5 октября 2018

КОЛОВОРОТ

Атака Америки на Китай, или Орлан с Драконом бьются — у Медведя чуб трещит
Фото: ссылка
КОЛОВОРОТ - инструмент для ручного сверления отверстий в дереве, металле. Водоворот, сильное кружение воды Круговорот, круговое вращение, вихрь. Коловорот жизни. Коловорот событий.
Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.

4 вице-президент США Майкл Пенс обвинил Китай в желании сменить президента США. При этом США засекретили данные о китайском вмешательстве в американские выборы, конкретика отсутствует полностью. Но Китай, тем не менее, ответил довольно ехидно: «Международное сообщество давно уже видит, кто в действительности при любой возможности посягает на чужой суверенитет, вмешивается во внутренние дела других стран, вредит интересам других стран».

5 октября 2018 года неназванный представитель Белого дома высокого ранга предупредил Пекин о возможности последствий за проводимую политику. Эти угрозы озвучены влиятельным изданием «Вашингтон пост».

И тут же на фоне политических новостей — подкрепляющая их новость экономическая: полностью остановлены поставки нефти из США в Китай (по инициативе КНР). Представитель компании «China Merchants Energy Shipping» Се Чуньлинь сообщил: «Мы – один из основных перевозчиков нефти из США в Китай. До торгового конфликта это был хороший бизнес, но сейчас он полностью остановлен».

Иллюстрация: Стив Шмилар.

Экспертные оценки

США—КНР: почему "торговая война"?
С 24 сентября вступили в силу дополнительные, в среднем 10%-ные, импортные пошлины и тарифы на товары с меткой made in China общей стоимостью 200 млрд. долл., то есть примерно 44% прошлогоднего китайского экспорта в Соединенные Штаты (456 млрд. долл.). Таким образом, американцы стремятся сократить свой дефицит в торговле с "красным драконом", который достиг планки 276 млрд. долл., или почти две трети суммарного профицита китайского внешнеторгового баланса (422,5 млрд. долл.). Как известно, общий объём внешней торговли КНР в 2017 году составил 4,11 трлн. долл., из них на долю прямой торговли с Америкой приходилось 636 млрд. долл., или примерно шестая часть.
Из этих цифр следует, что экспортный сектор экономики, занимающий примерно 40% китайского ВВП, "заточен", прежде всего, на американский рынок, где получается большая часть прибыли. В Вашингтоне этот момент прекрасно понимают и пытаются использовать. Кроме прямых потерь в 20 млрд. долл., КНР грозят намного большие косвенные потери, связанные с неизбежным сокращением или ограничением объёма поставок искусственно подорожавших китайских товаров в США.
Пекин ответил зеркальным повышением пошлин, но на гораздо меньшую сумму — 60 млрд. долл., поскольку американский импорт в Китай за 2017 год составил всего 180 млрд. долл.
В Белом доме объясняют свои действия чисто экономическими мотивами: мол, это необходимо для возврата вынесенного американскими ТНК производства обратно в США. Но при более тщательном рассмотрении ситуация оказывается куда сложнее и многомернее. Дело не только в американском недовольстве торговым дисбалансом и не только в стремлении "команды Трампа" создать более выгодную для США систему двусторонней торговли, в рамках которой Китай лишился бы многих своих экономических "козырей".
На самом деле закрученная Вашингтоном антикитайская компания, включая недавнее заявление вице-президента США Майкла Пенса о недопустимом вмешательстве Пекина в выборы, эту "святая святых американской демократии", имеет более глубокие и фундаментальные причины.

