Российские информагентства сообщают о том, что фильм "Легенда №17", рассказывающий о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове и триумфе советской сборной в матче с Канадой, стал лидером российского проката. Только за выходные дни лента Николая Лебедева заработала 7,6 миллиона долларов.
Главную роль в "Легенде №17" сыграл Данила Козловский ("Духless"), а небольшая роль досталась настоящему сыну Харламова – Александру. Тренера Анатолия Тарасова сыграл Олег Меньшиков, а возлюбленную легендарного хоккеиста – Светлана Иванова.
Аннотация фильма гласит: «…Харламов живет своей любовью к хоккею, он практически одержим этой игрой. Он много и упорно тренируется, не жалеет сил и идет к своей цели - стать профессионалом, его задор и талант замечает великий тренер Анатолию Тарасову, мнение которого играет огромную роль в спорте того периода, благодаря Тарасову Харламов попадает в команду «Звезда», именно в ней начинается карьера Валерия. Молодой хоккеист становится профессионалом, настоящим бойцом ледовой арены, до этот путь тернист и сложен, партнеры по команде далеко не всегда рады успехам молодого выскочки, пройдя суровую хоккейную школу в «Звезде» будущая легенда № 17 переходит в ЦСКА, тренером которой является сам Тарасов. Далеко впереди легендарный матч с канадцами в суперсерии с игроками НХЛ, который сделает Харламова Легендой №17, а пока его ждет неразделенная любовь, жизненные сложности, ссоры с тренером...»
Авторы и исполнители картины «Легенда № 17» признались, что решили «порадовать тех, кто хочет вспомнить о жизни в СССР со всеми её плюсами и минусами, а также почувствовать ту атмосферу патриотизма и любви к родине, которую игроки сборной создавали на льду. В то непростое время они понимали, что сражаются с канадцами за честь своей великой родины, а не просто за результат конкретного матча».
Однако после массового просмотра «Легенды № 17» среди большинства положительных отзывов не затерялись критики этой кинокартины, усмотревшие некоторые изъяны в том, как актеры – маститые и не очень – попытались передать атмосферу советского времени и легендарных хоккейных битв с канадцами… Впрочем, мнения полярны, дают возможность выбора и пищу для размышлений…
Экспертные оценки
Хочу сказать, что с помощью все того же попсового набора актеров, мы получили весьма неплохой фильм. Вот что значит сниматься у хорошего режиссера, а не у плохого. Вот что значит играть у жестокого, со скверным характером, но талантливого тренера, которым был Анатолий Тарасов.
Тарасов доказывал преимущества своей школы и советской системы развития спорта, как бы она не казалась порочна и груба. Человек, который ставил «Легенду №17», заставил стандартный российский набор актеров отработать от души, хотя, конечно, не обошлось и без голливудских штампов.
Но цель была достигнута - сняли воистину духоподъемный фильм. Что самое главное, после него мальчишки пойдут записываться в хоккейные школы, а не в школу юных депутатов. Как после легендарного советского фильма «Белый Бим, Черное Ухо», полстраны побежало покупать собак породы сеттер, так и здесь - люди пойдут отдавать своих детей в хоккей, чтобы они стали "как Харламов".
Я согласен с коллегой Юрием Черданцевым, что фильм не шедевр. Но его достоинство именно в том, что он без участия депутатши Яровой может родить настоящее, никем не проплаченное чувство патриотизма. Как давно я не видел такого искреннего прилива патриотизма!
А сцена, когда сборная СССР в первом матче Великой Суперсерии, битвы с канадцами в 1972 году, забивает первый ответный гол, напомнила мне, как ликовала очумевшая Москва и вся страна, не верившая в победу футбольного ЦСКА в финале Кубка УЕФА в 2005, а в итоге его получившая. И... слезы.... именно те лиссабонские слезы счастья и очумелого восторга, появились на моих глазах!
Фильм про Харламова и Тарасова - это лучшее про спорт и настоящую любовь к Родине, наверное, за все нулевые. Отдавайте своих детей в хоккей! И в футбол! И вообще в спорт. И получите новое поколение Харламовых!
