24 июля 2018

ГАВАНЬ

Вложения РФ в ценные бумаги США продолжают сокращаться
Фото: ссылка
ГАВАНЬ - защищенное прибрежное водное пространство, где обеспечивается надежное укрытие судов на якорной стоянке во время штормов. Обычно гавань занимает ограниченную площадь побережья бухты. Но если нет подходящей бухты, порты сооружают на открытом морском побережье. Хорошая морская гавань должна удовлетворять некоторым определенным требованиям: она должна быть закрыта с тех сторон, откуда в данной местности могут дуть сильные ветры; ее акватория должна быть достаточно глубокой для судов при наименьшем уровне воды во время отлива; донный грунт должен хорошо держать якорь.
Энциклопедия Кругосвет (2008).

На прошлой неделе стало известно: по данным Минфина США ЦБ РФ избавился почти от 85 % своих вложений в американских госдолг. наше участие в госдолге Соединённых штатов сократилось до 11-летнего минимума. И в настоящий момент сумма российских вложений составляет 14,9 миллиарда долларов. Отказ от американских ценных бумаг руководитель Банка России Эльвира Набиуллина объяснила тем, что российский регулятор в данный момент диверсифицирует международные резервы, учитывая все риски: финансовые, экономические, геополитические.

 

Иллюстрация: И. К. Айвазовский, «Графская пристань».

Экспертные оценки

Никаких радикальных изменений в раскладе рисков для российских вложений в американский госдолг за прошедшие дни не произошло. Если бы действительно произошли какие-нибудь радикальные изменения, тогда значительное уменьшение доли американских ценных бумаг в валютных резервах РФ можно было бы объяснить словами Набиуллиной. Однако Эльвира Сахипзадовна — не очень способная девушка в плане того, чтобы объяснять свои действия. Она очень исполнительная, но объяснить, что она делает, не в состоянии. Она даже была не в состоянии достаточно грамотно объяснить, почему же произошло такое радикальное снижение инвестиций ЦБ в американские казначейские бумаги. Напомню, на начало текущего 2018 года в портфеле Центробанка таких бумаг было на сумму примерно 100 миллиардов долларов. ЦБ начал скидывать эти бумаги в апреле. Я думаю, что это связано с теми санкциями, которые озвучил Трамп 6 апреля. И я думаю, что сброс части казначейских бумаг из портфеля Центрального банка — это реакция на очередную порцию американских санкций. Подозреваю, что это не было решением Набиуллиной, а была некая команда из Кремля. Видимо, всё-таки президент дал такую команду, а такая команда не обсуждается — она исполняется.

Вроде бы как одну лапу попытались вытащить, а другая лапа начинает увязать. Куда переброшены эти деньги? Есть определённые оценки. ЦБ такой цифири не даёт, но некоторые эксперты такую цифирь приводят, хотя всё-таки нет ссылок на первоисточник. Если им верить, преимущественно это перевод денег на депозитные счета иностранных банков. А также это перевод денег на депозиты некоторых центробанков, которые не называются экспертами и СМИ. Далее — это депозиты Банка международных расчётов. Известно, что Банк международных расчётов держит на своих депозитах примерно около 10% всех международных резервов большинства ЦБ мира. Так что это привычная гавань, куда центральные банки направляют свою валюту. Ну и какая-то часть, вероятно, была конвертирована в бумаги других эмитентов. Называются Германия, Китай. Считается, что всё-таки в бумаги было инвестировано меньше. Ещё упоминается увеличение резервной позиции РФ в МВФ — хотя эти данные нельзя проверить

В целом понятно, что риски-то, по сути дела, не сильно снижены. Потому что если речь идёт о валютных депозитных счетах, то, конечно, дядя Сэм может дотянуться до практически любого банка, особенно если это коммерческий европейский банк или банк какой-то страны типа Австралии или Канады. ЦБ формально выполнил команду — но только формально. Риски сильно не снизились.

Поэтому, если действительно мы хотим учитывать политические риски, то необходимо думать о каких-то реальных альтернативах. А главное: зачем накапливать такие гигантские валютные резервы? Я припоминаю, как в 90-е годы говорили: «Деньги должны работать, деньги должны обращаться, не должно быть застоя денег». А мы видим застой валюты. Мы видим, что валютные резервы не дают практически никакого приращения доходов. Я даже приведу некоторые цифры. Вот статистика ЦБ: «Изменения международных резервов за 1-ое полугодие 2018 года». Прирост международных резервов у нас составил 24 миллиарда долларов. То есть берётся величина резервов на 1 января 2018 года и и сравнивается с 1 июля 2018 года. На фоне этого прироста одновременно произошло изменение величины международных резервов в результате двух факторов.

Первый фактор: переоценка валютных резервов из-за изменения валютных курсов отдельных финансовых инструментов по отношению к доллару. И что мы имеем? За полгода в результате изменения валютного курса потери составили 8,8 миллиарда долларов,

Второй фактор: изменения рыночных цен. Прежде всего, изменение рыночных цен на те же самые казначейские бумаги. По итогам первого полугодия 18-го года получилось 3,7 миллиарда долларов убытков.

