ОККУПАЦИЯ
В четверг Верховная рада Украины должна была рассматривать сразу два резонансных законопроекта: №4511 "Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой агрессором" и №4128 "О внесении изменений в закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (относительно изменения религиозными общинами подчиненности). Первый документ предполагает, что митрополиты и епископы будут назначаться только по согласованию с властями, а второй — что прихожане смогут менять юрисдикцию общин.
Данные законопроекты вызвали волнения в православном обществе Украины, которые привели к массовым протестам прихожан УПЦ МП. В четверг у стен Парламента тысячи верующих собрались на молебен "о вразумлении депутатов".
Среди собравшихся были и представители Украинской православной церкви (Московского патриархата) из Запорожской и Кировоградской епархий. Глава Синодального информационного отдела УПЦ (МП) епископ Ирпенский Климент в эфире канала "112" сообщил, что уже собрано 300 тыс. подписей под обращением к депутатам-мажоритарщикам с призывом не голосовать за антицерковные законопроекты .
Спустя несколько часов стало известно, что Верховная рада не стала рассматривать данные законопроекты. Как заявил заместитель председателя парламентской фракции "Блока Петра Порошенко" Алексей Гончаренко, причиной стало отсутствие необходимого количества голосов для их принятия. Несмотря на то, что проекты законов значились в повестке дня, Гончаренко сказал журналистам: "Мы должны не просто трижды, а триста трижды подумать перед тем, как вообще в какие-то вопросы, связанные с религией и церковью, вмешиваться через законодательные действия. Считаю, что сегодня мы не должны это рассматривать и мы это рассматривать не будем".
Экспертные оценки
Вся история с нашей многострадальной церковью на Украине связана со страшным лицемерием, которое торжествует уже много лет и особенно обострилось во время событий, которые начались на Украине в 2013 году и завершились в феврале 2014 года переворотом. Лицемерие проявляется в том, что сегодня «лидеры религий», как их называют в официальной прессе, очень много выступают в защиту христиан Ближнего Востока. И все молчат о том, что в первую очередь гонимыми являются православные на Украине – Малой Руси. Это длится уже на наших глазах больше трёх лет. Надо сказать, что одну из важнейших ролей в том, что произошло с православием на Украине, сыграло руководство Отдела внешних церковных связей, непосредственно за это отвечает митрополит Иларион. Потому мы прекрасно знаем, что в то время, когда начинался Майдан, ведущую роль в организации этого шабаша играли в первую очередь грекокатолики (униаты), за спиной у которых стоял лично Папа Римский Франциск. Мы помним события, которые начались ещё в ноябре 2013 года, когда Папа 25-го ноября практически благословил главу грекокатоликов Святослава Шевчука осуществлять единение христиан Украины с христианами-европейцами. И в качестве ведущей фигуры, которая стала символом этого единения – избрали Иосафата Кунцевича. Вот тогда, 25-го ноября, в ватиканском Соборе св. Петра впервые произошла литургия, которую отслужил – хочу подчеркнуть – глава грекокатоликов Святослав Шевчук. На главном престоле понтифика служили по случаю дня памяти Кунцевича, известного униата, который огнём и мечом насаждал унию на наших малорусских и белорусских землях. И фактически это благословление Ватикана и сыграло решающую роль. Грекокатоликам был дан зелёный свет на осуществление того, что планировалось уже в ближайшее время. И весь Майдан прошёл под этим знаком.
Между тем, чем занималось руководство Московского патриархата? Два года после фашистского переворота вело переговоры с руководством Ватикана об организации встречи Патриарха и Папы. Потом уже, когда встреча состоялась, нам сказали: да, мы эти два года активно её готовили. Глаза были закрыты на всё то, что происходило, на тот разгром православия, который осуществлялся грекокатоликами. Потом униатов выделили в качестве козлов отпущения – якобы виноваты они одни. Но простите: они действовали в полном тандеме с Ватиканом. Кровавые антиправославные, антирусские события тянутся уже на наших глазах с 2013 года, и поэтому говорить о том, что начинается какая-то новая страница – это неправильно, потому что главное уже произошло. Уже фактически произошла сдача нашей церкви на Украине. И та информация, которая до нас доходила, но не была опубликована, говорит, что всё согласовано. Идёт медленная, постепенная сдача, потому что если всё это дело осуществить одновременно, одномоментно – понятно, какой это вызовет взрыв. Не просто возмущение, а действительно серьёзный переворот в сознании. Поэтому делалось всё это постепенно, медленно, как всегда – через окно Овертона. Происходит оккупация наших православных храмов, фактическое установление контроля над нашей церковью. Всё осуществляется меленькими шажками. А запоздалое возмущение иерархов РПЦ – чисто лицемерная политика, направленная на то, чтобы создать некую видимость озабоченности со стороны Московского Патриархата событиями на Украине.
