9 октября 2018

КЛИНЧ

если либералы не будут отстранены от экономических и политических рычагов, то развитие ситуации приведёт к гибели системы управления по примеру СССР
Фото: ссылка
КЛИНЧ - обоюдный захват боксеров, запрещенный прием; тупиковая ситуация, при которой процессы находятся в состоянии ожидания завершения друг друга.
Словарь иностранных слов

Международный валютный фонд (МВФ) повысил прогноз по росту ВВП России в 2019 году на 0,3 п.п., до 1,8% и сохранил прогноз по росту ВВП в 2018 году на уровне 1,7%. Об этом говорится в докладе МВФ "Перспективы развития мировой экономики", который цитирует ТАСС.

При этом МВФ ожидает инфляцию в РФ в 2018 году на уровне 2,8% из-за умеренно жёсткой денежно-кредитной политики. "Однако прогнозируется, что в 2019 году инфляция возрастёт до 5,1%, за счет поддержки со стороны восстановления внутреннего спроса, более высоких цен на топливо и влияния снижения курса национальной валюты", - говорится в докладе.

Экспертные оценки

Как-то незаметно в наш обиход вошло осознание, что 2019 и 2020 годы будут нами потеряны для развития. Опять, как и в прошлые годы, будем таргетировать инфляцию и ловить курс рубля. Это будут годы адаптации населения и экономики к оглушительно-шокирующим воздействиям так называемых "непопулярных" решений экономического блока российского правительства. Имеется в виду очередное повышение цен и акцизов, налогов, пенсионного возраста, банковского кредитного процента и мер внешнего санкционного давления. Падение доходов населения и предприятий, влекущее падение спроса и, соответственно, темпов экономического развития, является неизбежным следствием правительственных экономических рецептов по советам МВФ. И правительственные прогнозы говорят нам, что ситуация начнёт выравниваться только в начале 2021 года. 

То есть если в 2017 году люди верили, что после выборов 2018-го начнутся  энергичные действия в экономике, которые просто не начинались из-за предвыборной ситуации, и в начале 2019-м все уже увидят изменения, которые в 2020-м оформятся в устойчивый рост, и порукой тому майские Указы президента, то после шока пенсионной реформы нам уже говорят, что сейчас будет ещё серия шоковых воздействий, которые необходимы по причине недостатка денег в бюджете, а вызванные этим негативные последствия будут постепенно проходить к концу 2020 года. А потом и начнётся тот самый рост, о необходимости которого так часто говорили министры. 

"Всю себя измучаю, стану я самой лучшею, по такому случаю ты по-до-жди" - была такая задорная песенка в середине 60-х. Что-то подобное нам поют наши министры, мучая при этом не себя, а нас. Ибо нет никакой гарантии того, что в 2021 году опять не придётся повышать цены и налоги и просить очередные 2 года на таргетирование инфляции и стабилизацию от негативной волны. 

А причина железная - в бюджете нет денег. Неблагоприятные тенденции, злые происки врагов, инфраструктурные проекты в середине готовности, плохая демография, нефтяные колебания, результаты выборов в США - масса причин в пользу того, что в 2021 году всё повторится ещё раз, и практически ни одной причины, что в 2021 году начнётся, наконец, рост. Все понимают - если в последние 10 лет тенденция была именно такой, падающей, несмотря на все прогнозы роста и обещания его, то несомненно в ближайшие 2 года есть практически стопроцентная вероятность того, что тенденция распространится и на этот период. В науке прогнозирования этот метод называется методом экстраполяции, перенесение тенденций прошлого на период ближайшего будущего.

Там всё просто. Если 10 лет всё шло именно так, то ближайшие 2 года вероятность сохранения тенденций практически 80-90%. Бизнес именно из таких принципов строит свои прогнозы и бизнес-планы.  Если прогноз на ближайшие 5 лет, вероятность сохранения нынешних  тенденций - 50-60%. Если на ближайшие 7 лет - 30%. И если есть  70% вероятности изменения тенденций, то, взяв её за 100%, 70% от этой вероятности - это изменения в худшую сторону и 30% - в лучшую. Так работает бизнес, а его не обманешь пропагандистскими кампаниями в СМИ. У бизнеса свои аналитики и свои индикаторы. Бизнес не может позволить себе заблуждаться. 