Итого Россией потеряно примерно 12,6 миллиарда долларов в результате того, что эта валюта «лежала». Нам при этом продолжают говорить, что «деньги должны работать». Если деньги действительно должны работать, то и валюта не должна лежать на балансе ЦБ. То есть: если мы сказали «А», надо сказать «Б». Значит, должен быть некий валютный поток.

И тут я вспоминаю, как у нас проводилась индустриализация в 30-е годы XX века. Да, мы и тогда получали валюту по разным каналам — прежде всего в результате экспорта. Эта валюта «с колёс» шла на закупку машин и оборудования. Таким образом проводили индустриализацию. Если сегодня мы действительно хотим восстановить свою экономику, если мы хотим сделать рубль сильным, если мы хотим, чтобы Россия была независимой — то нам надо, конечно, проводить реиндустриализацию. И финансовые условия для такой реиндустриализации у нас есть: гигантские международные резервы. Даю точную цифру: на середину текущего года они составили 456 миллиардов 749 миллионов долларов. Это данные Центрального банка. И не нужно искать гавань для них вовне, когда она — внутри.

К сожалению, ЦБ сказал «А», но не говорит ни «Б», ни «В». А это как раз принятие решений по закупке инвестиционных товаров. Естественно, закупка инвестиционных товаров должна осуществляться не хаотично, а в соответствии с некими планами, программами реиндустриализации. А таких планов и программ нет. И в результате получается странная ситуация. Центробанк наращивает международные резервы, при этом несёт большие потери, которые я только что обозначил всего за полгода. За длительные периоды суммарные потери бывали и гораздо более существенными. Центральный банк не может объяснить, зачем он это делает. По крайней мере, до прихода Набиуллиной в ЦБ говорили, что «мы накапливаем международные резервы для того, что поддерживать стабильный курс российского рубля. Мы проводим валютные интервенции, когда происходит отток валюты, тех же самых долларов, и устанавливаем равновесие на российском валютном рынке, поддерживая, таким образом, курс национальной денежной единицы». Но, когда Набиуллина пришла в ЦБ, начали петь другие песни: мол, «нам не нужен стабильный рубль с точки зрения валютного курса. Он должен быть свободно плавающим, а если он свободно плавающий, то и валютных интервенций не надо». А если не надо валютных интервенций, то тогда не нужны и международные резервы. Действительно, чиновники могут мыслить таким образом, что у них концы с концами не сходятся.

Я работал в Центральном банке Российской Федерации и знаком с некоторыми его нормативными документами. Конечно, вопрос, связанный с управлением международными резервами — очень закрытый. Но, тем не менее, даже сам ЦБ в некоторых своих документах рассказывает, на основе каких критериев они определяют свою политику в области валютных резервов. Давайте посмотрим, что же это за критерии. В Центробанке постоянно ссылаются на то, что мы с вами называем вашингтонским консенсусом: на Устав и нормативные документы МВФ. Но в этих документах значится, что «оптимальный объём золотовалютных резервов эквивалентен трёхмесячному импорту страны». Этот норматив появился очень давно, но он остаётся, и ЦБ на своём сайте, не стесняясь, напоминает о существовании такого норматива. И даже приводит определённую статистику не только России, но и других стран. Есть страны, у которых нет резервов даже на месячный импорт; у США резервы колеблются в диапазоне один-два месяца импорта. Большинство европейских стран — то один-два-три месяца импорта. А как Вы думаете, каков у России этот показатель? 16 месяцев импорта! То есть, получается, ЦБ РФ святее папы Римского. Тогда возникает вопрос: а зачем вы приводите эти самые нормативы МВФ — вы что, на них ориентируетесь? А если вы их перевыполнили в 5 с лишним раз, то тогда объясните, зачем? Но в недрах регулятора полное молчание: никто не собирается объяснять нам, зачем они это делают.

Есть и внутренний документ Центробанка. Он определяет, что «главный критерий определения структуры портфеля международных резервов — это доходность отдельных финансовых инструментов, валютных курсов отдельных денежных единиц». С учётом этого в ЦБ и работают. Политические риски там практически не учитываются. Я об этом много раз говорил: доверять управление международными резервами людям, которые имеют коммерческий взгляд на мир или мировоззрение бухгалтеров, ни в коем случае нельзя. Особенно в сегодняшнее время, когда фактически ведётся необъявленная экономическая война, когда против России выдвигаются всё новые санкции и когда существует риск заморозки наших международных резервов. Может быть, сейчас всё-таки что-то сдвинется с мёртвой точки, и в ЦБ появятся другие нормативные документы, которые будут принимать в расчёт политические риски? И, может быть, появятся какие-то новые люди, которые будут смотреть на этот вопрос с геополитических позиций, а не с позиций узко бухгалтерских? Стоит ли на это надеяться? Не знаю.

Слово дня 23 июля 2018
Экспертные оценки:
1.0x