3 января 2014

ИЗГНАНИЕ

Кураев уволен из Московской духовной академии
Фото: ссылка
ИЗГНАНИЕ - вынужденное удаление из пределов данной территории
Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона

Известный своими неоднозначными выступлениями протодиакон Андрей Кураев, который ведет популярный блог в Интернете, отчислен из Московской православной духовной академии за "эпатажные высказывания". Сам же Кураев назвал причинами своего увольнения записи в блоге о гомосексуальном скандале в Казанской духовной семинарии и поддержку Pussy Riot.

Вопрос об отчислении Кураева рассматривался накануне на заседании ученого совета Академии, о чем говорится в пресс-релизе вуза.

«’Был рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви"

Ученый совет, как отмечается в заявлении, констатировал, что Кураев "регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. …В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении"

Протодиакон откликнулся на свое отчисление традиционно в блоге, написав, что удивлен решением ученого совета Академии, и назвал причинами отставки свои записи о скандале в Казанской семинарии: ’’"Мое увольнение произошло именно в рамках голубого скандала, причем он был прямо упомянут. Мол, за вынос мусора из дома"

В свою очередь первый заместитель председателя учебного комитета Московской духовной академии Максим Козлов назвал решение об увольнении Кураева закономерным: «Решение Совета Московской духовной академии никак нельзя считать неожиданным. Как, собственно, указано и в нем самом, еще в марте 2012 года коллеги обращались к отцу Андрею Кураеву с братским увещанием не подвергать имя профессора Московских духовных школ тем репутационным рискам, которые в результате распространяются не только на самого отца-протодиакона, но и на все старейшее учебное заведение Русской православной церкви, которое он представляет».

При этом представитель вуза выразил сожаление по поводу того, что Кураев "не только не свернул, но и расширил свою деятельность" в качестве независимого блогера и постоянного комментатора в СМИ, в то время как "часто стиль и характер его (Кураева) высказываний был далек не только от академического, университетского стиля, но и от того, как в принципе, на взгляд преподавательской корпорации, может позволить себе высказываться православный клирик".

Вместе с тем священник подчеркнул, что отставку Кураева не следует считать "аналогом инквизиционного процесса": «Решение, которое мы приняли, касается лишь внутренней жизни наших духовных школ и не распространяется на другие виды деятельности отца Андрея, в которых он как клирик отвечает перед правящим архиереем, а как православный христианин — перед Господом и своей совестью. Вмешиваться в эти сферы мы не считаем возможным»

Протодиакон Кураев известен тем, что неоднократно высказывал мнение, расходящееся с официальной позицией РПЦ или большинством ее представителей. В частности, он призывал простить участниц панк-группы Pussy Riot, осужденных за акцию в храме Христа Спасителя.

Адрей Кураев окончил МДА в 1992 г., в 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1996 г. стал профессором богословия. Последние девять лет протодиакон преподавал в Академии миссиологию.

 

Экспертные оценки

В случае с Кураевым воедино слились в одной точке три тенденции. Во-первых, корпоративная – он просто надоел своим коллегам-профессорам, этой академической профессорской корпорации, потому что он все время выскакивал, светился, пиарился по поводу и без повода на каждом углу. И они его выперли, в конце концов. Но одного этого не хватило бы.

Вторая тенденция, которая помогла происшедшему, – это общая тенденция в церковной политике. Год назад Святейший запретил публично выступать другому известному скандалисту – протоиерею Георгию Митрофанову из Санкт-Петербурга. Сейчас в принципе Патриахия не сильно одобряет такого рода выступления, желая подтянуть под себя, под своих официальных спикеров возможность толковать события.

И третья тенденция связана с педерастическим скандалом в Казани, который начал очень вольно толковать и формулировать Кураев. Эта скандальность, скорее всего, оказалась последней каплей. Всё слилось воедино. В результате ему дали пинком под зад, что, на мой взгляд, давно пора было сделать. Теперь «протодьякон всея Руси» перестал быть профессором Московской духовной академии. Горе, горе… Что тут скажешь?