Вся мощная пропагандистская кампания вокруг фильма имела один стержневой элемент. Он связан с внесением в историю великого советского хоккеиста Харламова системного антисоветского воспитания публики. Практически во всех передачах, которые были посвящены фильму, красной нитью проходила схема, что Анатолий Тарасов находился в контрах с политическим руководством Советского Союза, что он был практически диссидентом.
Эта схема очень характерна для нынешней линии официального Кремля. Наши власти ощущают свою неполноценность перед результатами, которых добивался Советский Союз и в спорте, и в космосе, и в военно-техническом развитии, и в образовании. Возникает чувство каким-то образом унизить советский период. И завуалировать суть нынешнего политико-технологического устройства, которое связано, прежде всего, с олигархическим капиталом.
Успехи советского спорта, и в особенности хоккея, связаны не с тем, что невесть откуда, вдруг появился Тарасов. Это было связано, прежде всего, с той идеологией, которая бросала вызов идеологии Запада в качестве альтернативной системы устройства мира. Противостояние шло в политической сфере, в военно-стратегической области, точно также оно продолжалось и в спорте.
Вторым источником побед было чисто державное соперничество, которое шло между советской Россией и Соединенными Штатами плюс Канада. Наше государство делало все для того, чтобы развивать различные виды спорта. И в первую очередь, конечно, североамериканский хоккей с шайбой. Был организован детский турнир «Золотая шайба», финансировались секции для ребят, начиная с самого юного возраста. Отсюда выросли и Харламов, и Петров, и Якушев.
В фильме делается акцент исключительно на Тарасове, но надо сказать, что теоретиком, который создал русский хоккей, был все-таки Аркадий Чернышев. Чернышев и Тарасов работали абсолютно на равных. Поэтому нельзя говорить об одном и не говорить о другом.
В центр картины поставлена сенсационная серия «СССР-Канада». Кстати говоря, в этой серии сборной СССР руководил другой блестящий тренер и игрок ‒ Всеволод Бобров. То есть советский хоккей не замыкался только на Тарасове и на Харламове. В этом я вижу ещё один недостаток фильма.
Перед нами отнюдь не типичный байопик, скроенный по голливудским лекалам. Само название фильма говорит о том, что зритель смотрит миф, легенду, спортивную фантазию на заданную тему. Казалось, что мы видели как действует подобный метод в кино десятки раз. Но уникальность данного проекта заключается в том, что никто еще не микшировал миф и реалистичность столь виртуозно.
Образ Харламова, созданный Козловским, напрочь лишен литературной выписанности персонажа. Это абсолютно живой человек, простой советский парень, который был рождён для хоккея, жил только им. Напомним, что реальный Харламов погиб аккурат после того, как не был включен в сборную. Впрочем, в фильме Лебедева, гибель хоккеиста оставлена за кадром. Главное здесь – отношения между Харламовым и Тарасовым. Если Данила Козловский визуально отлично попадает в образ, то Олег Меньшиков на Тарасова совсем не похож. Однако отсутствие внешнего сходства не помешало ему продемонстрировать тонкую, глубокую актёрскую работу. И впервые за долгое время напомнить о себе, как об одном из самых крупных современных отечественных актёров.
Времена, когда Харламов был популярен в СССР как Юрий Гагарин или Владимир Высоцкий, остались в далёком прошлом. Фильмы о становлении личности, с которой каждому мальчишке хочется брать пример, также не балуют отечественный экран. «Легенда № 17» способна вернуть зрителю идею соборности и личной сопричастности к величию прошлого.
Борцы с системой способны увидеть в происходящем очередной поклеп на Советский Союз, байку о том, как гению (Тарасову) мешали работать (за неблаговидную роль спортивного чиновника, вставляющего палки в колёса отдувается Владимир Меньшов), но в первую очередь, этот фильм о внутреннем преодолении, без которого нет большого спорта. И, что самое главное – это очень честное, искреннее кино. Из той эпохи, когда спортсменами двигала не жажда наживы, а простое желание побеждать.