В среду, 25 июня, министр финансов Силуанов объявил, что у государства нет возможности вернуть гражданам изъятые пенсионные накопления за 2014 год.
«Источников для этого нет, никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на антикризисные меры. Сейчас пока этот ресурс есть, скорее всего, пойдет на поддержку программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя», — заявил Силуанов журналистам.
"Так просто говорить, что мы эти деньги вернем, это не просчитанное предложение, которое не обсуждалось. Надо спросить у автора, за счет чего это будет делаться", — сказал Силуанов.
Его заявление прозучало как ответ на вчерашнее же высказывание министра экономического развития России Алексея Улюкаева, который в интервью «Ведомостям» сказал, что пенсионные накопления граждан нужно вернуть в НПФ. Улюкаев будет предлагать правительству «вернуть те 243 млрд руб. накопительных пенсий, которые были заморожены, застрахованным»,
В конце сентября 2013 года стало известно, что пенсионные накопления россиян за 2014 год будут направлены в распределительную систему на текущие выплаты пенсионерам. Таким образом накопительная составляющая обязательной пенсионной системы приостановлена на один год. Это позволило увеличить антикризисный резерв на 243 миллиарда рублей.
Экспертные оценки
Проблему пенсионных накоплений граждан излишне политизируют. Сейчас несколько министерств, в частности, Министерство финансов и Министерство экономического развития, сделали ряд противоречивых заявлений относительно взносов за 2014 год. Эти, во многом не продуманные не публичные заявления (итоговое решение так и не принято) стали темой политических спекуляций вокруг Крыма и вообще ситуации на Украине, что в корне неправильно.
Во-первых, комментарии относятся только к накопительной части пенсии. То есть обсуждается формат будущей пенсионной системы, ведь до 2002 года мы все жили без накопительной части пенсии вообще (была распределительная система).
Во-вторых, комментарии затрагивают только отчисления за один год, а именно, 2014, и только в сумме 243 млрд рублей. Для правительства выплатить 243 млрд рублей (7,4 млрд долларов) не является чем-то невозможным. Это всё реально и управляемо, но опять-таки должно быть согласовано между различными ведомствами.
В-третьих, возвращение средств в негосударственные пенсионные фонды может затронуть только тех будущих пенсионеров, кто перевёл туда средства. Большинство простых граждан доверили свои пенсии Пенсионному фонду России, которым управляет Внешэкономбанк. Они могут не беспокоится по этому поводу
Заявление министра финансов РФ Антона Силуанова о том, что «замороженные» в 2014 году 234 млрд. рубля «накопительной части» средств государственного Пенсионного фонда России (ПФР) «потрачены на Крым» и требуют возмещения за счет «оптимизации» федерального бюджета, — конечно, сильный аргумент в пользу сдачи Украины и формирования негативного отношения россиян к воссоединению Крыма.
К сожалению, уважаемый министр финансов параллельно не сообщил, как его ведомство в этой связи относится, во-первых, к наличию неиспользованных бюджетных средств предыдущих лет общей суммой свыше 8 триллионов рублей, которые «крутятся» через коммерческие банки, аффилированные с различными властными структурами и на федеральном, и на региональном уровнях, а во-вторых — к той почти двухтриллионной «дыре», которая была пробита в балансе ПФР действиями нынешнего российского посла на Украине Михаила Зурабова в бытность того министром здравоохранения и социального развития РФ (2004-2007).
Пока в эти два вопроса не будет внесена ясность, позицию Антона Силуанова можно считать полностью идентичной позиции тех персонажей Евангелия, про которых сказано: «Горе вам, вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Впрочем, все желающие могут ознакомиться с евангельской характеристикой фарисеев и самостоятельно.
Что касается экономической части этой проблемы, то, не будучи специалистом, комментировать её не могу. Хотя насколько понимаю, эти деньги изначально были заложены на этот год как резерв, вот правительство его и использовало.
Но всё это никоим образом не отменяет того очевидного факта, что в России существует огромный разрыв между политикой и экономикой. Внешняя политика, совершенно очевидно, повернула на русские империалистические рельсы. Со скрипом, с разного рода проблемами, естественными для такой огромной страны и для такого сложного периода, политика поворачивает на тот исторический русский курс, который создавал русское государство, обеспечивал защиту русскому народу.
Одновременно с этим во власти существует экономический блок, который очевидно состоит из агентами влияния «вашингтонского обкома». Речь не идёт, что это кадровые цэрэушники, просто эти люди так видят мир. Они считают возможным выстраивать народно-хозяйственный комплекс России, как некоторую часть глобального народно-хозяйственного комплекса, которые так или иначе находится под западным контролем
Это противоречие разделяет сегодня Россию изнутри. Учитывая, что этот экономический блок не в воздухе висит, он опирается на огромную прослойку бюрократии коррумпированного чиновничества, всей той сволочи разнообразной, которая как пена всплыла на волне либерального антирусского погрома, который бушевал в России на протяжении почти четверти века после распада Советского Союза. Это противоречие рано или поздно должно решится. Каким образом – сейчас предсказывать сложно. Одно очевидно для внимательных наблюдателей - та часть нашей политической стратегии, которая напрямую замкнута на Путина, будучи патриотически насыщенной, вступает в объективные противоречия с тем блоком политических направлений, которые находятся в ведении Правительства РФ.
Наверное, до какого-то момента Путин мог вообще на это внимания не обращать, потому что он просто ставил некоторые задачи. Эти задачи решались, а что ему ещё нужно было? Проценты выполнялись-перевыполнялись, особенно на волне нулевых, когда шёл бурный рост цен на нефть. В этой ситуации было бы нелепо вступать в какие-то конфронтации с людьми, которые обеспечивали те параметры, финансовые, экономические, хозяйственные, бюджетные, которые он им задавал. Но уже третий год этот механизм буксует, путинские задачи не выполняются. А ведь ресурсы нужны, если мы хотим дальше развиваться, если хотим выжить в глобальном обостряющемся противостоянии.
Полагаю, что правительственные либералы скидывают всё на глобальный кризис и тому подобное. Но бесконечно это продолжаться не может. То, что происходит сейчас, в частности с Пенсионным Фондом, маленький штрих углубляющегося политического противоречия. Я уверен, что в конечном итоге оно решится в пользу патриотических сил. Как и когда это произойдёт – гадать, к сожалению, бессмысленно, потому что такого рода вопросы, как показывает опыт, Путин решает только лично, не допуская туда никого.