15 декабря 2016

ГРАБЁЖ

Суд Амстердама умыкнул в пользу Украины крымскую коллекцию скифских артефактов, собранную русскими археологами
Фото: ссылка
ГРАБЁЖ - открытое похищение чужого имущества.
С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

14 декабря Амстердамский суд принял решение, что коллекция скифско-сарматских артефактов из 4-х музеев Крыма, экспонировавшаяся в Голландии с февраля 2014 года на выставке «Крым: золото и секреты Черного моря» должна быть передана не крымским музеям, а Украине.

Депутат Госдумы Наталья Поклонская выразила готовность оказать крымским музеям помощь в борьбе за коллекцию золота скифов, передаёт Интерфакс. Поклонская назвала решение суда Амстердама политическим актом и сказала, что считает его необъективным: «Это золото было обнаружено еще в XIX веке в русском Крыму. Какое отношение имеет к этой уникальной ценности Украина, непонятно».

Директор Музеев Кремля Елена Гагарина в среду заявила: «Очень важно понимать, что весь музейный фонд - это собственность государства, а не имущество отдельно взятого музея или иного учреждения культуры. В данном случае, когда предметы были вывезены с территории Украины и принадлежали Украине как государству, это решение представляется мне вполне обоснованным».

«Вопрос коллекции скифского золота находится под контролем соответствующих ведомств России, это не вопрос президента» – заявил 15 декабря пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.

Экспертные оценки

Я полагаю, что, поскольку основная часть коллекции была составлена археологами СССР, то коллекцию крымских музеев нужно вернуть в СССР. То есть восстановить СССР и передать народу СССР все коллекции крымского скифского золота. Это будет единственным идеальным юридическим решением. Это первое.

Второе. Если руководствоваться логикой госпожи Гагариной, то в таком случае её отец является казахским космонавтом, ведь взлетал он с территории Казахстана. Также он – украинского происхождения (Смоленск ведь в древности – часть Литовской Руси), а в России был проездом между рождением и полётом. Поэтому полагаю, что корни Елены Гагариной находятся на Украине или в Казахстане.

Серьёзно говоря, я не уверен, что дочь Гагарина – политическая украинка. Она могла ляпнуть про украинскую принадлежность крымской коллекции не из проукраинских соображений, а сугубо исходя из зазубренных, неверно понятых формул. Я полагаю, что эта уважаемая женщина – просто отличница, которая прекрасно умеет решать простые школьные задачи, которые проходила. В данном случае перед ней встала задача, которую она не проходила, где нужно было немножечко думать не шаблонно. Поэтому такая оказия и вышла. Вообще, в принципе украинская история за последнее время выработала в нас новое умение, которое мне совершенно не нравится – умение травить людей и подозревать своих соотечественников в предательстве. Я полагаю, что чем больше мы этим будем заниматься, тем больше наша страна будет похожа на Украину. Я призвал бы отказаться от этого соблазна, не наклеивать на соотечественников ярлыки или делать это как можно меньше.

Но слово не воробей. Если руководствоваться логикой Гагариной, то все исторические собрания из музеев, допустим, Владимира и прочих городов Владимиро-Суздальской Руси надо тоже отдать Украине, потому что, когда создавались эти города и писались древние иконы, Великое княжение находилось в Киеве, и Александр Невский был Великим князем киевским. Давайте по этой логике всё отдадим?

Как вариант можно выбрать другие интересующие нас опорные точки. Мы можем выбрать моменты, когда, допустим, Польша принадлежала Российской империи – и заявить свои права на все польские музеи. , что идеальным юридическим решением было бы восстановление СССР и передача коллекции советскому правительству.

Я полагаю, что решение Амстердамского суда – сугубо формальное. Оно является игнорированием народа Крыма, потому что сокровища Крыма принадлежат не какому-нибудь государству, а народу Крыма. А государство охраняет эти сокровища, оно обеспечивает возможность их изучения. Но сокровища Крыма принадлежат народу Крыма. Точно так же, как и сам Крым, которым этот народ недавно на референдуме распорядился. Поэтому, безусловно, скифские артефакты нужно вернуть в крымские музеи, которые до этого занимались их изучением.

А что до голландского правосудия, то недавно в своём Фейсбуке Арсен Аваков, министр внутренних дел Украины, заявил, что это судебное решение – результат его деятельности. Он оказал влияние на Голландию, на голландские суды и таким образом протолкнул нужное решение. Я полагаю, что это заявление господин Авакова, которого за язык никто не тянул, нужно немедленно использовать в свою пользу. А именно – предъявить это заявление судьям, которые выносили решение, и усомниться в их чистоте их намерений, в том, что на них не было оказано давление, не коррумпированы ли они. В том же случае, если выяснится, что судьи вынесли это дурацкое решение по собственной воле без какого-либо давления, то, полагаю, что голландскому правосудию следует привлечь господина Авакова к уголовной ответственности за клевету на судей. В общем, в любом случае, благодаря длинному языку Арсена Авакова, кто-нибудь из них сядет: либо он, либо голландские судьи. И это прекрасно!

