В составе высших управленческих кадров России произошли серьёзные изменения. Как сообщило агентство "Интерфакс", президент страны Владимир Путин сменил своих представителей сразу в нескольких федеральных округах, а также отправил в отставку глав нескольких субъектов федерации.
Наиболее сильным изменениям подверглась вертикаль управления на юге России. Упраздён Крымский федеральный округ, Республика Крым и город федерального подчинения Севастополь вошли в состав Южного федерального округа. Бывший полпред президента в Крымском ФО Олег Белавенцев назначен на аналогичную должность в Северо-Кавказском федеральном ФО. В свою очередь бывший представитель президента в Северо-Кавказском федеральном ФО назначен первым заместителем директора Федеральной службы войск Национальной гвардии. Бывший губернатор Севастополя Сергей Меняйло получил назначение на должность представителя президента в Сибирском ФО. ВРИО губернатора Севастополя назначен Дмитрий Овсянников, ранее работавший заместителем министра промышленности и торговли РФ.
Ещё две области - Кировская и Ярославская - также лишись своих губернаторов. Бывший губернатор Кировской области Никита Белых, находящийся под следствием по обвинению в коррупции, уволен с должности с формулировкой "в связи с утратой доверия". Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов уволен по собственному желанию.
Также был освобождён от своих обязанностей посол на Украине Михаил Зурабов.
Экспертные оценки
Некоторые из кадровых решений давно перезрели, они висели в воздухе достаточно долго. Если давать общую характеристику рокировок, то мы видим, что Владимир Путин, осуществляя перестановки, опирается прежде всего на кадровый состав ФСБ и в меньшей степени МВД. И это неудивительно, потому что кадровой политикой в значительной степени руководит, помощник президента, бывший заместитель министра внутренних дел Евгений Школов. Отсюда два основных соображения.
Во-первых, происходит укрепление политической структуры на местах. Мы приближаемся к выборам в Государственную Думу и соотношение сил будет меняться. В значительной степени, итоги выборов будут связаны с деятельностью губернаторов, их успешностью и способностью воздействовать на местное общественное мнение.
Второе – это внешний расклад. Путин смотрит на США как на флагман Запада и пытается простроить перспективный сценарий после американских президентских выборов. В верхах доминирует мнение, что победит Хиллари Клинтон, которая крайне негативно относится к России. Поэтому надо готовиться к самому худшему. Поэтому на местах в качестве представителей президента должны быть люди, способные осуществлять мобилизационные программы.
На выборах ,как мне кажется, это не сыграет, потому что несколько новых региональных руководителей вряд ли за полтора месяца сумеют что-то изменить. Единственно, можно говорить общественному мнению, что Путин следит за бюрократическим аппаратом. Но опять же, отсюда вытекает подозрение, что происходят изменения в подходе к верхнему слою «Единой России». А не означает ли это, что соотношение сил в Думе будет совершенно иным? Ведь Путину для мобилизации нужна более сплочённая система законодательных органов. Не знаю, могу только догадываться и сомневаться.
К характеристике ротации добавим то, что это калейдоскоп различных факторов. Например, если затронем вопрос Федеральной Таможенной службы, то увидим, что в течение длительного времени шла борьба разных групп в рамках силовых структур, ФСБ копала под Бельянинова. Вот кто-то провёз партию дорогостоящего коньяка. Есть подпись на бумагах помощника председателя Федеральной таможенной службы. При чём здесь сам Бельянинов? Устроили информационный обыск, обнаружили некие суммы. Но Бельянинов в течение продолжительного времени возглавлял крупный стратегический банк и, конечно, зарабатывал огромные деньги. Если уж поймали на чём-то конкретном, так и скажите, иначе получается, что создали определённый вектор настроений, а ничего крамольного нет, однако Бельянинова всё равно увольняют. Это пахнет разборкой между кланами, нет здесь чистоты мотивов, целей и методов.
