МОНОЛИТ
В середине прошлой недели на территории Сретенского монастыря в Москве прошла церемония освящения нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, названный в честь православных христиан, пострадавших за веру в годы советской власти.
На торжественном мероприятии присутствовал президент России Владимир Путин, а чин освящения провел сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Событие приурочено к 100-летию Февральской и Октябрьской революций и призвано символизировать общественное примирение.
Храм высотою в 61 метров возведен на месте разрушенного в 1925 году Сретенского мужского монастыря.
В 2011 году Патриарх Кирилл предложил на «этой омытой кровью земле возвести храм, посвященный новомученикам и исповедникам Российским», чтобы увековечить память огромного количества людей, жертв репрессий, «отдавших свою жизнь за верность Богу и Церкви».
«С особым чувством я совершил освящение этого храма. Он построен недалеко от известной Лубянки, где совершались неправедные суды над многими людьми, в том числе над нашими иерерхами, священниками, верующим народом. Это был символ страдания наших людей. Именно на этом месте воздвигается храм, посвященный Воскресению Христову», — сказал Патриарх после освящения храма.
Он также поздравил всех верующих с 10-летием воссоединения Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей.
«Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории. Учиться воспринимать ее целиком. Объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое. Мы знаем, как хрупок гражданский мир. Теперь мы это знаем. Мы никогда не должны забывать об этом. Никогда не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколом. Именно поэтому наша общая обязанность — делать все от нас зависящее для сохранения единства русской нации», — в свою очередь заявил Владимир Путин.
Это событие приурочено к столетию Революции и, по мнению президента, должно символизировать примирение общества после эпохи раскола, а также призвано почтить 10-летие со времени подписания акта о каноническом общении между Русской православной церковью и Русской православной церковью за рубежом. И президент Путин, и патриарх Кирилл занимаются вопросами политическими, всё время балансируют, как политики, между центрами силы разного рода. Для Путина это более характерно; для патриарха, как духовного деятеля, наверное, менее к лицу. Но, тем не менее, факт остаётся фактом. Всё это к реальной духовной жизни никакого отношения не имеет. Говорить-то можно о чём угодно. Путин на открытии храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в очередной раз говорил про «российскую нацию». Это тухлый либерально-демократический миф — о какой-то единой «российской нации». Причём он тухлый в квадрате, потому что сперва протухла, как вы помните, «новая историческая общность — советский народ». Она развалилась, и куски этой искусственной конструкции начали убивать друг друга после распада: армяне азербайджанцев, ингуши осетин, чеченцы русских и так далее. А теперь пытаются эту тухлятину возродить и навязать ещё раз под видом какой-то единой «российской нации». Никакой единой российской нации нет. Есть имперская Россия: многоцветие многих народов, культур, племён, которое образовалось вокруг русского национального ядра. И образовалось это многоцветие, и жило, и существовало только потому, что русский народ был велик, силён и могуч. Если он таковым будет впредь — будет жить Россия. Если русский народ будет ослабляться — Россия прекратит своё существование, и никакие потуги профессоров и доцентов (как говорил Иван Солоневич, Бердяй Булгаковичей и Булгак Бердяевичей) не смогут изменить этого бесспорного исторического факта.
Путин всё время балансирует. Он-то как раз порой не боится говорить про русский народ. Он проговорил в своё время мысль о том, что русский народ является самым крупным разделённым народом в мире. Он называл себя самого русским националистом в хорошем смысле этого слова — и так далее. Его можно понять. Действительно, в нынешнем нашем состоянии мы, русские, не обладаем достаточной степенью внутренней монолитности. Последние сто лет безумия — сперва коммунистического, потом демократического — так тяжело сказались на русском народе, что люди сейчас с трудом пытаются обрести внутреннее мировоззренческое, идеологическое единство. Поэтому Путин, как чуткий политик, хочет стимулировать этот процесс. Но в то же время он вынужден учитывать существование других сил, которые до тех пор, пока мы, русские, слабые — будут тянуть одеяло на себя.
О примирении. Я не вижу, с кем мне нужно мириться, поскольку я ко всем отношусь хорошо (за исключением райкиных, учителей и примкнувших к ним шендеровичей). Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн, с которым мы много работали вместе, не говорил о революции, об идее белой, об идее красной, о примирении. Для верующих людей отношение к тем событиям совершенно очевидно, им тут не о чем спорить. Но то, что касается его позиции не исторической, а конкретной, в тех условиях, в которых он жил и проповедовал — тут сложнее. Его ярчайшие проповеди появились в «Советской России». Именно публикации этих пламенных проповедей митрополита в газете коммунистов позволили его голосу зазвучать в полную мощь. И он никогда этого не стеснялся. И благословлял меня: я всё время занимался организацией этих публикаций у Валентина Васильевича Чикина в газете «Советская Россия». Это как пример. Будирование «расколов» и «примирений» — это вещи наносные, политические игры. А к жизни народа это какое имеет отношение, скажите? К тем миллионам коммунистов, которые состоят в партии у Зюганова, любят своё Отечество своё и желают России блага?.
