потому что вся жизнь человеческая представляет собой чрезвычайную пошлость, которая прекрасно описана мировой литературой. И гении человечества видели эту пошлость, так и называли «человеческими комедиями» всякие потуги и поиски того, что человек именует счастьем. А счастье возможно только в Боге, потому что Адам потерял рай, только потеряв Бога. А Христос — это новый Адам. И он призывает всех стать Богу не рабами, но друзьями: «Уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; вы други мои есть…».
Поэтому праздник Пасхи — это человеческая интерпретация, некий образный рассказ для всех о том, что на самом деле есть Пасха. В этом смысл самого дня. Потому что, на самом деле, Пасха же ежедневна, она постоянна, она и днём, и ночью. Только встал, раскрыл руки и говоришь — Господи! И вот у тебя Пасха. Она и в сердце, и перед тобой. А всё остальное не важно. Ну, пожалуйста, убейте меня — а Пасха-то всё равно останется. Вот и всё. Каждая литургия — это Пасха. На каждой литургии мы читаем пасхальные песнопения о воскресении Христовом после причастия, как раз и реализуем «Христос воскресе, радость моя!» Серафима Саровского.
Пасха большая — это есть праздник Церкви, праздник проповеди, праздник катехизации, праздник просвещения людей. Многие люди приходят к Богу с Пасхи, сначала порой просто от любопытства. Я люблю смотреть на людей, которые идут на работу через двор нашего храма — удобно, вот они и идут по двору. Но зайти в храм им в голову не приходит. Но потом придёт, я думаю, время, когда в жизни прохожего что-то произойдёт, как-то подтолкнёт, и он сделает небольшой крюк в пять метров и зайдёт в храм, и столкнётся с иконами. А может быть, попадёт как раз во время богослужения и какие-то два слова «Господи, помилуй» дойдут до его слуха, ума, души — и произойдёт Пасха. Пасха ведь в переводе — это переход. Откуда и куда? От жизни греха в жизнь святую. И любой человек может это использовать как некий мост для того, чтобы идти дальше. Может не просто стоять перед мостом и восхищаться его архитектурой, изгибом, как он ловко сделан, как он удачно стоит, как он красив — а может и пройти по нему на ту сторону, осуществить этот переход.
Прости всех нас, Господи. Христос воскресе.