И ещё одно. Современная Украина не представляется мне тем местом, где можно хранить имеющие значение для всего человечества скифские, сарматские, аланские, готские артефакты. Но это как посмотреть: сами посудите, если вы европеец и если вы отправите скифское золото в российский Крым, то это золото, считай, пропало для вас. А если вы отправите это золото на Украину, то очень скоро всё это золото окажется в Европе, проданное на чёрных рынках. Таким образом, золото попадёт в «цивилизованные руки эффективных собственников», будет спасено для Европы, то есть для «мировой культуры». Для европейцев передать скифское золото украинскому ворью – это всё равно, что его спасти, а при передаче его российским учёным оно пропадёт без цивилизации. Вопрос в том, что считать цивилизацией и что считать пропажей.

Украина перед госпереворотом населяла все административные должности, особенно культурную их часть, выходцами из Галичины, ярыми укропатриотами, которые бы не остановились перед вредительством даже в таком виде, как выслать, раздать уникальные сокровища. Это понятно. Именно в этом и заключалась культурная политика Украина последние двадцать пять лет: не в том, чтобы продвинуть украинскую культуру, а в том, чтобы нанести наиболее серьёзный ущерб русской культуре. Точнее говоря, продвижение украинской культуры рассматривалось только как результат уничтожения русской, уничтожение всего русского, всего советского. Подобная философия была абсолютно видна, она не скрывалась. Так что вполне возможно, что культурные власти Крыма, поняв, что дело идёт к отделению Крыма от Украины, могли устроить такую пакость: действительно специально выслать коллекцию в Европу просто для того, чтобы она не досталась москалям.

Разговор о коллекции из четырёх крымских музеев, которая зависла в Голландии и решением суда Амстердама должна быть передана Украине, чаще всего вертится вокруг понятий современных: правовых, межгосударственных и так далее. Но есть и другие аспекты, а именно: что, собственно говоря, теряем мы, теряет народ Крыма с утратой скифско-сарматских древностей? Мне хочется поговорить о содержании и значении этой коллекции.

Современное определение народов, наций, государств всё больше скатывается к каким-то масонским прописям, где народ, как носитель языка, искусства, ремёсел, уникального генетического склада, наконец – то есть традиции в целом, – не учитывается вовсе. Народов в современной международной юриспруденции как бы и нет. Есть политические нации. И поэтому никто даже не ставит вопрос о том, имеют ли право народы на собственное культурное, историческое, религиозное наследие. На мой взгляд – имеют. И в какой степени мы можем говорить о том, что крымская скифская коллекция является одним из краеугольных камней самосознания и культурной традиции крымского и всего русского народа?

Великий учёный, директор музея археологии СССР и декан исторического факультета МГУ академик Борис Александрович Рыбаков с большим трудом смог добиться того, что в учебники истории было введено положение о том, что мы – русы, славяне – являемся потомками скифов-пахарей. Живём на той же территории, где когда-то жила эта северная группировка скифов, и являемся наследниками именно их. И во времена жизни и деятельности Бориса Александровича, и сегодня существует множество противников того воззрения, что именно скифы являются основным, как говорят историки, этническим субстратом нашего народа. Но в последнее время совершено множество археологических и генетических открытий, которые, кажется, ставят точку в этом споре. Не просто скифы-пахари, не просто скифы Среднего и Верхнего Поднепровья, Поворскленья являются нашими прародителями – а, похоже, скифы вообще.

Знаменитые уже алтайские находки (спасибо Сергею Кужегетовичу Шойгу) не оставляют сомнений в том, что скифы были праславянами – предками русских. В вечной мерзлоте сохранились тела скифов и скифянок, сохранились ткани, сохранилась живопись, а не только золото. И исходя из этих новых данных, мы можем только поражаться и восхищаться глубине и долговечности нашей традиции, которая, зародившись 4 или 3,5 тысячи лет назад, оформившись в великое искусство, в великую традицию в период рассвета скифского царства Атея, до сих пор в наших деревнях явлена во всей полноте. Например, в вышивках, орнаментах, узорах на посуде. Уверен, что и в песнях.

Таким образом, крымская скифская коллекция является не просто интересным собранием произведений искусства каких-то далёких от нас античных племён, а является собранием сакральных ценностей, которые являют нам наше историческое младенчество. И при том во всех аспектах: и в области искусства, и в области идеологии.

