Минфин придумал, как сэкономить триллион рублей и заткнуть дыру в бюджете, которая грозит разрастись в 2014 -2016 годах. Для этого предлагается отменить материнский капитал, еще раз пересмотреть пенсионную систему, а также расходы на государственный сектор.
По поводу материнского капитала... По действующему законодательству, программа заканчивается в 2016 году. По мнению чиновников, программа свою роль уже выполнила, рождаемость повысилась. Если ее не продлевать, с 2017 года высвободится 300-330 миллиардов рублей. Взамен Минфин предлагает помогать только бедным: повышение пособий на детей из таких семей денег потребует "всего" 100 миллиардов.
Если кабинет министров примет предложения министерства, то за три года новая финансовая политика поможет сэкономить 1,1 триллион рублей: 1944 милиарда 500 миллионов в 2014 году, 377 миллиардов 100 миллионов в 2015 и 581 миллиардов 900 миллонов в 2016 году.
Понятно, что эксперты да и простыне граждане весьма скептически отнеслись к такой инициативе. Отказ государства от поддержки семей негативно отразится на демографической ситуации, говорят в один голос специалисты.
"Материнский капитал был крайне неудачной формой стимулирования рождаемости. Его невозможно потратить даже на лечение ребенка. Если бы государство отказалось от материнского капитала, переформатировало бы его в разумное материнское пособие, это было бы правильное решение, - считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Но когда государство отказывается от материнского капитала как такового, оно демонстрирует свое презрение к матерям и детям. Материнский капитал был хотя бы символическим выражением заботы государства о женщинах и детях".
Сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева усомнилась в пользе инициативы Минфина. "Понятно, что Минфин старается оптимизировать расходы, эффективнее распоряжаться средствами, однако отменять материнский капитал – не самый лучший выход из положения, – цитирует депутата Госдумы пресс-служба ОНФ. – Ведь демография – одна из приоритетных задач нашей государственной политики. И мы видим, что введение материнского капитала дало свои результаты и стимулировало многие семьи на рождение второго и третьего ребенка. А Минфину можно было бы найти какие-то другие источники для дополнительных доходов – например, сократив расходы на государственный аппарат".
Тем временем, Минфин и независимые эксперты из НИУ ВШЭ пошли дальше по пути "оптимизации". Реформирование пенсионной системы предполагает несколько вариантов. "В их числе стимулирование более позднего выхода на пенсию, для этого авторы доклада предлагают устанавливать дополнительные коэффициенты к размеру трудовой пенсии по старости, если человек продолжает работать и дальше, не уходя на заслуженный отдых. Еще один вариант - индексация страховой части трудовой пенсии один раз в год на размер годовой инфляции плюс еще два процента. Таким образом, будет обеспечен реальный рост пенсий, а бюджет в долгосрочной перспективе сэкономит на дотациях в пенсионный фонд полтора триллиона рублей", - отмечает издание "Российская газета".
Проект может затронуть и образовательные учреждения, где за счет сокращения бюджетных мест будет сэкономлено более 80 миллиардов рублей, а затраты на оплату труда сократятся на 63 миллиарда рублей.
***
Судьба программы предоставления материнского капитала, которая должна завершиться в 2016 году, еще не определена, ее необходимо обсудить с обществом и экспертами, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства.
"Дискуссия по материнскому капиталу развивается очень бурно, так идет, как будто бы все решения уже давным-давно приняты", — отметил Медведев. Он добавил, что запущенная в 2006 году программа помогла улучшить демографическую ситуацию в стране, передает ИТАР-ТАСС. Согласно закону, программа выплат материнского капитала завершится в 2016 году.
"Это просто норма закона, но мы еще с вами не решили, что делать дальше", — сказал Медведев.
Экспертные оценки
Идея Минфина - всего лишь вышедший наружу синдром, идущего уже двух месяцев секвестра российского бюджета. Секвестр этот связан со сползанием в крайне тяжёлую экономическую ситуацию. Но она не только сама по себе неприятна и неблагоприятна, она означает сползание в экономическую катастрофу, то есть в пик кризиса, который начался в виде первой волны в 2009 году.
Понятно, что будут секвестрировать бюджет за счёт наиболее незащищённых, за счёт тех, кто не может возразить. По сути это сброс последних остатков социального государства.
Второй момент по поводу наполнения бюджета. В ситуации даже сохраняющихся номинальных цен на нефть, реально девальвация доллара колоссальная и сегодня 100 долларов за баррель нефти означает 70 долларов в 2005 году. Поэтому даже если цены на нефть не будут меняться в ближайшие месяцы, мы будем входить в коллапс, естественно, потеряв главный источник наполнения российского бюджета.
Единственной альтернативой может быть форсированная индустриализация страны, в основе которой лежит собственный технологический суверенитет, то есть способность разрабатывать технологии или превращать их в эффективное, конкурентоспособное производства. Эта способность к разработке технологий начинается в фундаментальной науке.
Поэтому секвестр материнского капитала и погром РАН - вещи две взаимосвязанные. Они означают, что нынешнего правительства нет представления о том, чем наполнять бюджет. Поэтому действия происходят по линии наименьшего сопротивления и согласия с тем, что мы перестаём быть мировой технологической державой и сползаем в полуколониальный компрадорский режим.
Наше правительство ведёт совершенно непонятную политику, направленную на то, чтобы всячески дистанцироваться от народа. Для этого у них все средства хороши. Это не только отмена материнского капитала, который помог стране преодолеть демографический кризис и выйти хотя бы на нулевой прирост, а не на убыль населения; это и повышение пенсионного возраста, и так называемые социальные нормы потребления электричества, и повышение цен на ЖКХ и товары первой необходимости. Зачем всё это нужно?
Официальная причина для таких предложений – кризис Пенсионного Фонда, нехватка денег для выплат будущим пенсионерам, необходимость экономии. При этом известный факт, что в нашем бюджете непереходящие остатки денежных средств прошлых лет достигают уже 7 трлн. рублей. Это деньги неизрасходованные государством, которые лежат на счетах разных государственных структур и коммерческих банков. Они активно используются для обогащения чиновников, через прокручивание этих средств в банках, через предоставление населению кредитов. Возможности для экономического манёвра существуют. Зачем же делать то, что сейчас творит правительство с чисто финансовой точки зрения? Это полная дискредитация государственной власти в глазах народа.
Поскольку это делается системно, на самом высоком уровне, то возникает вопрос, какова цель работы правительства? Решение задач, которые стоят перед нашей страной или всё-таки обострение отношений между властью и населением? Такое ощущение, что люди сознательно идут на разрушение своей страны. Так делала верхушка бюрократии, начиная с середины 80-х годов, что и привело к уничтожению Советского Союза. Видимо, похожий вариант хотят повторить и с Россией.
Материнский капитал был крайне неудачной формой стимулирования рождаемости. Его невозможно потратить даже на лечение ребенка.
Если бы государство отказалось от материнского капитала, переформатировало бы его в разумное материнское пособие, это было бы правильное решение. Но когда государство отказывается от материнского капитала как такового, оно демонстрирует свое презрение к матерям и детям. Материнский капитал был хотя бы символическим выражением заботы государства о женщинах и детях