Строительством храма в Сретенском монастыре во многом руководил представитель патриотического крыла в нашей церкви епископ Тихон (Шевкунов). А с другой стороны, существует очень мощное либеральное экуменическое крыло, наиболее ярким представителем которого является митрополит Иларион (Алфеев). Либералы привезли совместно с католиками мощи Николая Угодника и хотят использовать эти святые мощи любимого миллионами русских людей святого во зло. То есть когда они будут вводить в русский организм яд своей ереси, намерены использовать эти мощи в качестве анестезии, чтобы мы как бы не почувствовали измены. Все события, которые связаны с этими мощами, являются грубейшим нарушением канонических норм, не говоря уже о том, что в Москве есть 24 храма, где хранятся частицы мощей Николая угодника.
Что касается храма, который был освящён в Сретенском монастыре, я, честно говоря, здесь никакой политической подоплёки не вижу. Просто событие уже по факту решили использовать политики, тот же Путин. Они использовали открытие собора как некий повод для того, чтобы поговорить на те темы, которые они считают важными и существенными сегодня.
Меня спрашивают последние дни люди, которые во всём видят заговор: «Не может ли упоминание подвига новомучеников служить (подобно истории с мощами Николая Чудотворца) антицерковным и антирусским тараном для возбуждения ненависти к собственной истории и, в конечном счёте, самих к себе — русских к русским. Не есть ли это русофобский проект зарубежной церкви, уже 10 лет ведущей диверсионную работу под благочестивым видом? Нечто подобное мы видим на Украине: советское — знак равенства с русским; декоммунизация — на самом деле русофобия; и всё под бандеровскими флагами. Возможно ли такое и у нас — под власовскими?»
Отвечаю. Как можно упоминание подвига новомучеников сделать антирусским тараном, когда Русская церковь стоит на крови эти мучеников? Она ею созидалась. Она ею укреплялась. Стены церковные как красным цементом связаны морями русской крови, пролитой за Христа. Но многие хотят хоть тушкой, хоть чучелом — но втащить в русское будущее коммунизм в том виде, в котором он победил в России в 17-м году. Ещё бы ладно бы в сталинском виде — тут совсем другой вопрос. Сталин уничтожил ленинизм. Под разговоры о «великом наследии Ленина» он сделал прямо противоположное — действительно, гениальный политик! Он уничтожил ленинское наследие, полностью сравнял его с землёй. И только после этого стало возможно строительство великой красной империи — Советского Союза.
Я вижу опасность там, где её видел булгаковский профессор Преображенский, который говорил, что разруха не в клозетах, а в головах. До тех пор, пока в наших головах царит разруха, которая позволяет изобретать такие странные мировоззренческие конструкции (опасения чего-то, с моей точки зрения, совершенно мифического в ущерб противодействию реальным сегодняшним угрозам) — вот до тех пор будет велика опасность того, что мы можем Россию потерять.
Завершу словами великого молитвенника Русской земли святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Он ещё за двенадцать лет до Октябрьской революции сказал следующее: «Я предвижу великую Смуту, и Бог пошлёт России жестоких правителей, которые зальют землю кровью и слезами, но я также предвижу, что на костях мучеников произойдёт возрождение великой России — новой, но по старому образцу; и будет она, как написано в Священном писании, как единая церковь». Наше русское единство всегда было основано на православии. Это вернётся. Что не значит, что мы все должны проводить время, с утра до вечера отбивая поклоны. Нет, конечно — это не отменяет человеческой жизни. Но в основании всегда лежало православие. И это единство вернётся. И будем мы как монолит. Весь вопрос заключается в том, сколько нам придётся опять скорбеть, сколько крови пролить (не дай Бог!), для того, чтобы это единство себе вернуть? А ситуация (в первую очередь международная) такова, что позволяет с высокой степенью вероятности предположить, что нам в ближайшие годы предстоят грозные искушения. Грядут грозные грозовые времена. И в момент величайших национальных искушений любая власть будет обращаться к русскому народу, к его вековым святыням, к его драгоценным душевным качествам: мужеству, верности, жертвенности. И в храме, который ныне открыт в Сретенском монастыре, будут возноситься молитвы Господу Богу, чтобы Он укрепил нас и даровал русскому народу вожделенное единство. Ибо если мы это единство себе вернём — не будет в мире силы, способной противостоять России. Сие и буди. Подай, Господи. Аминь.