"Карфаген должен быть разрушен!"
Они, эти причины, по всей видимости, заключаются в том, что США за последние годы изменили оценку своих отношений с Китаем в целом. Это изменение касается не только и даже не столько Трампа и его "команды", сколько всего американского истеблишмента, независимо от того, какую политическую партию представляют политики и поддерживают бизнесмены с "медиа-звёздами", Обвинения в том, что китайцы вмешиваются в выборы и даже хотят сместить президента США, конечно, выглядят забавно. Но на самом деле это — ещё одно проявление стратегического решения, которое, судя по всему, принято американским истеблишментом. Согласно этому решению, Китайская Народная Республика уже сегодня является экзистенциальной угрозой для "глобального лидерства" Америки — тем "новым тихоокеанским Карфагеном", который должен быть непременно, несмотря ни на что, разрушен. Теперь, после прихода к власти Дональда Трампа, вся политика официального Вашингтона подчинена этой цели.
Прежде всего, речь идёт о приостановке дальнейшего экономического роста "красного дракона" до темпов менее 3% в год. Такая приостановка, по мнению американских стратегов, станет запредельным "краш-тестом" не только для китайской экономики, но и для стабильности всей общественно-политической системы КНР, максимально обострив существующие конфликты и породив новые, что должно привести к "цепной реакции распада". Параллельно против Китая будет начата (и уже началась) глобальная кампания диффамации, основные механизмы которой уже с успехом опробованы на России.
Видимо, "китайские товарищи" пересекли на "дорожных картах" у своих американских "друзей" ту красную черту, за которой стали "угрозой номер один" для Pax Americana. И действительно, если развитие Китая будет продолжаться в той же динамике, что и сегодня, по 6,5-7% в год, то Америка быстро начнёт терять своё геополитическое и геоэкономическое влияние, и на определённом этапе количество перейдёт в качество, после чего произойдёт олный обвал американских позиций в мировом сообществе с утратой статуса доллара как общемировой расчётной единицы. Это будет означать, что США лишатся возможности насыщать свой внутренний рынок товарами и услугами при помощи печатного станка, а также небольшого количества бумаги и краски. Следовательно, исчезнут те 30-40% потребления, которые американское население привыкло получать сверх того, что оно производит самостоятельно, и это, в свою очередь, создаст непреодолимую ситуацию внутриэкономического кризиса с тяжелейшими социальными и политическими последствиями.

Казалось бы, причём тут Россия?
При этом наверняка были взвешены и оценены перспективы установления более близких, вплоть до стратегического союза, отношений между Москвой и Пекином, с возможным присоединением к нему других крупных стран мира — скажем, в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, БРИКС или недавно заявленного Председателем КНР Си Цзиньпином на IV Восточном экономическом форуме во Владивостоке "Большого экономического кольца Северо-Восточной Азии".
Как сообщают глобальные СМИ, итоги проведенных в Пентагоне "штабных игр" по одновременному ведению военных действий против России и Китая дали невесёлые результаты для американских генералов и адмиралов — даже при условии задействования всех сил "коллективного Запада": НАТО, Япония, АНЗЮС плюс прокси-армии типа ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России) и Украины, — приемлемого результата добиться не удалось. Поэтому был выбран метод информационно-финансовой войны
И американцы сделали правильный шаг: перед началом генерального сражения против КНР они решили добиться победы над более слабым своим потенциальным противником, Россией, чтобы исключить возможность создания российско-китайского союза. Тем более, что действующая кремлёвская "вертикаль власти" последовательно сама себя ослабляет, продолжая тот социально-экономический курс, который в своё время, в конце 80-х—начале 90-х годов ХХ века был продиктован американскими кураторами "перестройки" и "рыночных реформ". Отсюда и нулевые темпы роста ВВП, неразумное повышение налогов и цен на ЖКХ, искажение статистики, дальнейшее падение бюрократической эффективности и ответственности и так далее. Сохранение Кремлём этой финансово-экономической матрицы "вашингтонского консенсуса" почти наверняка обернётся в ближайшее время усугубляющимися социальными проблемами в России. Если вал беспорядков прокатится по регионам и столицам, то наверняка либеральная оппозиция и её ставленники во власти предложат российскому обществу, как и в последние годы СССР, искать причину в "неправильном" политическом и конституционном устройстве страны. И понятно, что американцы через свою информационно-финансовую и политическую агентуру влияния, которая сохраняет очень сильные позиции в Москве (да и по всей стране) будут стремиться к тому, чтобы в течение ближайших полутора-двух лет создать в России очередную "перестройку-перестрелку", что должно вылиться в переконфигурацию нашей страны — вплоть до распада Российской Федерации с умножением количества "субъектов международного права". Ликвидация главного геополитического союзника КНР в лице РФ значительно ухудшит стратегический баланс сил для Китая, сократит ресурсную базу его экономики и позволит США взять "красного дракона" в плотное кольцо окружения.

