Члены Совета Федерации, зарабатывающие сотни миллионов рублей, в ближайшее время могут отказаться от своих постов, собщают СМИ со ссылкой на источник в администрации президента России.
Известно, что в настоящее время в Совете Федерации заседают семь богатых сенаторов, а именно Вадим Мошкович, Сергей Бажанов, Сулейман Керимов, Дмитрий Ананьев, Виктор Пичугов, Андрей Молчанов и Андрей Гурьев.
Богатых членов СФ изначально было девять. Двое из них – Виталий Малкин и Николай Ольшанский – уже успели ретироваться, пишет "Сегодня.Ру". Остались – совладелец компаний "Русагро", "Масштаб" и "Авгур Эстейт" Вадим Мошкович, акционер Международного банка Санкт-Петербурга Сергей Бажанов, совладелец компаний Polyus Gold и "Уралкалий", собственник футбольного клуба "Анжи" Сулейман Керимов, владелец Промсвязьбанка и "Промсвязьнедвижимости" Дмитрий Ананьев, совладелец компании "Аганнефтегазгеология" Виктор Пичугов, хозяин компании ЛСР Андрей Молчанов и владелец холдинга "Фосагро" Андрей Гурьев. Но и они, по всей видимости, в ближайшее время начнут собирать пожитки в своих кабинетах, так как их доходы за последние три года составили от 1 млрд. (самый скромный – Сулейман Керимов) до 4,4 млрд. (Андрей Гурьев заработал на фосфорных удобрениях).
"Мы никого выгонять из власти не собираемся. Люди должны сами выбрать, хотят ли они заниматься бизнесом или политикой", - сказал источник в администрации президента. Однако, по его словам, все семь бизнесменов или как минимум большинство из них покинут Совфед до 1 июля.
Впрочем, как отмечают СМИ, у сенаторов-миллиардеров еще есть время на то, чтобы переоформить активы на родственников или оффшорные компании.
Напомним, что в начале апреля стало известно: госчиновники смогут предоставить сведения о расходах за 2012 год не до 1 апреля, как предполагалось ранее, а до 1 июля. По словам руководителя администрации президента Сергея Иванова, за время этого "переходного периода" у чиновников есть возможность избавиться от "нехороших" активов в случае их наличия.
Впрочем, как утверждают аналитики, вряд ли предприниматели-сенаторы добровольно откажутся от "честно нажитого непосильным трудом".
Экспертные оценки
Вся система законодательной власти последние годы представляет собой ручной механизм управления для президента, исключительно для визирования инициатив. Разумеется, это имело определенный политический смысл ‒ прикладной в условиях, когда партийная система России далека от совершенства. В то же время законодательный орган такой страны как Россия должен быть более весом, более влиятелен. Самое главное, что он должен состоять из людей, которые принимают решения, а не только выполняют команды. Поэтому то, что сейчас Совет Федерации определенным образом просеивается, чистится, ‒ это объективный процесс, который был неизбежен.
Другой вопрос, что придет взамен этого? Другие люди, серые и незаметные, или назревает коренная реформа в целом законодательной власти в целом?
Хотелось бы, чтоб Совет Федерации отвечал бы своему названию, был своего рода «советом мудрейших», «советом лидеров», который принимал бы действительно стратегические решения, которые влияют на судьбу страны. То же касается и Госдумы. Все-таки парламент должен быть не только местом для дискуссий, те более дискуссии зачастую ни к чему не ведут, но и местом генерации идей. Пока, к сожалению, это штамповочная контора.
Власть озабочена проблемой института законодательной власти в сторону их усовершенствования, поскольку механизм, созданный за последние годы, уже дает сбой. «Машинка» по печатанию законопроектов не может вечно выполнять эту функцию, потому что законопроекты, а именно образ будущего, описываемый в правовом поле, должен иметь творческий потенциал.
Совет Федерации в будущем должен стать именно верхней палатой парламента. Может быть, вообще имеет смысл провести коренную реформу законодательной власти, даже переназвать эти органы для того, чтобы вдохнуть в них новую жизнь.
Задачи, которые сегодня стоят перед государством, должны воплощаться в жизнь принципиально другими людьми. Это должны быть не рядовые исполнители, а творческие и ответственные люди.
Поэтому такой исход позитивен. Главное, кто придет на смену. И здесь важна позиция нашего социума. Общественные организации, политические партии должны выдвинуть свои проекты трансформации, наполнения законодательной власти, чтобы она стала именно властью. Ключевое слово - "власть" - это определенная свобода в принятии решения и право нести за них ответственность.
В современном мире есть кодовое слово «демократия», и кто угодно клянется этим словом. В свое время Черчилль сказал, что демократия это не очень хорошая вещь, но все остальное хуже. Но мне больше нравится формулировка Нобеля, который сказал, что демократия ‒ это диктатура подонков. Под подонками он имел в виду тех, у кого в руках деньги.
Пожалуй, власть денег ‒ это худшая форма власти. Особенно это так для русской истории. В русской истории все проблемы начинались тогда, когда «денежные мешки» устремлялись во власть, и начиналась олигархизация власти.
Первый такой пример ‒ это был воровской режим Петра I, в котором соратники императора разворовали все так, что после смерти Петра не осталось ни флота, ни боеспособной армии. Россия 30-40 лет приходила в себя. Разворот в олигархическую сторону русской власти произошел и во второй половине XIX века, когда Россия начала интенсивно интегрироваться в мировую систему.
Отец генерал-лейтенанта Петра Врангеля Николай Врангель написал одну из лучших книг о России - "Воспоминания (От крепостного права до большевиков)". В этой книге Врангель описал то, что он назвал олигархизацией власти России.
Когда читаешь то, что он пишет о конце XIX века, кажется, что это просто о наших днях. Врангель говорит о том, как разлагалась русская власть в конце XIX ‒ начала ХХ века, и как единодержавие превратилось в олигархию. И как большевистский режим, стартовавший как олигархия, очень быстро превратился в единодержавие Сталина. После смерти Сталина началась опять олигархизация власти, которая достигла своего апогея при Брежневе. Но это был апогей в рамках советского социалистического режима.
Потом наступила самая настоящая олигархизация власти, когда не просто «деньги» рванули во власть, а когда власть стала превращаться в нечто денежноподобное. Мы это видели особенно ярко в 90-е годы, во время так называемой семибанкирщины. С тех пор ситуация не очень изменилось.
Трудно однозначно охарактеризовать нынешний исход «денежных мешков» из Совета Федерации - то ли крысы бегут с корабля, то ли происходит косметическая зачистка. Тем не менее, это очень показательная вещь.
Насколько я могу судить, для управления бизнесом и сочинения законов нужны навыки, хотя исходные, но все-таки разные. Поэтому то, что сейчас из Совета Федерации выводится крупный бизнес, с моей точки зрения только улучшит его работу по специальности, то есть законотворчество.
Кто придет? Я не берусь судить, потому что Совет Федерации заполняется по довольно сложной формуле, опирающейся в основном на внутрирегиональные компромиссы. Но надеюсь, что на сей раз это будут люди, менее знакомые с содержимым собственных кошельков и поэтому способные лучше позаботиться о чужих.
Надеюсь, что после нескольких попыток власти в регионах разберутся, кто в состоянии представлять интересы региона, а не свои интересы внутри данного региона.