В самый ответственный момент, когда решалась судьба русских православных людей на половине канонической территории, Московский патриархат молчал, московское руководство молчало. Зайдите на сайт Патриархата, посмотрите февраль 2014 года. Там выложены презентации книг, это какие-то малозначащие встречи, но никто не говорит о том, что в это время происходят неизмеримые бедствия. И только 21-го февраля Патриарх сказал своё слово – но это были общие, ничего не значащие фразы. Он высказался тогда, когда всё уже было решено, хотя до этого многое можно было изменить.
Так же и сегодня. Мы что, не видим и не знаем, что происходит на Украине? Все прекрасно знают и видят. Идёт война, и в первую очередь именно потому, что восточная часть Украины – это православные. Произошло уже давным-давно фактическое установление контроля над этими территориями со стороны Ватикана, несмотря на то, что это каноническая русская земля. Ватикан себя чувствует там как дома. Создан не просто фонд помощи, а центр по сбору информации, по контролю за всем тем, что происходит там.
Поэтому нынешние заявления, обращения и возмущения иерархов никоим образом ничего не значат. Это абсолютно пустые слова. Чисто пропагандистская акция. Причём обратите внимание: Патриарх обратился даже к Папе Римскому за помощью, чтобы он помог не принимать антиправославный закон. Простите, но Папа Римский этот эту политику и курирует! Поэтому тут, конечно, одно лицемерие.
Как раз в эти дни в Америке проходит совещание представителей всех христианских религий в защиту преследуемых христиан Ближнего Востока, на котором присутствует митрополит Иларион. Причём это собрание, оно было организовано «церковью» США – Южной баптистской конвенцией Билли Грэма. Это явный протестант, враг православия и вот именно под флагом этой «церкви» проходит конференция, посвященная защите христиан Ближнего Востока, в то время как на Украине происходит самое страшное. Действительно, вопрос стоит об уничтожении нашей церкви.
Православная церковь держится на простых священниках, которые живут, рискуя жизнью, исповедуют веру и стоят за неё насмерть – в первую очередь на восточной Украине, которая приняла на себя главный удар. Всё держится на таких людях, как епископ Банченский, викарий Черновицкой епархии Лонгин, о котором все молчат. А ведь именно епископ Лонгин держит бастион, притом на западе страны . Он стоит и выстаивает, он сохраняет истины православия. Он единственный не побоялся осудить Гаванскую встречу как встречу с еретиком. Да, на Украине работают настоящие подвижники. О них молчит руководство Московского патриархата – именно о тех людях, которые всю жизнь защищают православную веру. Я надеюсь, что всё, что сейчас происходит вокруг православия на Украине, в том числе позиция руководства Московского патриархата, раскрывает глаза православным Украины: где истинная вера и как им отстаивать её. Поэтому я думаю, что решать всё будет именно народ, а не лукавое руководство, фактически отступившее от православной истины, которое пытается слить православных в некую «единую христианскую церковь.
События вокруг антиправославных законопроектов очень хорошо выявляют методы, которые сегодня используют экуменисты в руководстве МП. Обратите внимание: митрополит Иларион всё время подчёркивает то, что нормальным отношениям с Ватиканом мешают грекокатолики, что если бы не униаты, то уже давным-давно произошло бы нормальное единение. О чём идёт речь? Дело в том, что мы знаем: сейчас и руководство Ватикана, и руководство РПЦ взяли курс на полное слияние. То есть они хотят создать единую псевдоцерковь, такую «цивильную» – всё должно быть красиво, всё должно быть очень интеллигентно. А тут появляется радикальное крыло русофобов – грекокатолики. Они не поняли, что нужно действовать дипломатическими методами, а действуют так, как себя мыслят – по-бандитски. Мы знаем, что конечная цель Ватикана - это взятие православия под контроль, признание примата Папы Римского. Грекокатолики это делают открыто, а Папа это делает скрыто. Поэтому все эти законопроекты в Раде – это попытка униатов открыто заявить то, что реально делается скрыто. Поэтому они, конечно, очень мешают истинным кураторам процесса. Поэтому такой крик и подняли, что всё должно быть реализовано мягко, аккуратно, так, чтобы никто не понял, о чём идёт речь.
