В десятилетнем обсуждении ядерной программы Тегерана похоже, наступил коренной перелом. "Шестерке" международных посредников и Ирану удалось прийти к историческому, как утверждают в СМИ, соглашению, несмотря на обилие "подводных камней". Причем, комментируя ход переговоров, еще 21 ноября эксперты выражали откровенный скепсис по поводу происходящего, отмечая, что "стороны утратили доверие". Но после встречи глав МИД России и Ирана 23 ноября на переговорах случился "мозговой штурм" и ситуация изменилась буквально в течении нескольких часов.
В Женеве была достигнута договоренность о сокращении Ираном работы в рамках ядерной программы. Также Тегеран обязался предоставить международным экспертам доступ для более тщательных проверок, добившись в ответ ослабления экономических санкций со стороны США и стран Запада.
Договоренности будут реализованы в несколько этапов. В первые полгода иранцы якобы обязались вообще заморозить свою ядерную программу. Именно в этот период Вашингтон и ЕС обещают ослабление санкций. В это время будут вестись переговоры, в ходе которых намечено достижение окончательных договоренностей о параметрах мирного освоения атома Тегераном.
Основным игроком в деле контроля и наблюдения за Ираном остается МАГАТЭ, чьи возможности значительно расширятся. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, Тегеран гарантировал "добросовестное сотрудничество с агентством". Кроме того, необычайная гибкость, проявленная Ираном, конструктивно сказалась на подготовке мирной конференции по Сирии "Женева-2", где иранская сторона рассчитывает участвовать.
В свою очередь, госсекретарь США Джон Керри сообщил, что в ходе договоренностей удалось убедить Иран не заниматься обогащением урана самостоятельно. Отныне этот процесс возможен лишь "только по обоюдному согласию" с международным сообществом. Как это будет реализовываться на практике, предстоит выяснить в ходе дальнейшего обсуждения.
По данным Вашингтона, в настоящее время иранцы располагают 200 килограммами урана, обогащенного до 20%, а через полгода у них не останется ни одного килограмма.
Еще одна характерная фраза Д.Керри после переговоров: "Мы считаем, что именно санкции привели нас к этим переговорам и, точнее, к знаменательным переговорам, которые завершились соглашением. Я прошу не делать ошибки: не считайте, что это были санкции ради санкций. Целью санкций всегда были переговоры"…
Как отметил министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, восстановлено доверие со странами "шестерки", а совместная комиссия для мониторинга за выполнением соглашения формируется.
Зариф утверждает, что право Ирана на обогащение урана признано, но делать это страна сможет лишь на последней стадии реализации договоренностей с "шестеркой".
Терпящий в последнее время дипломатические поражения на международной арене президент США Барак Обама заявил, что нынешняя промежуточная договоренность предусматривает приостановку иранской ядерной программы и "отодвигает назад ее развитие в некоторых ключевых аспектах. ...Это существенные ограничения, которые помогут предотвратить создание Ираном ядерного оружия". "Попросту говоря, это отрезает наиболее вероятный путь Ирана к бомбе", - добавил Обама, имея в виду ядерное оружие.
Экспертные оценки
Если брать восприятие соглашения внутри Ирана, то сказать можно следующее. Оценка господина Рухани в самом Иране, наверное, всё-таки неоднозначна, несмотря на то, что это достаточно авторитетный человек в богословских кругах. Нельзя сказать, что это какой-то «зелёный» или говоря на языке отечественных аналогий «оранжевый». Рухани был ближайшим сподвижником Хомейни, был с ним в эмиграции во Франции. Он командовал противовоздушной обороной в годы ирано-иракской войны. То есть это человек с солидным революционным прошлым. И его нельзя ни при каких обстоятельствах называть антисистемным. Тем не менее, безусловно, есть недовольные курсом на сближение США, излишней, как принято считать, конформистской риторикой Рухани. Даже существует версия о том, что у Рухани есть некие противоречия с рахбаром. Хаменеи якобы не понравился его телефонный разговор с Обамой, это было воспринято как акт волюнтаризма.
Но существует и другая точка зрения, что всё это согласовано с рахбаром. И риторика, и шаги на внешнеполитической арене санкционированы с высшим руководством страны и являются тактическим ходом, призванным ослабить санкции. То есть речь идёт не о принципиальных уступках, а о хитрой стратегии, призванной ослабить напряжённость, не допустить повторения событий 2009 года и улучшить экономическое положение в стране.
Лично я больше склоняюсь ко второй версии. Напомню, что и президента Хатами некоторые аналитики называли иранским Горбачёвым. Предрекали Ирану вариант СССР, демонтаж существующего политического строя. Но ничего этого не произошло. Как заметил Шамиль Султанов - иранский президент - это фигура, которая на определённом историческом этапе, учитывая задачи, стоящие перед страной, должна позиционировать страну на мировой арене. Это делал Ахмадинежад, когда нужна была жёсткая риторика, такую же роль играет и Рухани.
Что касается нынешнего соглашения, то, безусловно, Иран не желал военной эскалации и старался всеми силами предотвратить конфликт и отстоять своё право на мирную ядерную программу. Произошла отсрочка, выгодная для обеих сторон, потому что ни Иран не хочет войны, ни Америка не готова к этой авантюре по множеству причин. При том, что тот же Израиль активно подталкивал США к силовому варианту.