И бизнес, и правительство оперируют одними и теми же принципами прогнозирования - это правило консервативности прогноза. То есть исходят из того, что наиболее вероятными являются наиболее негативные сценарии. Под наиболее негативный сценарий и готовят бюджет. Будет лучше - хорошо, будет хуже - к этому готовы. И бюджет страны, и бюджет компании составляются именно по такому методу. Кто работает иначе - разоряется и уходит с рынка. 

Но правительство не может объяснять народу свои действия тем, что руководствуется правилом: "Всё будет плохо и никогда не кончится". Со времён Гайдара по времена Силуанова-Медведева-Кудрина-Набиуллиной нас ведут по жизни именно уверениями, что если сегодня потерпеть, то завтра будет лучше, чем вчера. Пока Запад не поджимал и можно было жить, присосавшись к его кредитному источнику - всех всё устраивало. Когда у Запада возникли проблемы и он решил применить силу, России пришлось сопротивляться. Крымский референдум - и Запад кредитный клапан перекрыл. И всё рухнуло.  

Проблема России не в том, что она не в силах добыть нужные технологии при санкциях. Она их добудет. Проблема России в том, что для финансирования инвестиций не годится существующая экономическая система. Рассчитывающая на мировой капитал, что, дескать, "вот приедет барин, барин нам построит". И, соответственно, не годится обеспечивающая функционирование этой экономической системы система политическая. Образно говоря, всё, что мы построили за 28 лет - не годится в нынешних условиях и подлежит срочному демонтажу и замене. Представляете себе задачу? 

То есть Президент должен собрать всех элитариев и объявить им, что поскольку так больше жить нельзя, то с понедельника с восьми утра в стране начинается революция. Все правила меняются. Деньги будут браться из других мест, для этого создаются другие организации и там будут работать другие люди. Всем спасибо, все свободны. 

Элита в России, как и везде, напоминает пауков в банке. По научному это называется  "имеет высокий конфликтный потенциал по имущественному критерию". Однако у нас так сложилось, что в элите есть ещё конфликт региональный. Традиционно в Москве правили "московские", которые всегда традиционно не любили (а точнее - презирали) "питерских. "Питерские" им платили полной взаимностью. Этот конфликт хорошо отражён в высказываниях и мемуарах бывшего главы Службы безопасности Ельцина Александра Коржакова. Он в выражениях не стесняется и говорит то, что о "питерских" думают оттеснённые ими "московские". И разумеется, при грядущей смене власти "московские" приложат все силы, чтобы взять реванш, а "питерские" - чтобы сохранить все приобретения и реванша "московских" не допустить. Между "московскими" и "питерскими" активно играют "американские" и "британские". 

Если не описать составные части конфликта, то можно не увидеть его источники и, соответственно, не суметь его локализовать. Или не понять, куда он будет развиваться и не суметь подготовиться. 

Точки конфликтов в России множатся и накладываются друг на друга, создавая эффект тяги, раздувающей огонь. К конфликту элиты внутри себя по имущественному и региональному признакам добавился конфликт элиты и общества по ценам, налогам и пенсионному вопросу. И вообще по неравенству. Плюс конфликт России и Запада по вопросу выбора судьбы. И к этому вылез локальный кризис в Ингушетии, который обусловлен на самом деле скрытыми мотивами участников и не был своевременно предупреждён. Внутриэлитный кризис местных элит грозит разрастись и затянуть свою воронку и Центр, и соседей - если кто-то там совершит малейшую ошибку. 

Такая концентрация конфликтов говорит о том, что существующая система управления не способна правильно работать с конфликтами. Она реактивна, а не проактивна, и даже реактивна порой неадекватно.  Постепенно из череды разрозненных конфликтов как нерешённых вовремя проблем, вырастает общий принцип - неспособность системы управления управлять и справляться с задачами.

В такой ситуации система подвергается нарастающему числу ударов. И чем больше ударов, тем в более глухую защиту система переходит.  Тогда как спасением в таком случае как раз является противоположное - более активная борьба за перехват инициативы. Но когда на активность нет сил, возникает глухая защита. Где защищающегося в итоге и добивают. Техника дзюдо и айкидо тут как раз не работает - перехватить и парировать можно лишь первые один-два удара, но когда они сыпятся сериями, стратегия "от обороны" проигрывает нападению. Спасение заключается лишь в немедленной контратаке. Реактивность проигрывает проактивности. 