"Глобальный треугольник", четвёртый срок, "пятая колонна"
Целый ряд отечественных и зарубежных наблюдателей отмечают, что на российском направлении в течение четвёртого президентского срока Владимира Путина США и связанные с ними глобальные силы разного толка (от религиозных сект до международных финансовых институтов), оправились от "крымско-сирийского шока" и своего успешно добиваются. Налицо переназначение правительства Медведева, укрепление веса Силуанова, Набиуллиной, Кудрина, Грефа и прочих представителей "либерал-монетаризма", включая продавливание ими не только "пенсионной реформы" по рецептам МВФ, но множества других мероприятий, прямо заказанных Кристин Лагард и иже с нею. А заполнение в последние недели целого ряда губернаторских кресел "птенцами" РАНХиГС, часто именуемых, по фамилии ректора этого богоугодного заведения, "мауистами", вообще выглядит как ползучий и скрытый переворот либерального толка на региональном уровне.
В итоге сегодня российские власти вновь начинают править страной по рецептам 1991-1993 гг., резко повышая экономическое, финансовое и социальное давление на население РФ. На этом базовом фоне спровоцировать крупномасштабные волнения — с учётом того, что основные российские СМИ находятся абсолютно не в руках сторонников Путина, — будет достаточно просто.
Кстати, именно такую схему мы могли наблюдать в ходе осуществлённой в Армении "революции", когда либералы-"западники" воспользовались реальным социальным недовольством народа той политикой, которую проводили их единомышленники во власти. То же самое произошло и в Киеве в ходе "евромайдана" 2013-2014 годов, когда социальные трудности украинского общества были сначала созданы, а затем использованы проамериканскими элементами "националистического" толка.
Аналогичные схемы — с учётом опыта "болотных протестов" 2011-2012 гг. — снова могут быть использованы и в России. Поэтому американские стратеги будут усиливать санкционное давление на РФ, ухудшать её экспортные возможности, прежде всего — по сырьевым позициям (прежде всего, поставкам углеводородов).
Всё это должно создать такое развитие событий, в ходе которого политическое руководство (к которому прозападная агентура тоже очень крепко приставлена) будет вынуждено поставить вопрос об изменении Основного закона через механизм "всенародного обсуждения". И, как только этот механизм включится, то сценарий 1991-й года будет реализован повторно. С нужным для США результатом.
Китай в этой схеме оставлен на вторую, наиболее сложную для США стратегическую схватку, поскольку имеет всё-таки более крепкую, чем Россия, финансово-экономическую и идейно-политическую броню. Это и моноэтнический состав населения, и наличие единой коммунистической идеологии, и контроль Коммунистической партии, и эффективная экономическая модель. "Рыночные силы" в КНР, концентрирующиеся, главным образом, в приморских провинциях также выступают за "демократизацию" и поворот к Америке. Но они пока политически слабы и не готовы к захвату власти. Но к моменту новой победы США над РФ ив результате "торговых войн" они, по расчётам американских стратегов, должны окрепнуть и получить намного большее влияние в китайском обществе, после чего можно будет применить ту же хорошо отработанную за 30 с лишним лет стратегию "мирного" подрыва государства-противника — разумеется, с учётом нынешней "китайской специфики".
Подводя итоги этого краткого анализа "торговой войны", которую сейчас Вашингтон объявил Пекину, можно сказать, что это — не какая-то "прихоть Трампа", а необходимая часть политики США по сохранению своего "глобального лидерства", которая вызвана пониманием того, что если сейчас не начать наносить удары по своим потенциальным противникам: Китаю и России, — то уже очень скоро делать это будет уже поздно, никакого эффекта подобная стратегия не принесёт. Поэтому США торопятся ускорить процесс внутренней дезинтеграции в России и параллельно готовят аналогичную схему для Китайской Народной Республики. При определённом развитии ситуации американцы вполне могут предложить китайской стороне "улучшенный" проект "Большой двойки" (G2), чтобы "на двоих руководить миром", как это предлагал, по инициативе Збигнева Бжезинского, 44-й президент США Барак Обама в ноябре 2009 года в ходе своего визита в КНР на переговорах с тогдашним китайским лидером Ху Цзиньтао. Тогда китайская сторона отвергла американские условия как неприемлемые. Сегодня мировой баланс сил коренным образом отличается от времён полувековой давности, когда в 1971-1972 гг. Америке удалось перетянуть Китай на свою сторону против Советского Союза путём киссинджеровской "челночной дипломатии". КНР тогда был относительно слабой и технологически отсталой страной. Тем более, что для американской политической традиции свойственна идеологии собственной исключительности и "явного предначертания" (Manifest Destiny), от которой в США никогда не отказывались, а поэтому всегда стремились доминировать в отношениях с любыми внешнеполитическими партнёрами. Какое-то равноправие, даже формальное, со своими "партнёрами" Дядей Сэмом никогда не предполагалось, тем более — с актуальными или потенциальными геополитическими противниками. Поэтому все ухищрения российской дипломатии и российского руководства найти точку соприкосновения и замирится с Вашингтоном обречены на провал. Впрочем, как и расчеты некоторой части китайской элиты на тот же вариант допущения к мировому руководству. Наступает время "Ч" и здесь речь идёт о борьбе не на жизнь, а на смерть для каждого из участников. Период же отпущенный для окончательного "разборки" минимален от 2 до 3 лет. Готовится ли к этому Россия? И, если готовится, то в одиночку, или "рука об руку и плечом к плечу" с социалистическим Китаем?

Слово дня 4 октября 2018
Экспертные оценки:
1.0x