Ситуация, связанная с удалением протодиакона Андрея Кураева из состава преподавателей Московских духовных школ и богословской Синодальной комиссии, - многопланова.

Мы давно призывали священноначалие применить свою власть, которая вручена ему Богом и людьми. Наконец, это случилось, так что изгнание Кураева можно только приветствовать. Он перешёл все мыслимые и немыслимые границы: агрессивно атаковал центральный стержневой смысл нашей веры, кощунствовал, глумился над святынями, позволял себе просто неприличное поведение, когда, читая миссионерскую лекцию, рассказывал неприличные анекдоты на сексуальные темы. Кстати, совершенно непонятно, почему Кураев пользовался особым положением, на его лекции сгоняли миссионерский актив. В то время как миссионер должен выступать перед внешними слушателями, а не перед теми, кто уже воцерковлён.

Некоторое время назад я говорил с один из известных профессоров Московской духовной академии. В ответ на мой прямой вопрос, сколько можно это терпеть, он сказал, что Кураева ненавидит вся профессорско-преподавательская корпорация духовных школ, но, к сожалению, ничего не может сделать из-за его высоких покровителей. Наконец, Кураев изгнан, и это можно только приветствовать.

Сейчас Кураев говорит о том, что пострадал якобы за то, что боролся с "голубым лобби" в РПЦ. Это не вполне так. В своём блоге он начал открыто обсуждать сексуальную ориентацию митрополита Никодима, который является учителем и наставником многих нынешних членов Синода и, в частности, самого Патриарха Кирилла. При этом он очень лукаво это сделал – опубликовал в блоге письмо некого человека, суть которого заключалась в следующем: «Ваше Святейшество, вы рукоположены митрополитом-гомосексуалистом, почему же на них теперь такие гонения?» Никакой прямой борьбы с "голубым лобби" этот ход не содержал.

Что касается истории с Казанской духовной семинарией, которой Кураев тоже посвятил свои выступления, к сожалению, нужно констатировать, что это факт. Проректор семинарии, которого обвинили в сексуальных домогательствах, был не наказан, а переведен в другую епархию.

Так что я поддерживаю решение об удалении Кураева из Академии, но сама проблема налицо и для её преодоления делается явно недостаточно.

Отставка Кураева – одно из совершенно фантастических событий, которые случаются в России. Событий парадоксальных и, на первый взгляд, с человеческой точки зрения - непонятных. Изгнание Кураева из Духовной Академии сродни отставкам в политическом истеблишменте.

Вот бывший мэр Москвы разгромил столицу нашего государства, нанеся ей вред больше, чем Наполеон, но уволили его как "утратившего доверие президента". Кудрин полностью затормозил развитие страны, о чем хорошо знают политики и экономисты, а сняли его по какой-то странной причине. Сердюков, разгромивший систему Вооруженных Сил, которая создавалась столетиями, был низложен не за то, что сделал с армией, а благодаря семейным коллизиям.

"Дьякон всея Руси", как называли Кураева - нёс что угодно и где угодно, обладал невероятными правами и полномочиями, несмотря на то, что во многих монастырях России и православного мира его книги не разрешается распространять, потому что содержат массу того, что противоречит вероучению Церкви. И вдруг его изгоняют, а причиной выставляется некий гомоскандал в Казанской семинарии. Событие в череде наших парадоксов.

С другой стороны, для меня это подтверждение, что Правда Божия существует. Так или иначе, как говорится, не мытьем, так катаньем, деструктивные элементы удаляются. Еще совсем недавно абсолютно сырые или совершенно ущербные с богословской точки зрения высказывания дьякона Кураева без правки проскакивали в наших синодальных документах. Теперь, надеюсь, этому пришел конец, и Андрей Кураев займет своё достойное место среди деятелей отечественной блогосферы. Пускай пишет посты, а не распространяет свои измышления в лоне Церкви.

1.0x