В конфликте элит между собой и конфликте элиты в целом и народа президент оказывается в очень трудном положении, угрожающем изоляцией. Он не может встать ни на одну сторону и тем самым становится для всех сторон раздражителем. Предотвратит Путин пенсионную реформу или оставит - он непременно станет объектом недовольства той или другой стороны. 

Происходит это потому, что система оперативного управления вмешивается в конфликт на его горячей стадии, на стадии  войны интересов.  А в войне гасить конфликт невозможно. Работать с конфликтом можно или до эскалации, или после неё. Любой переговорщик-посредник, коим в системе власти является президент, пытающийся встать между "стреляющими пушками", рискует попасть под огонь от обеих сторон и не может их остановить, пока из боеприпасы не кончатся и они не устанут и не выдохнутся.  Но учитывая, что в нашем случае полем боя является наше государственное пространство, подобная война разносит в прах прежде всего само государство.

Ни один глава государства не в состоянии проводить перемены тогда, когда общество и элита находятся в состоянии войны, путь это и холодная война. Элита в России либеральная или криптолиберальная и, так или иначе, она не любит народ, и народ в ответ не любит элиту.  Клинч между ними - это патовая ситуация, длящаяся до тех пор, пока не появится третья сила, способная разнять конфликтующих и навязать им своё решение. 

Если либералы всерьёз надеются на то, что он смогут продолжать свои эксперименты над народом до 2024 года, и народ продолжит безмолвствовать, то это роковая ошибка. Которая уже проявила себя в том, что построенная либералами система управления не видит конфликтов и не умеет с ними работать.

Накапливаемая ярость масс никак внешне себя не проявляет до инцидента, который мгновенно взрывает систему, и власть всегда застаётся врасплох. Массы всегда медленно запрягают, но потом быстро ездят. Давайте составим простую карту конфликта и оценим, где мы сейчас находимся.

Детонаторы конфликта в российском обществе:

1. Информационное искажение. Общество уверено, что информация, исходящая от элиты, неполная, содержит искажения, сокрытия и подмену фактов. Если до пенсионной реформы это было аргументом оранжоидной оппозиции, то сейчас такая убеждённость стала проникать в народ. Недоверие власти служит детонатором конфликта.   

2. Поведенческие несоответствия. Представители элиты ведут себя так («звёздные парашюты», поведение жен, детей, любовниц и так далее), что это ещё больше раздражает население. Элиты или молчат там, где от них ждут слов, или говорят такие слова, что лучше бы они молчали. Поведенческое несоответствие вызывает отчуждённость массы от политической, административной и коммерческой элиты.

3. Ценностные несоответствия. Это разделение становится всё более кричащим в период обострения нужд и бедствий народа выше обычного. Такое впечатление, что элиты и массы молятся разным богам и между ними идёт религиозная война. 

4. Стечение обстоятельств. Выборы в Приморье, Хабаровске и прочих регионах показали, что кандидаты власти - это лица, оказавшиеся не в то время не в том месте. Кстати, контрэлитные победители выборов оставляют такое впечатление ещё больше. 

5. Чувство собственной важности, доминирование и эгоизм. Этого чувства у народа власть вызывает в наибольшем количестве. Элита или игнорирует массы, или применяет в разговоре с ними следующие инструменты: 

- ультиматумы, угрозы, обвинения

- насмешки, сарказм, издёвки

- хвастовство, категоричность, нравоучения

- невнимание, перебивание, неуважение

Вспомните любое выступление любого представителя либерально-экономической элиты. Гайдар, Чубайс, Черномырдин, Якунин, Греф, Кудрин, Христенко, Шувалов, Дворкович, Силуанов, Орешкин, все бывшие и действующие представители экономического блока нынешнего правительства (заседание Госсовета пред выборами в Приморье), - все эти лица с трудом изображают почтение к Путину и не могут скрыть все вышеперечисленные качества даже в разговоре с ним, не говоря уже о прочих. Они просто дышат благополучием, безмятежной уверенностью в завтрашнем дне и неимоверным материальным достатком, и это дыхание народ улавливает даже по телевидению. Те же качества проявляют представители губернаторского корпуса. 