Потому что огромное количество тех артефактов, которые ныне изымаются у русского народа, носят глубоко религиозный смысл. Например, в уникальной крымской коллекции одна из жемчужин – это скульптура змееногой богини. Скифы называли её Апи. Это богиня Земли. По приданию, записанному Геродотом две с половиной тысячи лет назад, эта богиня вступила в любовную связь с Гераклом и родила от него сына-скифа, от которого и пошёл весь народ. А так как весь наш народ пошёл от скифов (самоназвание их было сколоты – дети Солнца), то получается, что мы имеем в этой коллекции одну из древнейших религиозных святынь нашего народа.

Кто-то скажет: но ведь с этой точки зрения и русские, и современные украинцы – это один и тот же народ, и, таким образом, какая разница – где будет находиться скульптура Апи: в украинском Киеве или в российском Крыму? Разница огромная.

Современные украинцы продали своё сколотское первородство за чечевичную похлёбку евроинтеграции. Они более не хотят считать себя частью Русского мира ни в современном, ни в древнеисторическом плане. Они даже выдумали своё происхождение от германского племени укров, только чтобы не быть сколотами, не быть славянами, не быть русскими. Я не вижу ни одной причины, по которой современные потомки укров, не видящие ничего сакрального в скульптурных изображениях древних праславянских богинь, не продадут эти изваяния за доллары и евро.

Я неоднократно бывал в Керченском историко-культурном музее-заповеднике. Естественно, я разговаривал с сотрудниками и этого и других крымских археологических музеев. Они рассказали мне, что история ограбления крымской земли, история изъятия у крымчан уникальных исторических памятников насчитывает уже много лет. Говорили мне о том, что ещё в царское время золото из уникального кургана Куль-Оба центнерами было или расхищено местными чиновниками, или отправлено в Петербург, где ныне выставлено в Эрмитаже. Как ни крути, но у Крыма оно похищено. Позже барон Врангель, правитель Белого Крыма, которого пытаются представить бескорыстным борцом за святые монархические идеалы, уезжая из Крыма, не забыл прихватить из крымских музеев столько артефактов, что, например, только в Лувре они составляют три скифских зала.

Мне горько говорить об этом, но и в советское время ограбление крымских музеев продолжалось. Когда Хрущёв украл Крым у России и отдал его Украине, вместе с этим были украдены и остававшиеся в то время древние крымские скифские изделия из золота, серебра, электрона, драгоценных камней, скульптуры, плиты с надписями. И в гигантском количестве переправлены в киевские музеи, где сейчас и находятся. То есть, Украина, грабя сейчас крымские музеи, делает это далеко не первый раз, а всё самое удивительное, ценное и прекрасное и так давно уже было похищено. То есть это повторное ограбление.

Вообще, отношение к скифскому золоту на Украине хамское. Вспомним только одну деталь. На инаугурации президента Ющенко его супруга вся была обвешана килограммами древних украшений, что лишний раз указывает на то, что ничего сакрального в скифских произведениях искусства (которое, кстати, насквозь, как и всё древнее искусство, было религиозным) для украинцев, сделавших «европейский выбор», не было и нет.

А ещё это урок всем нам. Таврида – наша священная прародина – была многократно ограблена. Я не упоминал ещё ограбления, которые совершались во время Крымской войны западной коалиции против Русского мира в 1855 году. И фашисты во время оккупации Крыма, разинув рты от восторга перед крымскими артефактами, тоже вывозили их тоннами. И урок должен заключаться в следующем. Крым является по-прежнему местом, где не найдено, к счастью, очень много археологических редиквий. Крым весь в курганах. Крым весь в сказочных подземных дворцах, подобных тому, который известен как Царский курган, где был захоронен скифский царь из династии Спартокидов. Это уникальное сооружение находится около Керчи. Гигантский подземный дворец, где, кстати, велись съёмки инопланетных эпизодов фильма «Туманность Андромеды», по счастью, стоит на месте, потому что вывезти такое циклопическое сооружение не удалось. Рекомендую всем его посетить,

И учёные надеются, что крымская земля хранит ещё в разы больше чудес, чем те, что уже похищены у Крыма. Кстати, в 2013 году я был на выставке в Керченском музее, где демонстрировалось античное золото Крыма, и был поражён тем, что всё, что показывалось там, было найдено буквально в последние годы. В том самом году был найден кувшин античных золотых монет– кстати, это не только дензнаки, а и великие произведения искусства. И таких находок будет ещё много. Надеюсь, что будет принят такой свод законов в нашем государстве, такая, как говорил Булгаков, «фактическая, окончательная бумага, бронь», которая сделает невозможным повторение таких историй, как та, которую мы сегодня обсуждаем.

Слово дня 14 декабря 2016
Экспертные оценки:
1.0x