В Сочи под лозунгом "На пути к стратегическому партнерству ради общего блага" проходит саммит Россия - АСЕАН. Встреча, знаменующая 20-летие диалогового партнерства Россия - АСЕАН, впервые организуется на российской территории.
В пятницу лидеры стран, участвующих в саммите, приняли Сочинскую декларацию и одобрили план действий по развитию сотрудничества до 2020 года. По сообщению пресс-службы Кремля, в декларации отражены общие подходы стран к основным международным и региональным проблемам, а также к дальнейшему наращиванию партнерства.
Помимо этого президент РФ Владимир Путин предложил подумать о возможности сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС), АСЕАН, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Экономического пояса Шелкового пути посредством создания общей зоны свободной торговли.
Накануне, на открытии саммита, глава российского государства отметил, сто в декларации «зафиксирована общая задача вывести партнерство России и АСЕАН на качественно новый стратегический уровень». В свою очередь замминистра иностранных дел РФ Игорь Моргулов тогда сообщил, что в документе также отображена задача сотрудничества Российской Федерации и стран АСЕАН по борьбе с терроризмом, передает РИА Новости.
Кроме того, лидеры стран — участниц саммита в Сочи одобрили дорожную карту на 2016–2020 годы. Как заявил помощник президента Юрий Ушаков, этот документ является приложением к политической Сочинской декларации.
Экспертные оценки
Основная проблема в сближении России со странами АСЕАН – это интеграция в общее правовое пространство. Это действительно серьёзная проблема, потому что у всех государств, которые участвуют в этом сближении, разные правовые системы. Такая интеграция – на самом деле огромное мероприятие. Сложность в том, что любое экономическое и политическое сотрудничество требует приведения в соответствие норм национальных законодательств. А у нас в рамках сотрудничества с АСЕАН, к сожалению, до сих пор не разработаны механизмы правового регулирования этих аспектов. Реальная о интеграция стран – это как происходит в ЕС, когда они регулируют правовое пространство и сообща решают вопросы на законодательном уровне. Сотрудничество со странами АСЕАН может быть, и оно даже может быть серьёзным быть, но проблема в том, как это практически выполнять, когда страны очень разные и законы совершенно разные. Мы знаем, что, например, Китай чрезвычайно сильно защищает свои национальные интересы. Там вряд ли можно будет впоследствии требовать от Китая исполнения каких-то обязательств, в том числе по формату АСЕАН, если это будет противоречить китайским национальным интересам. Поэтому самый основной вопрос: как провести работу по правовому регулированию этого сотрудничества. А то, что такое сотрудничество экономически и политически выгодно – очевидно, и оно может стать значительно выгоднее в случае успешного решения вышеназванных проблем.
Конечно, в идеале сначала идут политика и экономика, а потом право всё это закрепляет. Но пока, к сожалению, планомерной и точной работы по согласованию всех правовых аспектов сотрудничества нет. Каждого государства старается эффективно регулировать вопросы экономического сотрудничества и внешней торговли, опираясь на собственное законодательство. Но что касается вхождения в новые международные механизмы, согласования интересов – по-моему, такой работы плодотворной не ведётся. Рано или поздно эта работа должно вестись, потому что проблема сегодня встала во весь рост. Надеюсь, что в эти дни началась такая работа с участием крупных специалистов, способных решать реальные вопросы, способных к компромиссу, к необходимым согласованиям. Это всё надо делать сегодня, потому что потом будет просто поздно.
Безусловно, значение и влияние саммита Россия-АСЕАН не столько глобальное, сколько региональное, поскольку АСЕАН – это организация, включающая лишь страны Юго-Восточной Азии. Но это значительные территории, ресурсы, народонаселение, экономики, и у нас с этой организацией в последние годы развиваются хорошие отношения, что и проявляется в этом саммите. Особенно хорошие отношения – с отдельными членами АСЕАН. Не случайно Путин с кем-то встречался и долго общался, а с кем-то и не встречался.
Нам очень важно держать свой флаг в юго-восточных морях, которые омывают страны АСЕАН. Последние десятилетия с экономикой у нас не очень здорово, поэтому наше экономическое, торговое присутствие в регионе не такое уж значительное. Но мы исходим из того, что ситуация изменится, и тогда организационные формы, которые нарабатываются сейчас с организацией АСЕАН, наполнятся уже более весомым содержанием. Для нас это важно – мы ведь евразийская держава, а не только европейская и не только азиатская. Саммит Россия-АСЕАН – важное событие, очень важное.
Насколько сближение со странами Юго-Восточной Азии экономически компенсирует отдаление от Запада? Конечно, экономически наши отношения с европейскими странами более увесистые, и здесь трудно говорить о том, чтобы азиатское направление всё выправило. Конечно, Индокитай и тихоокеанские архипелаги не компенсируют все наши потери от санкций. Нам надо развиваться и на европейском направлении, и на атлантическом, и на тихоокеанском.
И у нас на юго-восточном направлении открываются новые рынки: открываются рынки оружия, открываются рынки углеводородные. То, что Путин, всё руководство страны уделяют этому внимание – это очень здорово, потому что последнее время пошли разговоры, что разворот на восток не удался, никаких зримых результатов нет. Это не так! Мы заложили и развиваем инфраструктуру взаимодействия, и если наш объём торговли со странами АСЕАН сокращается в денежном выражении, то в натуральном он растёт. Просто на наши основные экспортные товары упали цены. Но эти проблемы – и у многих других стран. В мире продолжается экономический кризис.
Спрашивают: не затрагиваем ли мы сближение с АСЕАН интересы Кидая, который доминирует в том регионе? Абсолютно никаких интересов Китая мы не задеваем. Китай выстраивает свои отдельные отношения с АСЕАН. У них уже несколько лет функционирует свободный рынок, чего у нас пока нет, так что нам ещё до китайского уровня присутствия очень-очень далеко. К тому же надо вспомнить, что в странах АСЕАН живут и зачастую занимают лидирующие позиции в обществе многочисленные этнические китайцы – хуацяо. Поэтому, наоборот, я думаю, что китайцам по большому счёту выгодно, что мы развиваем эти отношения, чтобы не позволить американцам стать главным конкурентом китайцев в борьбе за преимущественные отношения со странами АСЕАН. Так что я думаю, наши позиции с китайцами в значительной степени совпадают и, возможно, даже координируются.