То, что произошло на Украине, ещё раз показывает полное банкротство и неадекватность в современном мире, обществе и государстве раннего постсоветского подхода к церковно-государственным отношениям: «Договоримся за кулисами, завалим поздравлениями, подарками, орденами, а там, даст Бог, что-нибудь и нам перепадёт, по крайней мере трогать нас не будут». Всё это в условиях современного мира – абсолютнейший маразм. В ситуации, когда есть откровенные недруги, через кулуарные процедуры обязательно обманут и наплюют на все твои подарки и ордена. Сегодня нужно обращаться напрямую к народу – и обращаться ясно, чётко, без всяких расшаркиваний, без дипломатии.
Наконец-то церковь на Украине поступила именно так. Жалко, что не сделала этого раньше. С одной стороны, происходила наглая спецоперация Запада при некоторых способах поддержки в самом украинском обществе по захвату власти, и при этом гибли люди, попиралась свобода слова и свобода общественного действия. А с другой стороны, церковные деятели поддерживали так называемую евроинтеграцию, пытались обниматься, дружить, устраивать какие-то посиделки с узурпаторами. Наступил момент истины, это очень хорошо. Митрополит Запорожский Лука прямо сказал, что люди, которые выдвигают инициативы вроде законопроекта «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой агрессором» – это слуги дьявола. Так подобного рода людей и надо называть, надо отлучать их от причастия, надо отказывать им в отпевании, надо говорить о том, что они не могут считаться христианами ни в каком каноническом, подлинно христианском смысле. Правильно, что верующие люди подняли свои головы, были собраны сотни тысяч подписей, что православные – тысячи человек – вместе с духовенством вышли к Верховной Раде и там свидетельствовали о своей вере и о своей озабоченности. Были очень яркие выступления архиереев и пастырей. Были устроены в разных регионах страны публичные акции.
Теперь важно не останавливаться и вообще выходить из обороны. Нужно наступать. Нужно говорить о том, что в христианском обществе – а таким обществом является украинский народ – должны главенствовать христианские нравственные ценности. Не может быть никакой свободы пропаганды гомосексуализма. Не может быть никаких однополых браков. Христианство должно быть признано основой общественного устройства в этой стране, как и в любой другой стране, включая Россию, где православные христиане являются большинством. Нужно ставить вопрос о том, чтобы всяческие раскольнические группы перестали поддерживаться государством. Для этого нужно не обороняться, а наступать. Если это произойдёт – никто не посмеет тронуть храмы, святыни и те духовные общины, которые сейчас попытались поставить под жёсткий государственный контроль и лишить храмовых зданий.
Патриарх Кирилл обратился в ряд организаций, к ряду лидеров, среди которых Папа Римский и генсек ООН. Кто же всё-таки обладал достаточной волей и властью, чтобы приказать Киеву отступить (пока?) от православной Церкви?
Я думаю, что испугался сам режим. Вероятно, и некоторые западные посольства посоветовали не нагнетать обстановку, потому что сейчас любое обострение уличных процессов не на руку киевскому режиму, потому что он очень слаб и может пасть под практически любым ударом новых уличных протестов. А с другой стороны, я не верю, что Папа Римский или ООН будут очень активно вмешиваться в ситуацию на стороне канонической православной церкви. Папа пока молчит, если я правильно понимаю. Его передовой отряд – то есть униатство – пытается искусственно расширять своё влияние на те области Украины, где унии никогда не было. Учреждаются униатские образовательные учреждения, приходы, епархии, возникает агрессивная информационная кампания. РПЦ обратилась ко Всемирному совету церквей: да, эта организации буквально в течение суток или двух нас поддержала. Но её голос сегодня ровно ничего не значит, она полностью исчезла даже из новостных лент лет десять-пятнадцать назад. То, что обратились – это правильно. То, что опубликовали обращение – это правильно. Но всё это нужно было делать в такой же жёсткой, массированной манере ещё тогда, когда погибли люди в Одессе, тогда, когда происходил захват власти. Конечно, всё очень правильно делается сегодня. Только надо нам всё-таки наконец (по крайней мере в тех странах, где мы являемся большинством) не приспосабливаться к любой наличной власти – а ставить власть, решать, какой она будет. Это должны, конечно, решать народы и в первую очередь православные христиане, если они являются большинством, а не западные посольства, не олигархи и не теневые политические игроки.