Все эти проявления детонаторов конфликта годами не гасятся, и от накопления напряжения после инцидента скачка цен на бензин и пенсионной реформы вывели элиту и общество на стадию противостояния. На этой стадии мы успешно прошли: 1. Накопление негатива, 2. Избегание диалога, 3. Мелкие претензии, 4. Брюзжание, 5. Издёвки и сарказм, и 6, Формирование образа врага. И элита, и народ уже видят друг в друге врага. На каждой из этих стадий с конфликтом надо было начинать работать, но этого ни разу не было сделано. Мешал пункт 5. из перечня детонаторов. Чувство собственной важности, доминирование, эгоизм.

Если мы хотим знать, что нас ждёт на ближайшем следующем этапе, то тут всё ясно. После очередного инцидента, приводящего к всплеску напряжённости, пойдёт очередная эскалация, содержанием которой уже станут: 1. Взаимные обвинения, 2. Действия против(усиление митинговой активности, стадия перехода противостояния в уличную фазу, как в Армении), 3. Партизанская война, диверсии(политические провокации с освещением в мировых СМИ, прихват инициативы во внутренней пропаганде от правительственных СМИ к иностранным). 

Дальше наступает фаза условного "Майдана". Обезличивание противника, его дегуманизация и обесчеловечивание, стремление к нанесению ущерба даже при ущербе самому себе, война на уничтожение (всё или ничего). На этой фазе власти уже нет, есть политические авантюристы, стачечные комитеты и революционная целесообразность. Путч, переворот, революция, заговор - называйте это как хотите.  Украина перед глазами. В этот момент государственного управления уже нет. Следом начинается распад территорий, парад суверенитетов и гражданская война с разъединением бывших регионов России под так называемой "эгидой ООН". 

Самое главное, что при своевременной диагностике конфликта с ним можно было работать на множестве предварительных стадий и не допустить разрастания его в то, во что он разросся. Но прежняя команда не делала этого из соображений сохранения баланса сил, а нынешняя вынуждена реагировать как пожарный, не успевая построить новую систему работы в спокойной обстановке. 

Ибо для правильного перехвата инициативы требуются такие действия, как сбор информации и аудит конфликтов, их диагностика, составление карты конфликтов и построение стратегии управления конфликтами. В условиях ограничений такую работу сделать качественно нельзя. Какие это ограничения? Их много: то кого-то трогать нельзя, то выборы на носу и надо заниматься их подготовкой, то где-то горит и нужно срочно бежать и тушить. Обычные аппаратные проблемы. Но в таком случае, как выясняется, конфликты выходят из под контроля и грозят высокими политическими рисками. 

***
Выше был представлен наиболее негативный сценарий развития ситуации в стране как тот, осуществление которого необходимо не допустить всеми имеющимися средствами. Естественно, констатацией некоторых сценариев ограничиваться нельзя, иначе в этом случае сам такой сценарий и будет подливать масла в огонь. Поэтому ниже мы предлагаем и позитивную программу выхода из такого сценария.

***
В стране необходима новая партийно-политическая система, которая понесёт на себе всю перезагрузку системы государственного управления. Практика вливания нового вина в старые дырявые мехи не даст результата. Можно как угодно начинить "Единую Россию" и прочие партии выращенными в инкубаторе Кириенко-Комиссарова молодыми технократами, то это паллиатив и нужен полный ребрендинг всей системы. 

Это очень просто: в переговорах между народом и властью структуры партии  власти больше не воспринимаются народом как сторона переговоров. С "Единой Россией" больше не будут вести переговоры. Учитывая общий кризис доверия всех парламентских партий, люди или массово проигнорируют выборы, или завалят всех кандидатов и выберут самых нелепых. Такое выражение протеста ставит власть в нелегитимное положение. Власти на местах просто не будет.

Конфликт власти и общества контрпродуктивен для обеих сторон. Игнорировать это ответственная власть больше не может себе позволять. Под любым предлогом нужно начинать движение в поддержку реформ с созданием новых партий и общественных сил. Или это сделает власть, или это сделают её противники. Опыт перестройки показывает, что лучше бы это делала власть. И в проактивном, а не в реактивом режиме. 

Тактика уклонения в назревшем конфликте приводит к тому, что конфликт разворачивается в невыгодных условиях. Если либералы не будут отстранены от экономических и политических рычагов, даже ценой обострения всех видов конфликтов, то развитие ситуации приведёт к гибели системы управления по примеру СССР. Либералы нам будут подменять цели до тех пор, пока страны не станет. Пора перехватывать инициативу. 

(Публикация: ИА REX)

Слово дня 8 октября 2018
Экспертные оценки:
1.0x