Вечером 13 марта из трубы Сикстинской капеллы повалил белый дым, вызвав дружный вздох у миллионов католиков всего мира – конклав из 115-ти кардиналов на второй день работы пятым по счету голосованием избрал 257-го по счету наместника святого апостола Петра на земле. Им стал аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо. Впрочем, эти имя и фамилия уже не так важны, поскольку в историю он войдет как папа римский Франциск I. Его рукоположение назначено на 19 марта.
Франциск I родился 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) в семье итальянских эмигрантов. После учебы в столичной семинарии Вилла Девото 11 марта 1958 года он вступил в иезуитский монашеский орден, послушником изучая гуманитарные науки в Чили, затем учился в колледже Святого Иосифа в Буэнос-Айресе, где получил лиценциат по философии и преподавал ее в католических колледжах Буэнос-Айреса.
Цифра «13» – особенная в жизни нового папы Римского: 13 декабря 1969 года он был рукоположен в священники и назначен профессором теологического факультета в столичном колледже Сан-Мигель.
С 1973 по 1979 год будущий папа являлся провинциалом Аргентины. В 1980 году он был назначен ректором семинарии Святого Иосифа, где прослужил до1986 года. После сдачи докторской диссертации в Германии, Бергольо служил в Кордовской архиепископии (Аргентина). 20 мая 1992 года он был назначен епископом, а через шесть лет – архиепископом Буэнос-Айреса.
21 февраля 2001 года в Ватикане папа Иоанн Павел II возвел Бергольо в кардиналы. В качестве кардинала Бергольо являлся членом Конгрегации (монашеского объединения) по делам духовенства, Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, Конгрегации институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни. Бергольо также стал членом Комиссии по Латинской Америке и Папского Совета по делам семьи.
С 2005 по 2008 год возглавлял будущий папа Епископскую конференцию Аргентины.
Экспертные оценки
Так совпало, что избрание папы произошло через неделю после смерти Уго Чавеса, совпало также и то, что новый папа римский - тоже из Латинской Америки.
И то еще общее, что новый папа утвердил заботу о бедных как приоритет политики: прежние папы никогда не носили имени Франциск, новый папа будет первым Франциском - среди многих Львов, Бенедиктов и Григориев.
Св. Франциск, в честь которого папа избрал себе имя, - был нищим, и францисканцы - нищенствующие монахи.
В Латинской Америке со времен священника-социалиста Камило Торреса католическая религия адаптирована к идее социальной справедливости; дай Бог чтобы сегодняшняя декларация стала политикой престола Петра.
13 марта новым папой римским был избран 76-летний архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший имя Франциска. Знаменательно это событие тем, что это первый понтифик-латиноамериканец (итальянского происхождения) и первый папа-иезуит.
Первый факт очень важен и свидетельствует о том, что в условиях резкого упадка значения католицизма в Европе, вес латиноамериканского католичества набирает силу. Однако здесь не стоит поддаваться иллюзиям, поскольку общий процесс вытеснения христианских ценностей происходит везде, охватывая собой и латиноамериканский континент, в особенности Аргентину. В этом плане знаменательно, что Аргентина – единственная страна Латинской Америки, где признаны однополые браки (произошло это в июле 2010 г.). В целом, по утверждениям хорошо знакомых с ситуацией священнослужителей, Ватикан сегодня не является авторитетом для католиков в Латинской Америке, доверяют ему мало.
Как заявил, например, бывший епископ Паленсии Николас Кастельянос, согласно исследованиям, проведённым католическим Обществом Святой Марии, среди латиноамериканской молодёжи католическая церковь в настоящее время не пользуется никаким доверием.
Но в данном случае, мне кажется, для нас в большей степени важен второй факт. Впервые папой стал член Ордена иезуитов – одной из ключевых организаций католической церкви, играющей крайне важную роль в формировании сознания элит, способных управлять в условиях нового глобального порядка. Миссия ордена всегда заключалась не только в контроле над Св.Престолом и решениями папы римского, но и в проникновении в организации других религиозных конфессий, в правительственные структуры различных стран мира. В своей практической деятельности иезуиты выработали уникальный метод культурной адаптации и мимикрии, превративших его членов в лучших миссионеров в различных частях мира. Но их задача заключается в незаметной перестройке католического учения в соответствии с велениями времени с конечной целью формирования единой мировой религии. Роль иезуитов – особая тема, которую мы обязательно раскроем в ближайшее время. Сейчас хотелось бы только напомнить, что иезуитские частные высшие учебные заведения закончили такие деятели, как бывшие руководители ЦРУ У.Кейси (Фордхэмский университет), Д. Тенет (Джорджтаунский университет), Р. Гейтс (Джорджтаунский университет), Л.Э. Панетта (университет Св. Клары). Выпускником Фордхэмского университета является и новый директор ЦРУ Джон Бреннан.
В связи с последними процессами в Ватикане кратко можно сказать следующее – если раньше ключевые католические организации, обеспечивающие взаимосвязь на всех уровнях между представителями мировых правящих элит, действовали в тени, сохраняя за папой ореол сакральной личности, то теперь они перешли к прямому управлению Св.Престолом с соответствующим распределением обязанностей. Финансы Ватикана перешли под прямой контроль мальтийцев (новый глава Банка Ватикана - рыцарь Мальтийского ордена Эрнст фон Фрайберг), а Св.Престол – под прямой контроль иезуитов. Так что действительно Ватикан ждут серьёзные перемены.
Показательно, что нового папу тепло поприветствовал Всемирный еврейский конгресс (ВЕК), президент которого заявил, что они знают Франциска, который неоднократно посещал межконфессиональные встречи, организованные ВЕК и латиноамериканским отделением конгресса. Он также подчеркнул, что новый папа всегда открыт для диалога и способен навести мосты между католичеством и другими религиями, что, как они надеются, понтифик примет меры в отношении тех священнослужителей, которые отрицают существование Холокоста и что он укрепит связи между Ватиканом и Израилем.
С точки зрения отношения Православной церкви и католической церкви не изменится ровным счетом ничего. Если говорить о глубинном характере этих отношений, католицизм на протяжении долгих веков был крайне враждебен к Православию, к русскому государству, к русскому народу. И, конечно, эта враждебность никоим образом не изменится, потому что коренится в тех глубочайших духовных пластах, которые связаны с еретичеством Рима, с претензиями на мировое господством. По большому счету с отходом от христианских ценностей и интересов. Так что не надо иллюзий ‒ ничего не поменяется. Сколько бы там наши церковные начальники не изображали любовь и дружбу – это все полная ерунда.
Что касается каких-то внутренних вопросов, то если этот Папа действительно такой консерватор-иезуит это может на какое-то время замедлить процесс гниения и распада католицизма, который был резко активизирован после второго Ватиканского собора. проходившего в 60-х годах ХХ века, когда по сути победило откровенное обновленчество, враждебное всяким традициям.
Если, действительно, Папа будет консерватором, то имея гигантскую власть, он сможет каким-то образом подморозить эти процессы. Но поменять вектор он все равно не сможет, и это духовное гниение католицизма все равно будет продолжаться. Беда в том, что Ватикан не просто сам гниет, он своими миазмами заражает всю окружающую среду.
Так что если рассматривать ситуацию с точки зрения интересов русской церкви, русского народа, то нужно сказать только одно: нельзя терять бдительность, нужно иметь в виду, что эта сила для нас враждебная, и …спокойно к этому относится. Если Бог с нами, кто против?