Это соглашение явно вызовет одобрение со стороны населения, а Иран, вопреки распространённому мнению – это реальная демократия. Граждане страны достаточно серьёзно влияют на проводимую политику. Поэтому это и уступка населению, его нежеланию жить при санкциях. Мы сейчас видим, что риал стабилизировался на мировом рынке, по крайней мере, падения нет. Люди очень надеются на изменение к лучшему в плане ценовой политики, ослабления санкций, потому что, безусловно, Иран от этого страдает. Страдает от нехватки лекарств, от изношенности техники. Актуальная тема - старые самолёты - их не ремонтируют, потому что запчасти не могут покупать. Поэтому здесь интересы иранского народа совершенно очевидны.
Другое дело, что существуют в Иране и те, кто настроены очень идейно, резко антиамерикански. Они считают, что люди, желающие ослабления санкций, как говорится, «продались за дешёвую курицу». Есть и точка зрения, что все эти уступки ни к чему не приведут, что противник обманет, а Иран потеряет свою ядерную программу и свою независимость. Безусловно, угроза, что Иран пойдёт на уступки, а Запад не выполнит своих обязательств, в частности, по разморозке счетов - есть. Риск, что западные партнёры окажутся нечистоплотными, приходится учитывать.
Договор, достигнутый "шестёркой", носит совершенно сенсационный характер, но не по содержанию, судить о котором мы пока можем только по вторичным источникам, а по конфигурации сторон, которые подписали, и ситуации действия-противодействия в достижении этого соглашении. Его значение не ограничивается только конкретной проблемой движения Ирана к обладанию ядерным оружием, что вообще является достаточно спорным. Главное, что произошёл разлом. Соединённые Штаты вместе с Россией пришли к некоему соглашению, и это делалось в противовес израильскому правительству и мощному еврейскому лобби США. Это самое важное для процессов, которые будут проходить в будущем.
Второй аспект состоит в том, что это соглашение нивелирует возможность вооружённого конфликта в Сирии, с переносом его на иранскую территорию. Во всяком случае, сужает возможности разжигания такого крупномасштабного конфликта. Этот манёвр поставил в достаточно дурацкое положение турецкого руководителя Эрдогана, который вынужден был приехать в Москву и добиваться неких новых соглашений с нами. Поскольку Турция в cамом начале активно участвовала в заварухе вокруг Сирии, а после того, как схема не удалась, Эрдогана, грубо говоря, кинули. Соответственно, совершенно по-другому выстраиваются отношения и в рамках - Саудовская Аравия, Соединённые Штаты, Россия. Осмыслить все изменения ещё предстоит.
Есть и третий момент - данное соглашение может продлиться не так уж и долго. Республиканцы в сенате, а также многие демократы, будут под влиянием Нетаньяху и Комитета еврейских организаций осуществлять противодействие соглашению. Поэтому всякое ещё может произойти даже в самое ближайшее время.
Возникла новая конфигурация. Израиль на уровне правительства будет продолжать давление как на сам Иран, так и на США. Однако теперь ему придется учитывать изменившуюся ситуацию и предпринимать шаги по нормализации отношений с Тегераном. Собственно, ничего необычного - США признали, что вели тайные переговоры с Ираном весь прошедший год. По сути, нынешнее соглашение было оговорено еще полгода назад, и все последующие действия по большей части носили характер прикрытия - не так просто развернуть общественное мнение на Западе и Иране, стремительно разворачивая свою политику. Скорее всего, поэтому Соединенные Штаты, начиная с лета этого года резко изменили свою практическую позицию и по сирийской проблеме. Она явно входит в комплекс достигнутых договоренностей. Именно поэтому Обама попал в катастрофическую ситуацию в сентябре, когда был подловлен Саудовской Аравией её провокацией с химическим оружием в Восточной Гуте. Он просто не был готов - ни психологически, ни политически. Отсюда и его двухнедельное молчание во время кризиса и лихорадочный поиск хоть какого-то невоенного выхода из ситуации.
Теперь на очереди - сирийская "Женева-2". Тоже крайне непростая конференция, хотя рамочные соглашения "под ковром", скорее всего, уже достигнуты. В этот раз Обама, видимо, подготовлен к возможным провокациям гораздо лучше. По крайней мере, он уже не раздает налево-направо опрометчивых заявлений, за которые его можно ухватить.
Сирия, как можно понять логику Обамы, должна стать полем соперничества России и Ирана. Это не даст возможности России захватывать Ближний Восток, который вынужден искать новый баланс сил - как это уже делает Египет. С другой стороны, Иран тоже будет лишен возможности активно и бесконтрольно наращивать мощь "Хезболлы", так как Россия вполне очевидно пытается наладить отношения с Израилем и не заинтересована в наличии столь серьезной угрозы для него.
У России и Ирана есть общий враг в регионе - Саудовская Аравия, и здесь, скорее всего, Соединенные Штаты постараются сделать все, чтобы при любом развитии событий нефтяные поля Эль-Хасы остались под контролем дружественных им кланов династии. Целостность самой Саудовской Аравии для США перестает быть критически важной. Скорее, наоборот - если политические противники нынешней политики Штатов среди принцев будут лишены и власти, и доступа к нефти, они перестанут представлять угрозу. Пестуемые этой саудовской группировкой радикальные исламисты вышли из-под контроля США, и обуздание их становится серьезной проблемой. Решить эту проблему можно только кардинально - и вряд ли США будут противиться ликвидации этой угрозы.
Конечная конфигурация Ближнего Востока будет представлять из себя сложную смесь интересов сразу четырех крупных игроков - России, США, Ирана и Израиля. Наверняка Штаты рассчитывают контролировать регион через балансирование интересами своих "партнеров". Это непросто, но гораздо менее затратно, чем предыдущая политика силового присутствия. Окажутся ли российские и иранские дипломаты искусными настолько, что сумеют играть по своим правилам - вопрос, безусловно, открытый.