Мы не видим никаких изменений в финансово-экономическом блоке, который ведёт народно-хозяйственный корабль прямиком на рифы. Более того, кадры, которые выдвигаются в экономических и промышленных министерствах и ведомствах несут на себе отблески Чубайса, Силуанова и Набиуллиной. Следовательно, изменений в базисных вещах не будет, значит, сложности и напряжение будут увеличиваться. Экономика ежегодно сжимается на 2-3%. А с такими показателями невозможно играть активную международную роль. Вот в общественное сознание вбросили возможность эмиссии. Но эмиссия и так идёт, только перебрасывается в банки, где расхищается. Эмиссионная система должна быть связана с целями и планированием. Нужно рассказать народу: ради чего работают инженеры, рабочие, учёные. Нагрузка на людей через ЖКХ, через налоги, через поборы увеличивается, а зарплата не растёт. И инфляция по официальной статистике растёт на 10%, а по неофициально в 1,5 раза больше.
Получается, что все кадровые перестановки носят тактический характер, а нужны стратегические решения.
Политическая логика в изменении административного устройства есть. Недаром Украина сразу же заявила особый протест: в Киеве понимают, куда ветер дует. Войдя в состав Южного Федерального Округа, Крым стал частью континентальной России, а не какой-то вещью в себе, которую можно взять-отдать. И все решения по Крыму и Севастополю стали теперь ещё более безвозвратными. Одновременно это сигнал всем, кто пытается нас санкциями склонять по крымскому вопросу. И экономически ЮФО – формат, через который лучше проводить проекты, может быть, проще привлекать инвесторов, нежели обособленный Крымский округ.
Я не вижу опасности распространения крымских санкций на весь ЮФО – для этого нет оснований. И Запад рассматривает Крым как отдельный прецедент. Наконец, Европа не готова идти на дальнейшее углубление кризиса в отношениях с Россией. Они поддерживают рамку, которая – под давлением Штатов – была создана, но пойти на большее осложнение просто не готовы, да и смысла в этом не будет.
Ситуация в Севастополе проста как три копейки: на пустом месте разгорелся конфликт между Меняйло и Чалым. На мой взгляд, неправы оба. Армейские способы управления ситуацией Меняйло себя не оправдали, а Чалый ведёт себя очень таинственно: ему изначально был дан полный карт-бланш, он мог стать губернатором. Мне его цели до сих пор кажутся непрозрачными. И понятно, что тут же нашлись с обеих сторон деятели, которым этот конфликт был очень выгоден. Видимо, поэтому и решили в преддверии выборов убрать основной фактор интриги. Сторонники Чалого всё время ссылались на Меняйло – теперь его нет. Грубо говоря, повестка дня рассыпается. Я считаю, что в Севастополе, который является базой Черноморского флота, который несёт стратегическое значение в военно-политическом плане, всей этой внутренней политики, быть не должно. И, может быть, даже имеет смысл продолжить логику укрупнения и, например, объединить Севастополь с Крымом в один субъект федерации.
Насколько я знаю, новый севастопольский глава близок к генеральному директору корпорации «Ростех» Сергею Чемезову, и речь будет идти о производствах ВПК, которые в Севастополе или будут восстановлены, или созданы на базе, близкой к Черноморскому флоту. В частности, речь может идти о производстве некоторых видов техники, которую никогда раньше не закупали на Украине. Насколько Овсянников в должности задержится – тоже вопрос. Возможно, именно в силу политических дрязг умышленно понижен уровень градоначальника - до человека, выполняющего технические вопросы. И это послание севастопольскому политическому сообществу: конфликты там не нужны.
Что касается увольнения Зурабова– это совершенно чёткий сигнал Порошенко: все надежды на то, что через личные связи Зурабова можно решать какие-то проблемы - у Кремля иссякли. Зурабов ведь давно знал Порошенко, был с ним в приятельских отношениях. Некоторые даже говорили, что у них есть совместные бизнес-проекты. Зурабов в своё время достаточно точно предсказал, что именно Порошенко станет новым президентом Украины. К Зурабову – масса претензий. Но, справедливости ради, стоит сказать, что Зурабов сделал многое для того, чтобы предотвратить Майдан. По крайней мере, пытался Януковича от этого уберечь. Но Янукович уже был не способен слышать и действовать. А после Майдана Зурабов остался послом именно по причине его личных связей с Порошенко. Казалось, что в той сложной ситуации, такие контакты помогут решать какие-то вопросы. С этим отчасти было связано и признание победы Порошенко на президентских выборах. Но как показала практика, эти надежды, скорее, не оправдались. Уход Зурабова и приход человека неизвестного и явно ниже статусом – нехороший сигнал для Киева. Больше в украинские разводки, интрижки в Кремле не верят. Наверное, не верили и раньше, но сейчас это стало окончательным.