В понедельник участница группы Pussy Riot Мария Алехина досрочно покинула нижегородскую женскую исправительную колонию №2.
По словам начальника пресс-службы ГУФСИН России по Нижегородской области Елены Никишовой, Алехина покинула колонию рано утром. Она освобождена досрочно в связи с объявленной в РФ на прошлой неделе амнистией.
К 8.00 в колонию прибыл адвокат Алехиной, в его присутствии были оформлены все документы об освобождении. Ожидается, что уже сегодня осужденная отправится домой.
Как известно, приговором Хамовнического районного суда Москвы от 17 августа 2012 года Алехина была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Примерно половину своего срока Алехина провела в колонии в городе Березники в Пермском крае, а в начале августа ее перевели в нижегородскую женскую исправительную колонию №2. Срок окончания ее наказания истекал 3 марта 2014 года.
Пять девушек в конце февраля 2012 года пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый панк-молебен, что на деле явилось кощунственной выходкой для миллионов православных людей в России. Видеоролик с действом был выложен в интернете и вызвал большой общественный резонанс.
Полиция задержала трёх участниц акции – Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич, которых Хамовнический суд Москвы 17 августа 2012 года приговорил к двум годам колонии общего режима за хулиганство.
Мосгорсуд 10 октября изменил Самуцевич наказание на условное. В мае 2013 года Мосгорсуд признал законным приговор участницам панк-группы Pussy Riot, осужденным на два года заключения за хулиганство.
Экспертные оценки
Не знаю, имелось ли политическое звучание у дела Pussy riot. Человеческое измерение точно было - из-за этой истории просто переругались многие близкие люди. Некоторые "просвещённые" православные внезапно углядели христианскую подоплёку акции, хотя Pussy riot всегда заявляли себя с левацко-феминистских позиций. Вот в ноябре в Аргентине случилась осада храма феминистками, тоже «панк-молебен», нет желающих объяснить, что беснующиеся «фемины» и есть подлинное христианство?
При этом иные язычники реагировали на «пуссей» почти как православные фундаменталисты – «выпороть и выгнать». Или недавно был концерт одной радикальной западной дивы. Один из организаторов в шутку посоветовал прокричать со цены что-то типа «пусси райот» должны сидеть». Певица хладнокровно ответила, что это лучше, чем то, что несут «буржуазные борцы за свободу меньшинств».
По мне, главное последствие носило церковный характер. Отдаю себе отчёт в том, что сужу со стороны, но не могу не обратить внимания. У линии, что обычно олицетворялась нынешним Патриархом Кириллом, всегда была мощная консервативная оппозиция. Прошло два года, и этой оппозиции я не вижу. Да, возможно, что и церковный мейнстрим под давлением сдвинулся в сторону консерваторов. Но весомый голос фундаменталистов сейчас не слышен. Не исключаю, что у дела была изначально церковная подоплёка – все обращают внимание на действо в Храме Христа Спасителя, однако в клипе «пуссей» есть эпизод с гитарами, который снят в Елоховском соборе. То есть «гастрольный тур» шёл долго, упорно и почему-то не пресекался.
Основная проблема заключается не в ничтожных личностях исполнительниц, а в том, кто стоял за этой провокацией. На этот вопрос следствие, к сожалению, не ответило. В своё время некоторые журналисты, в частности Аркадий Мамонтов, высказывали предположение, что якобы за этим стоит Березовский. Проверить это сейчас уже невозможно, поскольку Березовский отошёл в мир иной. В любом случае всё это мнение. В рамках установленной процедуры следствие и суд про организаторов и заказчиков действа нам ничего не сказали.
Что касается самих «Пусси Райот», то они попали под законную амнистию. Особой проблемы я в этом не вижу. Хотя никакого раскаяния мы не наблюдаем. К сожалению, и в самой православной среде есть некоторые немногочисленные, но при этом очень шумные и влиятельные люди, которые склонны поднимать Pussy riot на щит.
Что касается вопроса, будут ли "пусси" вновь использоваться для атаки на Церковь - весьма вероятно. И для тех, кто эту атаку осуществляет, совершенно никакой разницы между личностью Патриарха Кирилла и институтом Церкви не существует.
Тема «Пусси Райот» затрагивает несколько важных проблем церковного мира. Например, Церковь и субкультуры. Внутри самой Церкви были и есть люди, которые считают, что субкультуры – очень хороший способ миссии. С моей точки зрения явление «Пусси Райот» в чём-то промыслительно: Господь показал, что никакой миссии через субкультуры быть не может. Всё это заигрывание приведёт только к кощунствам по отношению к святыням. Вложить православное содержание в любой культурный контекст – невозможно.
Вторая проблема – это состояние нас самих, православной общественности. Правильно многие говорили, что у тех же мусульман и иудеев это действие было бы невозможно. Там люди сначала реагируют, а потом рефлексируют. Наши же люди способны рассуждать, а не действовать, и это печально. Уже после скандала появилась идея создания отрядов самообороны для охраны наших храмов, однако, насколько понимаю, дело так и заглохло. Так что нам нужно, помимом всего прочего, почаще критически смотреть на самих себя.
Тюрьма даёт положительный опыт тогда, когда человек правильно сидит, а эти девки сидели там как vip-персоны. К сожалению, мировая слава, которая на них обрушилась, весь этот гвалт педерастический ситуацию, думаю, только усугубил. Жалко их, жалко.
На самом деле, они сидели не так, как сидят обычные зэки. Их гоняли с зоны на зону. Внимание, которое было привлечено к ним, бесконечное публичное кипение не давало нормально сидеть. Я думаю, они себя чувствуют эдакими героинями. Это не то, что не сломает их, но испортит дополнительно. Сейчас им начнут рассказывать, какие они героини, как всё замечательно, как они пострадали за свободу... В конце концов, "пусси" и сами в это поверят.
Не думаю, что их можно превратить в политические фигуры, хотя желающие попробовать наверняка найдутся.