Может ли русское православное общество потребовать отставки со своего важнейшего поста митрополита Илариона как провалившего работу на вверенном ему посту председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата?
Обсуждать можно и нужно любую тему, в том числе поступки и решения даже святейшего Патриарха. То, что мы его именуем нашим великим господином и отцом – это не значит, что любое его действие, любое его решение должны только хвалить. Можно спросить с любого человека в церкви, в том числе члена Синода и митрополита. То, что касается владыки Илариона – для меня сложный вопрос. Мы знакомы с ним с 80-х годов. Я знаю какие-то вещи, которые не хотел бы озвучивать в силу многолетнего личного знакомства. Но в то же время могу сказать, что этот человек не является фанатиком экуменизма или либеральной идеи. Его сегодня иногда неправильно живописуют как убеждённого сторонника каких-то реформаторских идей, или экуменизма, или религиозного синкретизма. Нет, он не фанатик всех этих мыслей. Я бы пристальнее присмотрелся к людям, которые более непосредственно отвечают за церковную политику на украинском направлении в Киеве и в Москве. Согласился бы в первую очередь с тем, что мы сегодня ведём выжидательно самоуспокоительную линию, что неправильно.
Киевский режим действует в своей манере. Он пытается варить лягушку в медленно подогреваемой воде, он избегает ситуаций, в которых православные верующие массово вышли бы на улицы и дали отпор тем наглым силам, которые сегодня пытаются действовать от имени народа, но не представляют народа Украины. Избегая жёстких сценариев, моментов истины, неонацистский режим пытается постепенно, шаг за шагом подчинить каноническую церковь или ослабить её, отняв у неё храмы и святыни. Против такого сценария есть только один большой ответный ход – постановка вопроса таким образом и проведение таких действий, которые бы обострили наступление момента истины. Без этого нас медленно задушат, и сделают это очень эффективно. Я об этом много раз говорил на самых разных уровнях. Меня не послушали. Это было одной из причин моих достаточно глубоких разногласий с теми, кто иногда даже не по распределению обязанностей переключил на себя украинскую политику. Среди этих людей были прямые предатели. Если кто-то попробует оспорить мои слова – столкнётся с фактами.
Однозначно сегодня стоит сказать, что церковная политика на украинском направлении должна стать другой, должна стать, как говорят наши западные «друзья», не реактивной, а проактивной. Надо наступать, надо решительнейшим образом обличать всех тех слуг дьявола, о которых сказал митрополит Запорожский Лука, надо брать в свои руки общественные процессы. Православные люди, когда они являются большинством в стране, имеют на это полное право, имеют все основания выступать и одерживать победу.
Православное сообщество в России и на Украине – миряне, прихожане, приходы – должны всё-таки потребовать от высших иерархов РПЦ отчёта о провале на Украине. Надо исследовать соответствующие документы, соответствующие решения, заявления и действительно ставить вопросы о том, что было сделано неправильно и что можно и нужно исправить. Кстати говоря, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В своё время украинские хакеры взломали почту, которую приписывают нашему известному общественному деятелю Кириллу Фролову. Можно признавать или нет подлинность этой переписки, но если мы представим себе, что она подлинна, то ни за что не стыдно. Мы видим, как на фоне молчания и даже просто съедания темы некоторыми высокопоставленными церковными деятелями тот же Фролов, некоторые иные люди действовали предельно правильно, действовали решительно, действовали так, чтобы ситуация была реально переломлена, а не гарантированно стагнировала не в нашу пользу. Нас не послушали. На нас строчили всякие доносы, шептали всякие кляузы, но мы оказались правы. Нужно было действовать так, как предлагали в своё время мы: Россия была обязана защитить абсолютно всех своих сограждан и соотечественников, которые тогда страдали (и продолжают страдать сегодня). То, что этого не было сделано – позор, который ложится на нашу совесть и он будет лежать на ней до сих пор, пока эта ситуация не изменится принципиальнейшим образом.